Файл: Информ системы издано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 786

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информационные

Содержание

Основные аббревиатуры

Введение

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

2.Информационное обеспечение аис

Система кодирования – совокупность принципов кодирования. Наиболее распространенные системы кодирования:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

3. Техническое обеспечение аис. Сетевые технологии

Ip – адресный протокол, определяет, куда происходит передача.

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

4. Программное обеспечение аис

Задачи, решаемые с помощью экспертных систем:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

5. Организация аис

Отличительные признаки арм:

Цели создания арм:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

6.Экономика аис

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

7. Информационная безопасность аис

Рекомендуемая литература

8. Справочные правовые системы

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

9. Информационные системы и информационные технологии в сфере управления производством

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

10. Информационные системы бухгалтерскоГо учетА

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

11. Банковские информационные системы

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

13. Методические указания и темы для подготовки контрольных работ студентами заочного отделения

Вопросы для контрольных работ

Рекомендуемая литература

  1. Исаев Г. Н. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 2006. – П. 4.3, 4.4.

  2. Информационные технологии управления /Под ред. проф. Г. А. Титоренко. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – П. 5.2, 5.3.

  3. Землянский А.А. Информационные технологии в экономике. – М.: КососС, 2004. – Гл. 11.

  4. Шуремов Е. Л., Умнова Э. А., Воропаева Т. В. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита. – М.: Перспектива, 2001. – Пп. 1.4, 1.5.

  5. Подольский В.И., Дик В.В., Уринцев А.И. Информационные системы бухгалтерского учета /Под ред. В.И. Подольского. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – П. 1.3.

  6. Автоматизированные информационные технологии в экономике /Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 1998. – П.1.5; п. 4.1,4.2.

  7. Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С.В. Назарова. – М.: Финансы и статистика, 1995. – П. 1.3.2, п. 1.4.3.

Дополнительная литература

  1. Егорова А.С. Организация машинной обработки экономической информации в сельском хозяйстве. – М.: Финансы и статистика, 1983. – П. 2.1.

  2. Важов А.Я., Пучинскас К.К., Васильев А.Ф. Бухгалтерский учет при автоматизированной системе информационного обеспечения сельского хозяйства. – М.: Колос, 1993. – Гл. 2, § 1.

  3. Полковский Л.М., Зайдман С.А., Беркович М.Е. Автоматизация учета на базе персональных ЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 1991. – Гл. 1, с. 5-20.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое организационное обеспечение?

  2. В чем заключаются функции эксплуатирующего и обслуживающего персонала?

  3. Какие работы производятся при проектировании и внедрении АИС?

  4. Какие работы производятся по обслуживанию АИС при ее эксплуатации?

  5. Что такое АРМ? Назовите его основные элементы.

  6. Назовите признаки АРМ?

  7. Какие особенности обработки информации в условиях АРМ?

  8. Где должны быть расположены АРМ на предприятии?

  9. Назовите способы организации информационных технологий.

6.Экономика аис

6.1. Затраты на создание и эксплуатацию АИС

Разработка, внедрение и использование проектов по автоматизации функций управления связана с инвестициями, вложениями средств, затратами рабочего времени и труда.


При создании и эксплуатации АИС могут потребоваться следующие виды затрат:

Капитальные затраты:

  • стоимость проектных работ, расходы по постановке и алгоритмизации задач;

  • затраты на приобретение технических средств, оборудования, инвентаря,

  • затраты на монтаж, установку технических средств;

  • затраты на приобретение программных средств;

  • затраты на создание информационной базы (базы данных);

  • стоимость внедрения системы;

  • затраты на обучение.

Эксплуатационные текущие затраты:

  • затраты на электроэнергию;

  • содержание помещений;

  • сопровождение программного обеспечения (поддержание в работоспособном состояний, обновление, замена версий);

  • сопровождение информационной базы (восстановление целостности, архивирование и резервное копирование, антивирусная защита, управление доступом);

  • затраты на ремонт и обслуживание технических средств;

  • стоимость расходных (бумага, краска и картриджи для принтера) и прочих вспомогательных материалов.

Целесообразно учесть и затраты живого труда на выполнение перечисленных работ, особенно время работников, выполняющих их без дополнительной оплаты в своё рабочее время.

6.2. Показатели эффективности АИС

Затраты на создание АИС представляют значительные суммы. Нужно, чтобы затраченные средства давали наибольший эффект, отдачу.

Эффективность – это сопоставление полученных полезных результатов и соответствующих затрат всех видов ресурсов.

Объективная оценка полезных результатов от АИС затруднена, так как отдача может происходить не сразу и диапазон потенциальных выгод очень широк.

Основными показателями эффективности работы предприятия являются объём реализации, прибыль, рентабельность. Но на их формирование воздействует множество факторов, выделить из которых влияние автоматизации возможно только с применением громоздкого математического аппарата, и не очень точно.

Часто ограничиваются оценкой эффективности АИС через субъективные косвенные показатели – можно ли ценой выделенных средств достичь заданных целей.

Показатели эффективности АИС могут быть прямые и косвенные.


Прямые показатели эффективности отражают непосредственный результат от внедрения АИС.

Экономия текущих затрат на обработку информации: С=С10,

где С1 – затраты на обработку информации до внедрения проекта;

С0- затраты на обработку информации после внедрения проекта.

Формула С=С10 предполагает, что затраты на обработку информации с применением средств автоматизации уменьшатся. За счет какой статьи затрат это может произойти? Перебрав их все, можно прийти в выводу, что реально могут быть сокращены затраты на заработную плату, при условии сокращения рабочих мест. Но практика показывает, что этого чаще всего не происходит. Причины могут быть в следующем:

  • Не повышается производительность труда.

  • Реально производительность труда повышается за счет автоматизации громоздких рутинных расчетов, автоматического формирования выходных форм, сокращения времени на поиск информации, подготовку документов. Обязанности работников изменяются, высвобождаемое время затрачивается на другие более творческие, аналитические работы.

  • При сокращении работников целесообразно повысить заработную плату оставшимся, что задерживает на предприятии квалифицированные кадры, повышает его престиж.

Может произойти уменьшение затрат на передачу информации – доставку документов в банк, в налоговую, партнерам и т.д.

Срок окупаемости рассчитывают делением суммы капитальных затрат на экономию затрат на обработку информации или на годовой прирост прибыли,

Коэффициент эффективности – показатель, обратный сроку окупаемости.

К прямым показателям эффективности относят рост производительности труда управленческого персонала, снижение трудоемкости управленческих работ.

Косвенные показатели эффективности отражаются на результатах производственно-хозяйственной деятельности не непосредственно, а за счёт повышения уровня управления, оперативности и действенности принимаемых решений, совершенствования всей информационной системы объекта. Эти показатели трудно оценить в денежных единицах:


  • повышение качества информации, её оперативности, актуальности, точности, детальности, объективности, в том числе за счёт сокращения ошибок;

  • Углубление анализа, повышение качества аналитических отчётов, получение принципиально новых аналитических возможностей;

  • совершенствование работы аппарата управления;

  • улучшение организации производства;

  • сокращение сроков решения отдельных задач (подготовку документов, отчетов) и принятия управленческих решений;

  • повышение качества обслуживания клиента;

  • повышение эффективности маркетинговых компаний;

  • снижение дебиторской задолженности за счёт автоматического отслеживания выставленных счетов, сроков платежей, погашения задолженности;

  • сокращение запасов на складах при автоматизации складского учёта;

  • усиление контроля, предотвращение хищений, злоупотреблений;

  • эффект снижения влияния кадровой «текучки» на производственные показатели. Например, информация о клиентах остаётся в информационной базе, а не «уходит» вместе с менеджером;

  • повышение коллективизма, улучшение деловой обстановки в результате открытости информации;

  • повышение качества труда за счёт сокращения рутинных операций;

  • повышение квалификации сотрудников при внедрении новых технологий.

Эффективность АИС оценивают при ее проектировании (плановую) и в процессе эксплуатации (фактическую)

Рекомендуемая литература

  1. Нетесова О. Новые технологии в цифрах. Методы оценки эффективности автоматизированных информационных систем. – Бухгалтер и компьютер, №7, 2004.

  2. Семенов М.И, Трубилин И.Т., Лойко В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2000. – П. 7.4.6.

  3. Автоматизация управления предприятием /Баронов В. В. и др. –М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 141-152.

  4. Подольский В.И., Дик В.В., Уринцев А.И. Информационные системы бухгалтерского учета /Под ред. В.И. Подольского. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – П. 2.10.

  5. Автоматизированные системы обработки экономической информации /Под ред. В.С. Рожнова. – М.: Финансы и статистика, 1986. – П. 5.3.


Дополнительная литература

  1. Автоматизированные системы обработки экономической информации /Под ред. В.С. Рожнова. – М.: Финансы и статистика, 1986. – Гл. 3.

  2. Рожнов В.С., Косарев В.П. Машинная обработка экономической информации. – М.: Финансы и статистика, 1983. – Гл. 10.

  3. Егорова А.С. Организация машинной обработки экономической информации в сельском хозяйстве. – М.: Финансы и статистика, 1983. – П. 3.7.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие затраты необходимы для создания АИС?

  2. Что такое эффективность АИС?

  3. Назовите прямые показатели эффективности АИС? Как их рассчитывают?

  4. Что такое косвенные показатели эффективности АИС?

  5. Назовите косвенные показатели эффективности АИС.

  6. Когда оценивают эффективность АИС?

7. Информационная безопасность аис

7.1. Необходимость обеспечения информационной безопасности информационной системы и виды угроз

Информационная безопасность ИС является обязательной. При автоматизации степень защищенности является одной из характеристик информационной системы.

Под безопасностью информационной системы понимается защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования.

Утрата документов, баз данных, может вызвать не только остановку работы предприятия, но и невозможность ее возобновления в дальнейшем, а несанкционированный доступ к информации – ослабление позиций предприятия по сравнению с конкурентами.

Многие информационные системы, например, банков, военных и государственных организаций, где утечка и утрата информации недопустима, должны быть защищены очень надежно.

Необходимость защиты информации возрастает при широком использовании средств автоматизации и электронных носителей информации. Информация в электронном виде более подвержена различным угрозам. Ее легче скопировать, уничтожить, исказить, чем информацию на бумажных носителях. К обычным видам угроз (пожар, стихийное бедствие, хищение) добавляются многие другие.

Объектами защиты в информационной системе являются не только информационные ресурсы. Для обеспечения нормальной работы АИС и защиты информации необходимо защищать и другие компоненты информационной системы: технические средства, программы, сети.