Файл: Пенсионная реформа в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а инструментами явились30:

– перевод всей системы пенсионного обеспечения на личные пенсионные накопительные счета;

– постепенное увеличение в течение 10 лет ставок страховых пенсионных взносов на 5%, что позволит увеличить коэффициент замещения на 20%;

– направление часть полученных доходов пенсионной системы на увеличение непосредственно самих пенсий;

– направление часть полученных доходов пенсионной системы на личные пенсионные накопительные счета;

– сокращение административных расходов на содержание аппарата управления пенсионного фонда.

Однако, полный отказ от распределительной системы пенсионного обеспечения в пользу исключительно накопительной резко увеличил управленческие расходы пенсионных систем, усилил еще большую их зависимость от уровня доходов населения, вызвал рост бюджетной нагрузки в переходный период, а резкий прирост частных накоплений далеко не всегда ведет к экономическому росту и развитию внутреннего финансового рынка. Поэтому результаты волны пенсионных реформ в странах Южной Америки по оценкам зарубежных и отечественных специалистов далеко не однозначны и всегда социально значимы31.

Значительная роль в эффективности проводимых реформ систем пенсионного обеспечения принадлежит степени участия государства в регулировании их финансовых инструментов.

Целесообразно выделить следующие критерии оценки этого участия:

– форма осуществления контроля, за формированием доходов системы пенсионного обеспечения – полностью частная или полностью государственная;

– степень необходимости участия государственных структур в регулировании и контролировании финансовых потоков в системе пенсионного страхования;

– распределение ролей между государственными структурами и частными компаниями в процессе управления инвестированием ресурсов пенсионных фондов;

– степень необходимости формирования государственных гарантийных фондов или другой формы перестраховочной защиты для системы пенсионного страхования32.

Иначе говоря, главным критерием доминирования в этом процессе является вопрос о том, у кого – у государственных или частных структур – более эффективные и качественные инструменты регулирования финансовых и инвестиционных потоков в системе пенсионного страхования. Так, например, при инфляционных и инвестиционных рисках системы пенсионного обеспечения, частные компании могут предложить лишь весьма ограниченные способы защиты по сравнению с государственным сектором.



Вывод: Отмеченные выше особенности пенсионных систем современной России и зарубежных стран позволяют отметить, что классических в чистом виде традиционных систем пенсионного обеспечения, распределительной и накопительной – в реальной экономике не существует. Национальные экономики используют элементы обеих систем в зависимости от доминирования макроэкономических, демографических или политических факторов. Обобщая тактические направления реформирования национальных систем пенсионного обеспечения в социально ориентированных рыночных экономиках, представляется возможным выделить в качестве приоритетных следующие: преимущественное использование «автоматически настраиваемых механизмов» (ААМ).
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения населения
Российская Федерация провозглашается социальным государством, одним из основных назначений которого является создание условий, обеспечивающих свободное развитие и достойную жизнь человека.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»33.

Пенсионная система выступает важнейшим элементом системы социального обеспечения, касающейся интересов как всего общества в целом, так и каждого человека в отдельности, и преследует своей целью формирование создание условий, способных обеспечить в долгосрочном периоде максимально эффективное удовлетворение потребностей пенсионеров.

Как отмечалось выше, пенсионная система России имеет два уровня и включает обязательное государственное пенсионное обеспечение и страхование; добровольное негосударственное пенсионное обеспечение и страхование. Существенное различие между этими видами состоит в том, что для негосударственного пенсионного обеспечения лицу не обязательно иметь трудовой стаж. Кроме того, добровольное пенсионное обеспечение имеет добровольный характер, и является дополнительным по отношению к обязательному пенсионному страхованию.

Структура отечественной пенсионной системы, представленная в Приложении Б, позволяет установить, что в ее состав входят государственные органы, Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды.


При этом Пенсионный фонд Российской Федерации, который был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР34, выступает страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования, представляющего собой систему создаваемых правовых, экономических и организационных мер на государственном уровне, призванных компенсировать гражданам заработок (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемый ими, после наступления установленных законодательством случаях, в размере установленного обязательного страхового обеспечения.

Таким образом, Пенсионный фонд РФ можно определить как внебюджетный фонд, созданный государством для социального обеспечения нетру­доспособных категорий граждан при наступлении соответствующих страховых случаев, имеющий обособленный бюджет, собственные источники его формирования и направления расходования35.

Появление Пенсионного Фонда в России привело к появлению принципиально нового механизма финансирования и выплаты пенсий и пособий. Формирование средств для финансирования выплаты пенсий производится посредством аккумулирования поступлений обязательных страховых взносов работодателей и физических лиц.

Пенсионный фонд выступает самостоятельным финансово–кредитным учреждением, которое осуществляет свое функционирование на основании законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167–ФЗ установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. В законе определена организационно–правовая форма Пенсионного фонда как юридического лица – он является государственным учреждением36.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, которые представлены в Приложении В. Влияние Пенсионного фонда на экономику страны огромно, оно обусловлено его главной целью, а именно предоставить гражданину такой уровень жизненных благ, которые он заработал, путем перераспределения средств во времени и пространстве. Средства ПФР позволяют обеспечить выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, не способным в силу обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Этим определяется социально–важное значение и экономическая роль Пенсионного фонда.


ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим37.

В структуре ПФР – Управления в Федеральных округах Российской Федерации, Управления ПФР в субъектах РФ, в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны38.

Так, например, 6 марта 1991 года Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации было создано отделение ПФР по Орловской области. 31 января 2000 г. было подписано соглашение между ПФР и Администрацией Орловской области о создании в Орловской области Единой пенсионной службы. В настоящее время Главное управление УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) осуществляет организацию деятельности подведомственных территориальных органов ПФР39.

В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистри­ровано более 76,4 млн застрахованных работников и свыше 42,9 млн чел. пенсионеров. С Фондом со­трудничает 5,6 млн работодателей страхователей и 3,8 млн самозанятых страхователей40.

Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами, территори­альные управления ПФР являются отдельными юридическими лицами. Для кон­троля деятельности исполнительной дирекции ПФР, его региональных органов обра­зуется ревизионная комиссия.

Бюджет ПФР выступает абсолютно автономной от государственного бюджета системой финансов на всех уровнях федеративного устройства России (федеральном, субъектов федерации и местном), утверждается Государственной Думой Феде­рального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

– страховых взносов;

– средств федерального бюджета;

– сумм пеней и иных финансовых санкций;

– доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

– добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

– средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии;

– средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;