Файл: Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста старшей группы


Движение является естественной физиологической потребностью ребенка. Однако наш технологический век оказывает на нас свое влияние, и малоподвижный образ жизни входит в привычку не только взрослых, но и детей. Ученые доказали, что недостаточная физическая активность негативно влияет на интеллектуальное и умственное развитие ребенка.

Как, сколько и где будет двигаться ваш малыш? На спортивной площадке, во время прогулки и подвижных игр, занимаясь утренней гимнастикой, на занятиях в спортивной секции. Возможностей достаточно. Главное ими пользоваться. Двигательная активность зависит не только от темперамента, самочувствия, настроения вашего ребенка, но и от вашего личного примера и намерения приобщить его к активному образу жизни.

Хотя дети этого возраста активны, полны энтузиазма и энергии, их энергия имеет свойство быстро и неожиданно улетучиваться. Вы не раз замечали, как ребенок вечером быстро отключается, с трудом ходит в туалет и чистит зубы перед сном. Дети этого возраста склонны к двум крайностям: они достигают своего предела как в играх, так и в утомлении. Поэтому желательно не допускать таких изматывающих статусов, всего должно быть в меру. Чрезмерная физическая активность приводит к повышенной возбудимости нервной системы ребенка. Избегайте активных игр перед сном, старайтесь чередовать подвижные игры со спокойными занятиями. Также важно знать, что усталость у детей проходит намного быстрее, чем у взрослых. Нужно 10-15 минут, чтобы набраться сил, посидеть в тишине, перекусить и с новыми силами окунуться в жизнь.

Несомненно, двигательные навыки и физические качества необходимо целенаправленно развивать с детства. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проведенными рядом ученых прошлого В.М. Бехтерев, Н.А. Брештейн, П.Ф.Лесгафт, Л.А.Орбели, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский и настоящее время: Л.Ю. Башта, Е.В. Демидова, Г.В. Кособуцкая, Т.А. Тарасова, Н.А. Фомина, С.Б. Шарманова и др.

Физическое воспитание в обществе способствует общему развитию личности. При этом оптимизация физического развития идет по пути достижения все более высоких показателей физического совершенства. Понятие «физическое совершенство», упоминаемое П.Ф. Лесгафта, обобщает представления об оптимальной мере гармоничного физического развития и полной подготовленности человека. Кроме того, подразумевается, что эта мера оптимально отвечает требованиям труда и других сфер его жизни, выражает достаточно высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, отвечает образцам длительного сохранения крепкого здоровья.
Именно историчность физического совершенства заключается в том, что его действительные характеристики (признаки, показатели и т. д.) определяются действительными потребностями и условиями общества на каждом данном историческом этапе и поэтому изменяются по мере развития общества. Отсюда, в частности, следует, что нет и не может быть никакого неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменных эталонов его совершенства.

Впервые идеал всестороннего, гармоничного развития человека приобретает вполне конкретные черты в связи с его массовой реализацией на современном историческом этапе строительства коммунистического общества, когда возможности воспитания нового, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, нравственная чистота и физическое совершенство постоянно возрастают. Перед научной теорией воспитания в настоящее время стоит важнейшая задача - разработка обоснованных педагогических критериев всестороннего гармонического совершенствования человека, в том числе физического совершенства, которые бы в полной мере отвечали требованиям общественного прогресса на современном этапе развития общества и в будущее.

  • Комплексное изучение этих показателей позволяет комплексно подойти к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многочисленные научно-практические исследования показали тесную связь показателей физического развития, развития моторики и функциональных возможностей детского организма _0_.

  • В программу комплексной оценки физических возможностей дошкольников входит анализ показателей, позволяющих определить состояние здоровья _1_:

  • - телосложение;

  •  основные параметры функции;

  • - Развитие двигательной сферы.

  • При исследовании физической подготовленности авторы обычно выделяют два основных компонента:

  •  комплекс функций основных систем энергообеспечения (окислительной, молочнокислой, фосфагенной);

  • - уровень развития основных физических качеств (сила, скорость, выносливость).

При этом существование двух компонентов физической подготовленности рассматривается как находящееся в постоянном взаимовлиянии: улучшение физических характеристик связано с положительными изменениями в состоянии систем энергообеспечения. Однако авторы отмечают, что одни и те же упражнения по-разному влияют на исследуемые компоненты (функциональные возможности и физические характеристики) у дошкольников.



В последнее время наибольшее внимание специалистов привлекают проблемы, связанные с развитием двигательных навыков и физических качеств дошкольников, что еще раз подтверждает их актуальность и малоизученность возрастной динамики.

Различные аспекты этой проблемы раскрывают в своих научных трудах многие ученые. В то же время мнения ученых разделились. В.М. Волков, А.А. Гужаловский, В.П. Губа, К. А. Ежевская в своих исследованиях обосновывают необходимость направленных с определенного направления физико-педагогических воздействий в связи с чувствительностью развития двигательных навыков и физических качеств, физиологическими особенностями организма и повышением скорости движений. нервные процессы _0_ . В то же время развитие двигательных навыков и физических качеств у дошкольников во многом определяется системой труда, интенсивностью и периодичностью физических упражнений детей, условиями организации двигательной деятельности. Используя данные и природные задатки для систематической организации работы, можно добиться высоких результатов в физической культуре и спорте. Так, например, ловкий и быстрый ребенок может добиться высоких результатов в легкой атлетике, а сильный в борьбе и прыжках. И вся работа педагогов и тренеров должна быть направлена ​​на развитие лидерских качеств.

Существует также мнение, что узкоспециализированные нагрузки часто отрицательно сказываются на общем развитии детей (Г. Н. Михайлович), так как это приводит к недоразвитию других качеств и перегрузке ребенка и

даже нарушения здоровья, отставание в росте, перекачка мышц, дисгармоничное телосложение.

Для определения половозрастных показателей физической подготовленности было протестировано 400 мальчиков и девочек из четырнадцати дошкольных учреждений. Методом сигма-отклонений (по К. К. Платонову) в каждой возрастной группе отдельно у мальчиков и девочек было выявлено пять уровней развития каждого качества. Результаты каждого из пяти заданий переводились в баллы:

• баллы за плохую работу не начислялись;

• результат, соответствующий уровню ниже среднего, оценивался в 1 балл;

• средний результат соответствовал 2 баллам;

• за результат, соответствующий вышеуказанному среднему и высокому уровню, присваивались 3 и 4 балла соответственно.

Сумма баллов, полученных по всем пяти тестам (от 0 до 20), являлась интегральным показателем физической подготовленности. Таким образом, физическую подготовленность детей оценивают по следующим параметрам: бег на 10 м с разбега, бег на 30 м с разбега, челночный бег, прыжок с места (см), бег с прыжком (см), количество приседаний за 30 с. .


Уровень физической подготовленности отражает, прежде всего, эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, оздоровительных технологий и инноваций. Особое внимание старшему воспитателю следует уделить проблеме контроля динамики физической подготовленности детей в своей работе _0_.

Физическая подготовленность детей характеризуется комплексом сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.

Физическими (моторными) особенностями называют отдельные качественные стороны моторики ребенка, его мелкой моторики. Они проявляются в конкретных видах деятельности - основных движениях (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание), игре, спортивных занятиях

Одно и то же качество может определять успех в разных видах деятельности. Например, способность быстро двигаться позволяет быстро бегать, плавать, кататься на велосипеде. А кратковременные напряжения необходимы при прыжках, лазании, метании предметов.

Физические особенности у детей проявляются в двигательных навыках и способностях, а те, в свою очередь, являются следствием достаточного уровня их развития. Эти два аспекта двигательной функции тесно связаны и взаимозависимы. Если развитие двигательных навыков у детей фиксируется на низком уровне развития двигательных особенностей, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движений.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

Уровень тренированности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, скорости) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь, при накоплении утомления в организме или при отрицательных эмоциях частота движений и их скорость заметно снижаются, замедляется двигательная реакция, увеличивается количество неточных движений, особенно со сложной координацией.


По характеру физического состояния дошкольников условно можно разделить на три группы - дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

Дети первой группы, имеющие высокие показатели физической подготовленности, отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания. Им свойственно отсутствие сомнения и страха при выполнении упражнений, высокое чувство активности и самостоятельности, умение слушать воспитателя, выполнять его указания и поручения [36].

Дети второй группы, имеющие средние показатели физической подготовленности, характеризуются неравномерным развитием основных видов движений, физических и волевых характеристик, разнообразием двигательного поведения. Так, наряду с высокими показателями силы, скорости, выносливости эти дети имеют низкие показатели ловкости и допускают много ошибок в технике сложных видов движений (прыжки, лазание и др.). Некоторые дети из этой группы даже при постоянном уговоре воспитателя выполняют упражнение неправильно, уклоняются от заданий, требующих длительного волевого усилия, но есть и такие, которые проявляют педантичное усердие в выполнении указаний воспитателя, но в случае неудач или ошибки, они ограничивают активность действий, и им все равно, хорошо они работают или нет.

Дети с низкими показателями физической подготовленности (в большинстве случаев с низким уровнем развития физических и волевых качеств и в целом низкими количественными и качественными показателями двигательной активности), в отличие от других детей, почти не прилагают усилий к тому, чтобы заставить себя работа. В ситуациях, требующих решимости и смелых действий, они проявляют медлительность, неуверенность в себе, неспособность преодолеть тревогу. Для них характерно состояние подавленности из-за неудач, неспособность подавить в себе отдельные желания. Только в относительно простой обстановке они проявляют определенную активность, которая сменяется более привычным поведением при возникновении новых трудностей. (пассивность,