Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 361
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а инструментами явились30:
– перевод всей системы пенсионного обеспечения на личные пенсионные накопительные счета;
– постепенное увеличение в течение 10 лет ставок страховых пенсионных взносов на 5%, что позволит увеличить коэффициент замещения на 20%;
– направление часть полученных доходов пенсионной системы на увеличение непосредственно самих пенсий;
– направление часть полученных доходов пенсионной системы на личные пенсионные накопительные счета;
– сокращение административных расходов на содержание аппарата управления пенсионного фонда.
Однако, полный отказ от распределительной системы пенсионного обеспечения в пользу исключительно накопительной резко увеличил управленческие расходы пенсионных систем, усилил еще большую их зависимость от уровня доходов населения, вызвал рост бюджетной нагрузки в переходный период, а резкий прирост частных накоплений далеко не всегда ведет к экономическому росту и развитию внутреннего финансового рынка. Поэтому результаты волны пенсионных реформ в странах Южной Америки по оценкам зарубежных и отечественных специалистов далеко не однозначны и всегда социально значимы31.
Значительная роль в эффективности проводимых реформ систем пенсионного обеспечения принадлежит степени участия государства в регулировании их финансовых инструментов.
Целесообразно выделить следующие критерии оценки этого участия:
– форма осуществления контроля, за формированием доходов системы пенсионного обеспечения – полностью частная или полностью государственная;
– степень необходимости участия государственных структур в регулировании и контролировании финансовых потоков в системе пенсионного страхования;
– распределение ролей между государственными структурами и частными компаниями в процессе управления инвестированием ресурсов пенсионных фондов;
– степень необходимости формирования государственных гарантийных фондов или другой формы перестраховочной защиты для системы пенсионного страхования32.
Иначе говоря, главным критерием доминирования в этом процессе является вопрос о том, у кого – у государственных или частных структур – более эффективные и качественные инструменты регулирования финансовых и инвестиционных потоков в системе пенсионного страхования. Так, например, при инфляционных и инвестиционных рисках системы пенсионного обеспечения, частные компании могут предложить лишь весьма ограниченные способы защиты по сравнению с государственным сектором.
Вывод: Отмеченные выше особенности пенсионных систем современной России и зарубежных стран позволяют отметить, что классических в чистом виде традиционных систем пенсионного обеспечения, распределительной и накопительной – в реальной экономике не существует. Национальные экономики используют элементы обеих систем в зависимости от доминирования макроэкономических, демографических или политических факторов. Обобщая тактические направления реформирования национальных систем пенсионного обеспечения в социально ориентированных рыночных экономиках, представляется возможным выделить в качестве приоритетных следующие: преимущественное использование «автоматически настраиваемых механизмов» (ААМ).
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения населения
Российская Федерация провозглашается социальным государством, одним из основных назначений которого является создание условий, обеспечивающих свободное развитие и достойную жизнь человека.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»33.
Пенсионная система выступает важнейшим элементом системы социального обеспечения, касающейся интересов как всего общества в целом, так и каждого человека в отдельности, и преследует своей целью формирование создание условий, способных обеспечить в долгосрочном периоде максимально эффективное удовлетворение потребностей пенсионеров.
Как отмечалось выше, пенсионная система России имеет два уровня и включает обязательное государственное пенсионное обеспечение и страхование; добровольное негосударственное пенсионное обеспечение и страхование. Существенное различие между этими видами состоит в том, что для негосударственного пенсионного обеспечения лицу не обязательно иметь трудовой стаж. Кроме того, добровольное пенсионное обеспечение имеет добровольный характер, и является дополнительным по отношению к обязательному пенсионному страхованию.
Структура отечественной пенсионной системы, представленная в Приложении Б, позволяет установить, что в ее состав входят государственные органы, Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР34, выступает страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования, представляющего собой систему создаваемых правовых, экономических и организационных мер на государственном уровне, призванных компенсировать гражданам заработок (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемый ими, после наступления установленных законодательством случаях, в размере установленного обязательного страхового обеспечения.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ можно определить как внебюджетный фонд, созданный государством для социального обеспечения нетрудоспособных категорий граждан при наступлении соответствующих страховых случаев, имеющий обособленный бюджет, собственные источники его формирования и направления расходования35.
Появление Пенсионного Фонда в России привело к появлению принципиально нового механизма финансирования и выплаты пенсий и пособий. Формирование средств для финансирования выплаты пенсий производится посредством аккумулирования поступлений обязательных страховых взносов работодателей и физических лиц.
Пенсионный фонд выступает самостоятельным финансово–кредитным учреждением, которое осуществляет свое функционирование на основании законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167–ФЗ установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. В законе определена организационно–правовая форма Пенсионного фонда как юридического лица – он является государственным учреждением36.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, которые представлены в Приложении В. Влияние Пенсионного фонда на экономику страны огромно, оно обусловлено его главной целью, а именно предоставить гражданину такой уровень жизненных благ, которые он заработал, путем перераспределения средств во времени и пространстве. Средства ПФР позволяют обеспечить выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, не способным в силу обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Этим определяется социально–важное значение и экономическая роль Пенсионного фонда.
ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим37.
В структуре ПФР – Управления в Федеральных округах Российской Федерации, Управления ПФР в субъектах РФ, в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны38.
Так, например, 6 марта 1991 года Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации было создано отделение ПФР по Орловской области. 31 января 2000 г. было подписано соглашение между ПФР и Администрацией Орловской области о создании в Орловской области Единой пенсионной службы. В настоящее время Главное управление УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) осуществляет организацию деятельности подведомственных территориальных органов ПФР39.
В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 76,4 млн застрахованных работников и свыше 42,9 млн чел. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 5,6 млн работодателей страхователей и 3,8 млн самозанятых страхователей40.
Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами, территориальные управления ПФР являются отдельными юридическими лицами. Для контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.
Бюджет ПФР выступает абсолютно автономной от государственного бюджета системой финансов на всех уровнях федеративного устройства России (федеральном, субъектов федерации и местном), утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;
– средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
– перевод всей системы пенсионного обеспечения на личные пенсионные накопительные счета;
– постепенное увеличение в течение 10 лет ставок страховых пенсионных взносов на 5%, что позволит увеличить коэффициент замещения на 20%;
– направление часть полученных доходов пенсионной системы на увеличение непосредственно самих пенсий;
– направление часть полученных доходов пенсионной системы на личные пенсионные накопительные счета;
– сокращение административных расходов на содержание аппарата управления пенсионного фонда.
Однако, полный отказ от распределительной системы пенсионного обеспечения в пользу исключительно накопительной резко увеличил управленческие расходы пенсионных систем, усилил еще большую их зависимость от уровня доходов населения, вызвал рост бюджетной нагрузки в переходный период, а резкий прирост частных накоплений далеко не всегда ведет к экономическому росту и развитию внутреннего финансового рынка. Поэтому результаты волны пенсионных реформ в странах Южной Америки по оценкам зарубежных и отечественных специалистов далеко не однозначны и всегда социально значимы31.
Значительная роль в эффективности проводимых реформ систем пенсионного обеспечения принадлежит степени участия государства в регулировании их финансовых инструментов.
Целесообразно выделить следующие критерии оценки этого участия:
– форма осуществления контроля, за формированием доходов системы пенсионного обеспечения – полностью частная или полностью государственная;
– степень необходимости участия государственных структур в регулировании и контролировании финансовых потоков в системе пенсионного страхования;
– распределение ролей между государственными структурами и частными компаниями в процессе управления инвестированием ресурсов пенсионных фондов;
– степень необходимости формирования государственных гарантийных фондов или другой формы перестраховочной защиты для системы пенсионного страхования32.
Иначе говоря, главным критерием доминирования в этом процессе является вопрос о том, у кого – у государственных или частных структур – более эффективные и качественные инструменты регулирования финансовых и инвестиционных потоков в системе пенсионного страхования. Так, например, при инфляционных и инвестиционных рисках системы пенсионного обеспечения, частные компании могут предложить лишь весьма ограниченные способы защиты по сравнению с государственным сектором.
Вывод: Отмеченные выше особенности пенсионных систем современной России и зарубежных стран позволяют отметить, что классических в чистом виде традиционных систем пенсионного обеспечения, распределительной и накопительной – в реальной экономике не существует. Национальные экономики используют элементы обеих систем в зависимости от доминирования макроэкономических, демографических или политических факторов. Обобщая тактические направления реформирования национальных систем пенсионного обеспечения в социально ориентированных рыночных экономиках, представляется возможным выделить в качестве приоритетных следующие: преимущественное использование «автоматически настраиваемых механизмов» (ААМ).
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения населения
Российская Федерация провозглашается социальным государством, одним из основных назначений которого является создание условий, обеспечивающих свободное развитие и достойную жизнь человека.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»33.
Пенсионная система выступает важнейшим элементом системы социального обеспечения, касающейся интересов как всего общества в целом, так и каждого человека в отдельности, и преследует своей целью формирование создание условий, способных обеспечить в долгосрочном периоде максимально эффективное удовлетворение потребностей пенсионеров.
Как отмечалось выше, пенсионная система России имеет два уровня и включает обязательное государственное пенсионное обеспечение и страхование; добровольное негосударственное пенсионное обеспечение и страхование. Существенное различие между этими видами состоит в том, что для негосударственного пенсионного обеспечения лицу не обязательно иметь трудовой стаж. Кроме того, добровольное пенсионное обеспечение имеет добровольный характер, и является дополнительным по отношению к обязательному пенсионному страхованию.
Структура отечественной пенсионной системы, представленная в Приложении Б, позволяет установить, что в ее состав входят государственные органы, Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР34, выступает страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования, представляющего собой систему создаваемых правовых, экономических и организационных мер на государственном уровне, призванных компенсировать гражданам заработок (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемый ими, после наступления установленных законодательством случаях, в размере установленного обязательного страхового обеспечения.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ можно определить как внебюджетный фонд, созданный государством для социального обеспечения нетрудоспособных категорий граждан при наступлении соответствующих страховых случаев, имеющий обособленный бюджет, собственные источники его формирования и направления расходования35.
Появление Пенсионного Фонда в России привело к появлению принципиально нового механизма финансирования и выплаты пенсий и пособий. Формирование средств для финансирования выплаты пенсий производится посредством аккумулирования поступлений обязательных страховых взносов работодателей и физических лиц.
Пенсионный фонд выступает самостоятельным финансово–кредитным учреждением, которое осуществляет свое функционирование на основании законодательства Российской Федерации.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167–ФЗ установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. В законе определена организационно–правовая форма Пенсионного фонда как юридического лица – он является государственным учреждением36.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, которые представлены в Приложении В. Влияние Пенсионного фонда на экономику страны огромно, оно обусловлено его главной целью, а именно предоставить гражданину такой уровень жизненных благ, которые он заработал, путем перераспределения средств во времени и пространстве. Средства ПФР позволяют обеспечить выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, не способным в силу обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Этим определяется социально–важное значение и экономическая роль Пенсионного фонда.
ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим37.
В структуре ПФР – Управления в Федеральных округах Российской Федерации, Управления ПФР в субъектах РФ, в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны38.
Так, например, 6 марта 1991 года Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации было создано отделение ПФР по Орловской области. 31 января 2000 г. было подписано соглашение между ПФР и Администрацией Орловской области о создании в Орловской области Единой пенсионной службы. В настоящее время Главное управление УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) осуществляет организацию деятельности подведомственных территориальных органов ПФР39.
В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 76,4 млн застрахованных работников и свыше 42,9 млн чел. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 5,6 млн работодателей страхователей и 3,8 млн самозанятых страхователей40.
Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами, территориальные управления ПФР являются отдельными юридическими лицами. Для контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.
Бюджет ПФР выступает абсолютно автономной от государственного бюджета системой финансов на всех уровнях федеративного устройства России (федеральном, субъектов федерации и местном), утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
– страховых взносов;
– средств федерального бюджета;
– сумм пеней и иных финансовых санкций;
– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
– средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;
– средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;