Файл: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста 5

1.2 Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста 10

Вывод по главе 1 17

Глава 2. Физические качества 18

2.1 Тестирование физических качеств 18

2.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста старшей группы 26

Вывод по главе 2 41

Заключение 42

Список литературы 44


Введение



Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста».

Объект исследования – процесс формирования физических качеств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – методика формирования физических качеств у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить особенности и методику формирования физических качеств у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования эффективное формирование физических качеств у детей дошкольного возраста возможно, если:

  • грамотно подобрана и используется методика формирования физических качеств (быстроты, ловкости, силы и т.д.);

  • разработано перспективное планирование по формированию физических качеств у дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Дать характеристику физических качеств и особенностей их формирования в дошкольном возрасте.

  3. Подобрать методику развития физических качеств у дошкольников.

  4. Разработать перспективное планирование по формированию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1.Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, конспектирование.

2. Педагогическое наблюдение.

Актуальность исследования. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания.
Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического и психического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под влиянием условий жизни и воспитания. В узком смысле этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий. В широком смысле термин включает в себя физические качества (выносливость, скорость, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

Дошкольный возраст – один из самых ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит формирование двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства является наиболее важным в развитии двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

Поэтому проблема совершенствования методики развития физических качеств актуальна для дошкольной педагогики.

Большой вклад в разработку содержания и методики физического воспитания дошкольников внесли ученые, педагоги, врачи: Н. М. Аксарина,

Аркин Е.А., Быкова А.И., Леви-Гориневская Е.Г. Чулицкая, Н.М. Щелованов.

Воспитанию психофизических качеств у дошкольников посвящены работы Т. В. Артамоновой, Е. Н. Вавиловой, В. А. Гуляйкиной, Н. А. Ноткиной, А. А. Ругиной.

Исследователями разработаны нормативные показатели физического развития и требования к качеству их выполнения (Т. Л. Богина, Л. Г. Голубева, А. В. Кенеман, Г. П. Лескова, Н. А. Ноткина, Т. П. Осокина, Е (Я. Степаненкова, В. А. Тимофеева, Д. В. Хухлаева и др.) .

На психологические основы физических качеств обратили внимание А. В. Ва, А. Л. Батаршев, Е. Н. Гогунов, Е. П. Ильин, Л. Н. Лунего Попов, Г. Г. Попов, Г. В. Тугулева и другие.

Действующий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, устанавливает, что сохранение и укрепление здоровья ребенка является ведущей задачей дошкольников. Таким образом, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательной области «Физическое развитие» в общеобразовательные программы дошкольного образования.





ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



    1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста


Физические качества – это разные стороны двигательных навыков человека, степень овладения им определенными двигательными навыками. Физические качества включают скорость, силу, ловкость, выносливость и гибкость.

При выполнении любого вида упражнений осуществляется развитие всех без исключения физических качеств, но только одни развиваются преимущественно в большей степени, чем другие. Что касается развития физических качеств дошкольников, то надо больше делать ставку на развитие ловкости, быстроты и гибкости, но при этом нельзя забывать о пропорциональном развитии силы и выносливости.

Под быстротой понимается способность человека совершить двигательное действие за минимальное время. [1, с.39].

Развитию быстроты у детей способствует обучение основным видам движений. Например, быстрота развивается при выполнении упражнений с ускорением (ходьба или бег с постепенно увеличивающейся скоростью), скоростных упражнений (достижение заданного места за кратчайшее время), упражнений с изменением ритма движений (из медленных движений и заканчивая самым быстрым), а также подвижные игры, в которых детям необходимо выполнять упражнения с максимальной скоростью (догонялки и др.). Скоростно-силовые упражнения, такие как прыжки (толчок при прыжке в длину и высоту с разбега), метание (метание, когда метание выполняется на высокой скорости) также способствуют развитию у детей скорости. Но для эффективного выполнения необходимо применять хорошо усвоенные упражнения, а также учитывать физическую форму детей и состояние их здоровья.

Под ловкостью следует понимать способность человека легко осваивать новые движения и реконструировать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

У ребенка ловкость развивается параллельно с развитием координации движений, умением последовательно и последовательно выполнять движения. Для развития ловкости необходимо систематически менять упражнения или применять их в других вариациях, что приводит к новизне и увеличению трудности выполнения упражнений на координацию.


Систематическое разучивание различных упражнений развивает ловкость, повышает пластичность нервной системы, облегчает усвоение новых движений. Изменение условий выполнения ранее изученных упражнений также благотворно сказывается на развитии ловкости. Например, подвижные игры, в которых дети переключаются с одного движения на другое, заранее не заданное и не обдуманное, а также выполнение упражнений, в которых необходимо резко менять технику, приводят к улучшению координации движений и развитию ловкость дошкольника.

Возраст 5-7 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда ребенок может вырасти за год на 7-10 см. Развитие опорно-двигательного аппарата (скелета, суставно-связочного аппарата, мышц) ребенок еще не полный. Скелетные мышцы характеризуются слабым развитием сухожилий, фасций и связок. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы, особенно кисти рук, еще слабы.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических особенностей. Таким образом, поверхность головного мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% от размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Лобные доли головного мозга быстро растут. Завершается дифференциация нервных элементов этих слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успешность сложных психических действий: обобщения, осознание последовательности событий и причинно-следственных связей. взаимосвязь эффектов, формирование сложных межанализаторных связей и др.

На шестом году жизни ребенка отмечается улучшение основных нервных процессов: возбуждения и особенно торможения. В этот период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцированное, запаздывающее, условное торможение и др.). Совершенствование дифференциального торможения положительно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения.

В пятилетнем возрасте размеры сердца ребенка увеличиваются в четыре раза по сравнению с периодом новорожденности. Интенсивно формируется и деятельность сердца, но этот процесс не заканчивается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка его пульс нестабилен и не всегда ритмичен. Его средняя частота в шесть-семь лет составляет 92-95 ударов в минуту.

       Несмотря на то, что