ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 1217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТГП вопросы

КП вопросы

ПО вопросы

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.Деликтология это междисциплинарная комп­лексная наука и направление в законодательстве о непреступных право­нарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административ­ную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.Административная деликтология изучает и регламентирует правонаруше­ния, предусмотренные Кодексом об административных правонарушени­ях. Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государствен­ное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения.Гражданская деликтология 

КП

17. Конституционно-правовая природа и сущность судебной власти

ПО

2. Понятие и признаки правосудия, его виды, общая характеристика. Правосудие и судопроизводство: соотношение. Конституционные поправки 2020 года о видах судопроизводства.

3. Сущность и значение принципов правосудия, их классификация. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы судоустройства и судопроизводства. Проблемы регламентации новых принципов правосудия.

11. Судебная власть и ее роль в обществе: понятие и признаки. Проблемы независимости и полноты судебной власти. Судебная власть и гражданское общество.

13. Звено судебной системы и судебная инстанция: соотношение понятий. Система судебных инстанций и звеньев в Российской Федерации.

15. Профессиональный судейский корпус и судейское сообщество. Органы судейского сообщества и практика их деятельности.

16. Прокуратура как орган надзора за законностью. Правовые основы, цели, принципы организации и деятельности прокуратуры. Направления, функции и система органов прокуратуры.

17. Следственный аппарат. Органы расследования преступлений. Дискуссия о едином следствии.

18. Органы внутренних дел и деятельность по охране общественного порядка (функция полиции). Задачи, организация и принципы деятельности полиции. Реформа полиции.

19. Сущность, задачи и основные формы деятельность адвокатуры. Модели организации адвокатуры. Организация адвокатуры в России.

20. Понятие и виды частной детективной (сыскной) деятельности. Проблемы реализации законодательства о сыскной деятельности.



В числе муниципальных образований - внутригородские территории города федерального значения.

Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя осуществляется законами субъектов РФ.

В целях выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Советы муниципальных образований субъектов Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Организационные основы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

К числу институтов непосредственной демократии, через которые граждане принимают участие в местном самоуправлении, относится местный референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

От местного референдума следует отличать опрос граждан, который проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Контроль за деятельностью депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется посредством досрочного отзыва гражданами вышеперечисленных лиц.

Участие в решении вопросов местного значения осуществляется гражданами посредством голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
. Оно проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Оно подлежит обязательному исполнению на территории поселения.

Также важной формой является возможность выступления с правотворческой инициативой группы граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Широкое распространение имеет территориальное общественное самоуправление, представляющее самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Оно осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Также граждане имеют возможность влиять на деятельность органов местного самоуправления посредством индивидуальных и коллективных

обращений.

Помимо институтов непосредственной демократии граждане участвуют в решении вопросов местного значения через органы местного самоуправления. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для:

—решения установленных федеральным законом вопросов местного значения;

—осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов;

—обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

—решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо— и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения, автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также иное имущество, предусмотренное ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» .


Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

К собственным доходам местных бюджетов относятся: средства самообложения граждан; доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности и иные доходы.

Органы местного самоуправления в единой системе органов публичной власти в Российской Федерации

*Из статьи за 2017 год

С точки зрения теории права, публичное право является совокупностью норм, защищающих государственный интерес, в отличие от частного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих и охраняющих отношения частных лиц. Иными словами, публичное право является сферой власти и подчинения, а частное право — сферой свободного усмотрения субъектов. Исходя из вышесказанного, местное самоуправление можно включить в систему публичной власти, поскольку в муниципально-правовых отношениях достаточно четко прослеживается властный характер, как муниципальных органов власти, так и населения муниципального образования.

Устанавливая публичность в муниципально-правовых отношениях, следует привести мнение известного ученого-государствоведа Ю.А. Тихомирова, еще в 1995 году определившего проблему изучения самоуправления как проявления публичности. Исходя из анализа советского законодательства о местном государственном управлении, ученый отмечает, что «самоуправление рассматривалось как параллельно существующее явление, не обладающее признаками публичности». Это было связанно с тем, что «длительное время к основным проявлениям публичности в обществе относили власть и государственное управление». Таким образом, с точки зрения Ю.А. Тихомирова, смысл самоуправления как новой «публичности» заключается во взаимосвязи интересов личности, коллектива, общества и государства в целом.

В современной юридической литературе по данной проблематике признается, что местное самоуправление — это муниципальная публичная власть, имеющая основные признаки, характеризующие государственную власть.

С одной стороны, данный тезис аргументируется тем, что местное самоуправление имеет свой собственный механизм принятия и осуществления управленческих решений, с другой — властные полномочия реализуются непрерывно
. Последнее означает, что на регулярной основе проводятся выборы органов местного самоуправления и должностных лиц, организуются местные референдумы, сходы, собрания.

Одним из главных показателей «публичности» муниципально-правовых отношений является то, что муниципальная власть, наряду с государственной, имеет рычаги властно-принудительного характера, осуществляемые аппаратом принуждения.

Профессор В.Е. Чиркин справедливо подчеркивает, что, несмотря на наличие многих общих черт и характеристик государственной и муниципальной власти, каждая из двух разновидностей публичной власти имеет свои особенности. Среди этих отличий, в частности тот факт, что государственная власть действует от имени всего народа, а муниципальная — от имени сравнительно небольшого территориального коллектива. Государственная власть осуществляет полномочия на всей территории страны и в международных отношениях, муниципальная власть имеет строго локальную сферу деятельности, государственная власть суверенна, она устанавливает общие правила для функционирования органов управления, в том числе и муниципальных институтов.

Обобщая все вышесказанное, следует признать, что под местным самоуправлением необходимо понимать одну из форм народовластия, представляющую деятельность местных сообществ, осуществляемую ими на условиях сочетания собственных и государственных интересов по решению вопросов местной жизни, под свою ответственность и в пределах определенной территории.