Файл: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.2 Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
2.1 Тестирование физических качеств
2.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста старшей группы
дети этого возраста активны, полны энтузиазма и сил, их энергия имеет свойство быстро и неожиданно исчезать. Это явление объясняется особенностями сердечно - сосудистой системы у детей. Скорость кровообращения у них выше, чем у взрослых. Связано это с тем, что сосуды у детей шире, объем крови относительно массы тела больше, круг движения крови короче – все это приводит к легкому нарушению сердечных ритмов, особенно во время продолжительных физических нагрузок.
Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет составляет в среднем 1100-1200 см³, но зависит и от других факторов (длина тела, тип дыхания и др.). К семи годам у детей появляется выраженное грудное дыхание. Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста достаточно высоки.
Итак, на этом возрастном этапе развития дошкольников происходят значительные качественные изменения, связанные с интенсивным анатомо-функциональным созреванием детского организма, развитием двигательного анализатора. Эти изменения позволяют расширить работу по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств.
Значение игры в пионерский мяч для развития личности дошкольника
Дошкольный возраст – один из самых ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этой возрастной группе закладываются основы здоровья, устанавливается адекватное физическое развитие, формируются двигательные навыки, формируется интерес к физической культуре и спорту, развиваются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
В Образовательном стандарте ФГОС дошкольного образования указано содержание образовательной области «Физическая культура», которая направлена на достижение целей формирования у детей интереса и активизации отношения к физическому воспитанию, гармоничного физического развития путем решение следующих конкретных задач:
Одним из средств достижения вышеуказанных целей и задач являются подвижные игры, среди которых значительное место в двигательной деятельности дошкольника отводится играм с мячом.
Еще в древности эти игры были не только развлекательными, но и лечебными. Римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам игры с мячом в качестве лечебного средства. Создатель системы общественного дошкольного образования Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития дошкольника.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя большую радость детства. А уже в старшем дошкольном возрасте дети играют в подвижные игры с элементами спорта.
Такие игры дают возможность каждому ребенку ощутить важность участия в совместных действиях, помощи друг другу в достижении результата и успеха, то есть знакомят детей с общечеловеческими ценностями жизни: добротой, коллективизмом, взаимопомощью.
Обязательное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед коллективом, умения считаться с другими детьми. Дети учатся самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваться высоких личных результатов, заботиться о командном результате и стремиться к творчеству в игре.
Среди игр с элементами спорта можно выделить игру «пионербол» — один из вариантов игры в волейбол по облегченным правилам.
При правильной организации этой игры открываются большие возможности для эффективного оздоровительного воздействия на детский организм. Во время игры хорошо тренируются органы дыхательного аппарата и сердечно-сосудистая система. Игра в пионерский мяч также положительно влияет на зрение детей, так как во время игры взгляд сосредотачивается на мяче, что заставляет работать мышцы глаза. Занятия пионерболом развивают скорость реакции, ловкость, улучшают осанку, а также способствуют тренировке нервной системы ребенка, совершенствованию и уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его тела и физиологические функции последнего.
К числу характеристик, характеризующих конституцию тела, в частности, относятся такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди различных физиологических функций организма человека следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный диапазон развития двигательных (физических) качеств.
Установлено, что в проявлениях общей выносливости, силы, поддержания равновесия и некоторых других способностей периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадают. Это свидетельствует о гендерных различиях в скорости развития физических качеств.
Нервная система дошкольников отличается большой пластичностью, на основе которой у ребенка легко образуются новые условные связи. Эта черта должна использоваться для раннего формирования различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще недостаточно устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды: дети легко болеют желудочно-кишечными, простудными и другими заболеваниями.
Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности дошкольников: работоспособность организма, формирующиеся интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, особенность преобладающего вида деятельности в связи с этим. с ее развитием вступают серьезные изменения в психику Ребенка и «переходный ребенок к новой более высокой ступени своего развития»».
В дошкольном детстве осуществляется непрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет сила позвоночника увеличивается вдвое: у мальчиков она увеличивается с 25 до 52 килограммов, у девочек с 20,4 до 43 килограммов. Улучшены показатели скорости. Время бега на 10 м с хода сокращается с 2,5 до 2,0 сек у юношей и с 2,6 до 2,2 сек у девушек. Изменения общей выносливости. Дистанция, пройденная мальчиками, увеличилась с 602,3 м до 884,3 м, а девушек с 454 м до 715,3 м.
При этом ученые утверждают, что максимальные темпы роста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие приросты скоростных показателей наблюдаются в 3-5 лет, ловкости в 3-4 года, силовых качеств в 4-5 лет. В возрасте 5-6 лет отмечалось некоторое замедление силовых показателей. Это необходимо учитывать при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.
На развитие физических качеств дошкольника влияют различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие умения быстро выполнять движения. Дети лучше усваивают упражнения в медленном темпе. Учитель должен следить за тем, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Их желательно повторять в разных условиях с разной интенсивностью, с осложнениями или, наоборот, со сниженными требованиями.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега можно использовать следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в разном темпе, что способствует развитию у детей умения предлагать разные мышечные усилия по отношению к намеченному темпу.
Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения на координацию и кондиции: использование необычных исходных положений (бег и исходное положение на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения спиной по направлению движения; быстрая смена различных позиций; изменения скорости или ритма движения; выполнение действий, взаимно согласованных несколькими участниками. Можно использовать упражнения, в которых дети прилагают усилия для сохранения равновесия: вращение на месте, раскачивание, ходьба на носочках и т. д.
Упражнения на развитие силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое провоцирует тяжесть брошенных предметов, и выполнение которых затрудняет перенос веса собственного тела (прыжки, лазание, приседания). Большое значение имеет количество повторений: малое количество не способствует развитию силы, а слишком большое может привести к утомлению.
Также необходимо учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз следует выполнять. В силовых упражнениях следует отдавать предпочтение горизонтальному и наклонному положениям тела. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, снижают артериальное давление при физических нагрузках. Упражнения на подтяжку мышц желательно чередовать с упражнениями на расслабление.
Для развития выносливости наиболее подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). При выполнении этих упражнений задействуется большое количество групп мышц, моменты напряжения и расслабления мышц хорошо переплетены, темп и продолжительность выполнения регламентированы.
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи, связанные с формированием практически всех физических характеристик. В первую очередь следует уделить внимание развитию координационных способностей, в частности таких компонентов, как чувство равновесия, точность, ритмичность, координация отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается целостному методу обучения. При расчленении движений ребенок теряет смысл и, следовательно, интерес к ним. Ребёнку хочется сразу увидеть результат своего действия.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, морально-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок непосредственно не наблюдал.
Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду.
Воспитатель помогает дошкольникам разобраться в этой новой ситуации. Он поддерживает у детей чувство «взрослости» и на его основе побуждает их стремиться к решению новых, более сложных задач познания, общения и деятельности.
Исходя из потребности в самоутверждении и признании своих способностей взрослыми, характерной для старших дошкольников, воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, инициативы и творчества. Постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, давать им все более сложные задачи, развивать силу воли, поддерживать стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, стремиться к поиску новых решений и творчеству.
Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет составляет в среднем 1100-1200 см³, но зависит и от других факторов (длина тела, тип дыхания и др.). К семи годам у детей появляется выраженное грудное дыхание. Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей этого возраста достаточно высоки.
Итак, на этом возрастном этапе развития дошкольников происходят значительные качественные изменения, связанные с интенсивным анатомо-функциональным созреванием детского организма, развитием двигательного анализатора. Эти изменения позволяют расширить работу по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств.
Значение игры в пионерский мяч для развития личности дошкольника
Дошкольный возраст – один из самых ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этой возрастной группе закладываются основы здоровья, устанавливается адекватное физическое развитие, формируются двигательные навыки, формируется интерес к физической культуре и спорту, развиваются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
В Образовательном стандарте ФГОС дошкольного образования указано содержание образовательной области «Физическая культура», которая направлена на достижение целей формирования у детей интереса и активизации отношения к физическому воспитанию, гармоничного физического развития путем решение следующих конкретных задач:
Одним из средств достижения вышеуказанных целей и задач являются подвижные игры, среди которых значительное место в двигательной деятельности дошкольника отводится играм с мячом.
Еще в древности эти игры были не только развлекательными, но и лечебными. Римский врач Клавдий Гален прописывал своим пациентам игры с мячом в качестве лечебного средства. Создатель системы общественного дошкольного образования Фридрих Фребель считал мяч средством всестороннего развития дошкольника.
На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя большую радость детства. А уже в старшем дошкольном возрасте дети играют в подвижные игры с элементами спорта.
Такие игры дают возможность каждому ребенку ощутить важность участия в совместных действиях, помощи друг другу в достижении результата и успеха, то есть знакомят детей с общечеловеческими ценностями жизни: добротой, коллективизмом, взаимопомощью.
Обязательное выполнение правил спортивных игр способствует воспитанию выдержки, честности, справедливости, ответственности перед коллективом, умения считаться с другими детьми. Дети учатся самостоятельно находить выход из создавшейся игровой ситуации, добиваться высоких личных результатов, заботиться о командном результате и стремиться к творчеству в игре.
Среди игр с элементами спорта можно выделить игру «пионербол» — один из вариантов игры в волейбол по облегченным правилам.
При правильной организации этой игры открываются большие возможности для эффективного оздоровительного воздействия на детский организм. Во время игры хорошо тренируются органы дыхательного аппарата и сердечно-сосудистая система. Игра в пионерский мяч также положительно влияет на зрение детей, так как во время игры взгляд сосредотачивается на мяче, что заставляет работать мышцы глаза. Занятия пионерболом развивают скорость реакции, ловкость, улучшают осанку, а также способствуют тренировке нервной системы ребенка, совершенствованию и уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
1.2 Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его тела и физиологические функции последнего.
К числу характеристик, характеризующих конституцию тела, в частности, относятся такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди различных физиологических функций организма человека следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный диапазон развития двигательных (физических) качеств.
Установлено, что в проявлениях общей выносливости, силы, поддержания равновесия и некоторых других способностей периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадают. Это свидетельствует о гендерных различиях в скорости развития физических качеств.
Нервная система дошкольников отличается большой пластичностью, на основе которой у ребенка легко образуются новые условные связи. Эта черта должна использоваться для раннего формирования различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще недостаточно устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды: дети легко болеют желудочно-кишечными, простудными и другими заболеваниями.
Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности дошкольников: работоспособность организма, формирующиеся интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, особенность преобладающего вида деятельности в связи с этим. с ее развитием вступают серьезные изменения в психику Ребенка и «переходный ребенок к новой более высокой ступени своего развития»».
В дошкольном детстве осуществляется непрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет сила позвоночника увеличивается вдвое: у мальчиков она увеличивается с 25 до 52 килограммов, у девочек с 20,4 до 43 килограммов. Улучшены показатели скорости. Время бега на 10 м с хода сокращается с 2,5 до 2,0 сек у юношей и с 2,6 до 2,2 сек у девушек. Изменения общей выносливости. Дистанция, пройденная мальчиками, увеличилась с 602,3 м до 884,3 м, а девушек с 454 м до 715,3 м.
При этом ученые утверждают, что максимальные темпы роста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие приросты скоростных показателей наблюдаются в 3-5 лет, ловкости в 3-4 года, силовых качеств в 4-5 лет. В возрасте 5-6 лет отмечалось некоторое замедление силовых показателей. Это необходимо учитывать при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.
На развитие физических качеств дошкольника влияют различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие умения быстро выполнять движения. Дети лучше усваивают упражнения в медленном темпе. Учитель должен следить за тем, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Их желательно повторять в разных условиях с разной интенсивностью, с осложнениями или, наоборот, со сниженными требованиями.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега можно использовать следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в разном темпе, что способствует развитию у детей умения предлагать разные мышечные усилия по отношению к намеченному темпу.
Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения на координацию и кондиции: использование необычных исходных положений (бег и исходное положение на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения спиной по направлению движения; быстрая смена различных позиций; изменения скорости или ритма движения; выполнение действий, взаимно согласованных несколькими участниками. Можно использовать упражнения, в которых дети прилагают усилия для сохранения равновесия: вращение на месте, раскачивание, ходьба на носочках и т. д.
Упражнения на развитие силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое провоцирует тяжесть брошенных предметов, и выполнение которых затрудняет перенос веса собственного тела (прыжки, лазание, приседания). Большое значение имеет количество повторений: малое количество не способствует развитию силы, а слишком большое может привести к утомлению.
Также необходимо учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз следует выполнять. В силовых упражнениях следует отдавать предпочтение горизонтальному и наклонному положениям тела. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, снижают артериальное давление при физических нагрузках. Упражнения на подтяжку мышц желательно чередовать с упражнениями на расслабление.
Для развития выносливости наиболее подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). При выполнении этих упражнений задействуется большое количество групп мышц, моменты напряжения и расслабления мышц хорошо переплетены, темп и продолжительность выполнения регламентированы.
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи, связанные с формированием практически всех физических характеристик. В первую очередь следует уделить внимание развитию координационных способностей, в частности таких компонентов, как чувство равновесия, точность, ритмичность, координация отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается целостному методу обучения. При расчленении движений ребенок теряет смысл и, следовательно, интерес к ним. Ребёнку хочется сразу увидеть результат своего действия.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, морально-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок непосредственно не наблюдал.
Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду.
Воспитатель помогает дошкольникам разобраться в этой новой ситуации. Он поддерживает у детей чувство «взрослости» и на его основе побуждает их стремиться к решению новых, более сложных задач познания, общения и деятельности.
Исходя из потребности в самоутверждении и признании своих способностей взрослыми, характерной для старших дошкольников, воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, инициативы и творчества. Постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, давать им все более сложные задачи, развивать силу воли, поддерживать стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, стремиться к поиску новых решений и творчеству.