Файл: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
2.1 Тестирование физических качеств
2.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста старшей группы
Важно дать детям возможность самостоятельно решать поставленные задачи, ориентировать их на нахождение нескольких возможных вариантов решения проблемы, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, пробуждать в них чувство радость и гордость за успешное самостоятельное действие.
Развитию самостоятельности способствует развитие у детей умения ставить цель (или принимать ее от воспитателя), обдумывать пути ее достижения, реализовывать задуманное и оценивать результат с позиции цели.
Задачу развития этих умений воспитатель ставит широко, создавая основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Растущие способности детей приводят к увеличению физиологической нагрузки на организм при утренней зарядке, занятиях и других формах работы. Так, продолжительность непрерывного бега в медленном темпе заметно увеличивается (до 1,5–2 мин), количество прыжков постепенно увеличивается до 50–55 подряд, их повторяют 2–3 раза с небольшим перерывом.
Увеличивается объем и интенсивность общеразвивающих упражнений. Наряду с упражнениями с гимнастическими палками, скакалками, упражнениями на гимнастических снарядах (стенках, скамейках, а также у бревна, дерева и т. д.) все чаще используются парные и групповые упражнения с обручами, шестами и канатами. При этом важно следить за точным соблюдением исходного положения, точным выполнением промежуточных и конечных поз, а также соответствием движений заданному ритму.
Объяснения и инструкции должны быть краткими, направленными на качество выполнения упражнений: точность положений и направлений движения отдельных частей тела с хорошей амплитудой, правильное напряжение мышц.
Успех в овладении основными движениями во многом обусловлен уровнем развития мелкой моторики. Чем она выше, тем легче ребенку освоить технику сложных движений.
Поэтому прыжки в высоту и в длину требуют многократных предварительных упражнений, обеспечивающих развитие и укрепление мышц нижних конечностей, мышц живота и спины, а также развитие функции равновесия и координации движений; основное содержание подготовительных упражнений к освоению лазания должны составлять упражнения, способствующие укреплению мышц туловища, рук и ног и координации движений и т. д.
Необходимо помнить, что формирование мелкой моторики идет гораздо быстрее, если упражнение повторять несколько раз с небольшими перерывами. Например, высокие и длинные прыжки с разбега нужно повторять 8-9 раз подряд на первом занятии с постепенным уменьшением количества повторений до 3-4 раз, всего для этого достаточно 3-4 занятий. движение . Детей следует учить осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствуя их образцу. Это особенно важно при овладении детьми новыми координированными сложными двигательными действиями: длинными прыжками в высоту с разбега, бросками и т. д.
В последнее время проблемы, связанные с развитием моторики и физических качеств дошкольников, привлекают к себе самое пристальное внимание специалистов, что еще раз подтверждает их актуальность и малоизученность возрастной динамики.
Различные аспекты этой проблемы раскрывают в своих научных трудах многие ученые. В то же время мнения ученых разделились. В.М., Волков, А.А. Гужаловский, В.П. Губа, К.А. Ежевская в своих исследованиях обосновывают необходимость целенаправленных физкультурно-педагогических воздействий определенной направленности в связи с чувствительностью развития двигательных навыков и физических качеств, физиологическими особенностями организма, повышенной скоростью нервных процессов.
В то же время развитие двигательных навыков и физических качеств дошкольников во многом определяется системой работы, интенсивностью и периодичностью физических упражнений детей, условиями организации двигательной деятельности. Используя природные данные и склонности к систематической организации труда, можно добиться высоких результатов в физической культуре и спорте. Например, умелый и быстрый ребенок может добиться высоких результатов в легкой атлетике, сильный в борьбе и прыжках. И вся работа педагогов и тренеров должна быть направлена на развитие лидерских качеств. [21].
Существует также мнение, что узкоспециализированные нагрузки часто отрицательно сказываются на общем развитии детей (Г. Н. Михайлович), так как это приводит к недоразвитию других качеств и перенапряжению ребенка, а то и к проблемам со здоровьем, замедлению процессов роста, перекачиванию мышц. , дисгармония телосложения.
Закрепление основных двигательных навыков успешно осуществляется в подвижных и спортивных играх. При этом следует помнить, что движение можно включать в игры только в том случае, если оно хорошо усвоено детьми. Важно менять последовательность движений и условия игр, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и смекалки. Закрепление накопленного опыта осуществляется при выполнении этих движений на прогулке. Для развития самостоятельной двигательной активности необходимо иметь достаточное количество пособий и игр и специальное место, где дети могут тренироваться в выполнении различных движений.
Воспитателю важно поощрять и стимулировать у детей желание соревноваться в движениях; он должен заботиться о целесообразной смене движений, способствовать объединению детей в небольшие группы для игр или выполнения двигательных задач.
Вывод по главе 1
Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.
Охарактеризовав физические качества и раскрыв особенности их развития у дошкольников, мы определили, что физические качества имеют большое значение для физического развития ребенка. Развитие основных физических качеств, происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности. Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре для детей 5-7 лет, является неотъемлемой частью перспективного планирования. Позволяет равномерно и целенаправленно распределить нагрузку используемых игр и упражнений на развитие физических качеств детей на занятиях.
Глава 2. Физические качества
2.1 Тестирование физических качеств
1. Пробежать дистанцию 30 метров
Оборудование. На беговой дорожке (ширина 3 м, длина 30 м) четко видимая линия отмечает линию старта. За финишной чертой на расстоянии 3 м устанавливается светящийся маркер (игрушка, подставка), чтобы дети не сбавляли скорость задолго до финиша. Готовится флаг, секундомер.
Методология опроса
Инструктор выполняет с детьми несколько разминочных упражнений, подготавливая мышцы рук, туловища и ног, голеностопный, тазобедренный и плечевой суставы.
Проводится серия общеразвивающих упражнений «Рисование шаров».
Монитор обращается к детям: «Хотите рисовать? Но у тебя нет ни мела, ни кистей. Вам помогут нарисовать части тела.
1. «Рисование головой».
И.п. (исходное положение) – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой 4 раза в одну сторону и 4 раза в другую.
2. «Рисуем локтями».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–2 – круговые движения локтями вперед (4 раза); 2–4– круговые движения назад (4 раза).
3. «Рисуем туловищем».
И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем в левую сторону (3 раза), в правую сторону (3 раза).
4. «Рисуем коленом».
И. п. – одна нога согнута в колене и отведена в сторону, руки на поясе. 1–3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги; 4 —вернуться в исходное положение (3 раза).
5. «Рисуем стопой».
И. п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в одну и другую сторону (8 раза).
Детей просят как можно быстрее добежать до яркого стенда («Представь, что ты самое быстрое животное»). Инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает к началу двух мальчиков или двух девочек. Остальные дети стоят или сидят на спортивной скамье. Сначала малыш занимает удобное для него положение. Воспитатель, стоящий рядом с детьми, подает команды: «Внимание!» - и поднимает флаг, "Марш" - и одновременно опускает флаг. Инструктор включает секундомер с началом движения ребенка на старте и останавливает его после пересечения линии финиша. После пробежки дети шаг за шагом возвращаются обратно. Делается 2 попытки.
Количественный показатель скорости: время работы в минутах.
ходовые качества:
• небольшой наклон туловища, голова прямая;
• полусогнутые руки, с силой отведенные назад, слегка опущенные, затем вперед и внутрь;
• быстрое разгибание бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°);
• прямолинейность, ритмичный бег.
Высокий уровень (3 балла) - выполнение всех показателей качества.
Средний уровень (2 балла) - выполнение трех показателей.
Ниже среднего (1 балл) - выполнение двух показателей.
Скоростно-силовые качества
2. Прыжок в длину
Оборудование. В спортзале на пол расстилается мат, на его боку через каждые 10 см на расстоянии 2 м делаются отметки мелом.
Методология исследования
Во избежание травм во время разминки используются упражнения, разогревающие мышцы стоп, голеней и бедер.
Педагог выполняет с детьми имитационное упражнение «Лыжник»:
«Надели одну лыжу, другую (стопы стоят параллельно на расстоянии 15 см); взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях) и поехали (ноги полусогнуты, движение согнутых рук вперед, назад); приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено вперед) и прыжок (полет, приземление: ноги на ширине плеч, руки впереди)».