Файл: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
2.1 Тестирование физических качеств
2.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста старшей группы
Предлагает детям встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки.
Инструктор по физической культуре, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками – количественные показатели. Также фиксируются качественные показатели.
Выполняются 3 попытки.
Количественный показатель: длина прыжка в см.
Качественные показатели прыжка в длину с места:
1) исходное положение:
• ноги стоят параллельно, на ширине ступни;
• полуприсед с наклоном туловища;
• руки слегка отодвинуты назад;
2) толчок:
• двумя ногами одновременно;
• выпрямление ног;
• резкий мах руками вперед-вверх;
3) полет:
• руки вперед-вверх;
• туловище согнуто, голова вперед;
• вынос полусогнутых ног вперед;
4) приземление:
• одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню;
• колени полусогнуты, туловище слегка наклонено;
• руки движутся свободно вперед – в стороны;
• сохранение равновесия при приземлении.
Высокий уровень — соответствие всем четырем критериям и входящим в них качественным показателям.
Средний уровень — соответствие трем показателям.
Ниже среднего — соответствие двум показателям.
3. Прыжок в высоту с места
Предварительная работа
В физкультурном зале готовится измерительная лента
Методика обследования
С целью предупреждения травм используются физические упражнения – прыжки. У детей педагог спрашивает: «Какое животное самое прыгучее?» (Кенгуру)
Ребенку предлагают достать рукой предмет, который подвешен над головой. Измерительная лента одним концом крепится на пояс ребенка, другой конец в обойме на полу. Прыгая вверх, ребенок вытягивает ленту из обоймы. Инструктор делает замер. Ребенок совершает три подскока. Лучший результат фиксируется в протоколе.
Количественный показатель: высота подскока в см.
Качественные показатели прыжка в высоту с места:
а) Исходное положение:
- ноги стоят параллельно, на ширине ступни;
- полуприсед;
- руки слегка отодвинуты назад.
б) Толчок:
- двумя ногами одновременно;
- выпрямление ног;
- резкий мах руками вперед-вверх.
в) Полет:
- руки вперед-вверх;
- туловище выпрямлено;
- выпрямление ног и движение вверх.
г) Приземление:
- одновременно на обе ноги, с переходом с носка на всю ступню;
- колени полусогнуты, туловище слегка наклонено;
- руки движутся свободно вперед-вниз;
- сохранение равновесия при приземлении.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.
4. Бросок набивного мяча
Оборудование. В физкультурном зале делается разметка от линии вдоль мата (метки через 50 см на дистанции 5 м). В конце линии ставится яркая стойка. Готовятся 3 набивных (медицинских) мяча весом 1000 г.
Методика проведения
В целях профилактики травм при разминке применяют физические упражнения для разогрева мышц плечевого пояса. Вводная часть разминки включает отжимания от пола: у мальчиков – на прямых ногах, у девочек – на согнутых в коленях ногах.
Ребенок подходит к контрольной линии, начерченной на земле. Инструктор предлагает ему бросить мяч в сторону светящейся опоры. Бросок выполняется из положения ноги врозь, мяч выбрасывается максимально за голову. Ребенок делает 3 броска. Лучший результат фиксируется в протоколе.
Количественный показатель: дальность заброса в см.
Показатели качества метания набивного мяча:
1) Исходное положение:
• стоя лицом к направлению броска, ноги на ширине плеч;
• вытянутые руки держат мяч за головой;
2) Качели:
• отведение рук с мячом как можно дальше;
3) бросок:
• резким движением рук бросок мяча вдаль;
• сохранение заданного направления полета мяча.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем трем критериям и входящим в них качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям из любых трех критериев.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие только двум показателям.
5. Метание мешочка с песком
Оборудование. На спортивной площадке мелом размечается дорожка (метки через 50 см на дистанции 2 м). Готовятся 3 мешочка с песком (вес мешочка 200 г).
Методика проведения
Выполняется разминка; инструктор приглашает ребенка к линии. Бросок выполняется из положения стоя, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага, рука с мешочком за головой. Ребенок производит 3 броска каждой рукой. Инструктор осуществляет замер после каждого броска и лучший результат заносит в протокол. В протоколе фиксируются количественные и качественные показатели.
Количественные показатели: дальность броска в см.
Качественные критерии и показатели метания:
1) исходное положение:
• стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носок;
• правая рука с предметом на уровне груди;
2) замах:
• поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела;
• одновременно разгибая правую руку, размашисто отводя ее вниз – в сторону;
• перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх;
3) бросок:
• продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить;
• хлещущим движением кисти бросок мяча вдаль-вверх;
• сохранение заданного направления полета мяча.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем трем критериям и входящим в них качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.
6. Определение уровня сформированности гибкости
Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев.
Дается две попытки.
Количественный показатель гибкости: величина наклона в см, если она ниже нулевой отметки, то оценивается со знаком «+», если выше ее, то со знаком «-».
Качественные показатели:
а) Исходное положение:
- ноги на расстоянии 8-10 см, руки опущены
б) Наклон:
- наклон туловища вперед, ноги не согнуты, руки и пальцы выпрямлены.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.
7. Выносливость
Оборудование. Готовится беговая дорожка (дистанция 150 м).
Методика проведения
Инструктор выполняет с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе с воспитателем стайкой бегут к линии финиша. Инструктор с протоколом переходит на линию финиша.
Количественный показатель выносливости: время в секундах, затраченное на выполнение задания.
Качественные показатели:
• небольшой наклон туловища, голова прямо;
• руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед-внутрь;
• вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60–70°);
• прямолинейность, ритмичность бега.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.
8. Ловкость
Оборудование. На беговой дорожке (длина 10 м) расставляется 8 кеглей на расстоянии 100 см; расстояние между стартом и первой кеглей, а также между последней кеглей и финишем – 150 см.
Методика проведения
Инструктор дает задание: пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор (на финише) фиксирует количественные показатели. Выполняется 2 попытки.
Количественный показатель ловкости: время в секундах, затраченное на выполнение задания.
Качественные показатели бега:
• небольшой наклон туловища, голова прямо;
• руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед-внутрь, быстрый вынос бедра маховой ноги;
• прямолинейность, ритмичность бега;
• точность движения (бег без задевания кеглей).
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.
9. Оценка функции равновесия
Предварительная работа
Готовится секундомер и протокол
Методика обследования
Инструктор предлагает детям игровое задание: изобразить «цаплю» - И.п.: стоя на одной ноге, другую ногу согнуть, приставить стопой к колену и отвести под углом 90’.
Затем инструктор предупреждает, что если кто-нибудь сойдет с места, то выйдет из игры.
Количественный показатель: время в секундах, затраченное на выполнение задания.
Качественные показатели:
а) Туловище держит прямо, смотрит вперед.
б) Руки на поясе.
в) Нога согнута в колене под углом 90’, отведена в сторону и приставлена стопой к колену.
Высокий уровень (3 балла) – соответствие всем качественным показателям.
Средний уровень (2 балла) – соответствие трем показателям.
Ниже среднего (1 балл) – соответствие двум показателям.