Файл: Информ системы издано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 798

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информационные

Содержание

Основные аббревиатуры

Введение

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

2.Информационное обеспечение аис

Система кодирования – совокупность принципов кодирования. Наиболее распространенные системы кодирования:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

3. Техническое обеспечение аис. Сетевые технологии

Ip – адресный протокол, определяет, куда происходит передача.

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

4. Программное обеспечение аис

Задачи, решаемые с помощью экспертных систем:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

5. Организация аис

Отличительные признаки арм:

Цели создания арм:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

6.Экономика аис

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

7. Информационная безопасность аис

Рекомендуемая литература

8. Справочные правовые системы

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

9. Информационные системы и информационные технологии в сфере управления производством

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

10. Информационные системы бухгалтерскоГо учетА

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

11. Банковские информационные системы

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

13. Методические указания и темы для подготовки контрольных работ студентами заочного отделения

Вопросы для контрольных работ

12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя

12.1. Задачи, принципы проектирования АИС.

Проектирование автоматизированной обработки – это совокупность проводимых научно-исследовательских, технологических и расчетно-экономических работ, предусматривающих создание вариантов решения задач с помощью ЭВМ.

Задача проектирования АИС – обеспечить эффективное функционирование АИС и взаимодействие АИТ со специалистами, использующими технические, программные, коммуникационные средства для выполнения своих профессиональных задач. В процессе проектирования совершенствуются как организация основной деятельности экономического объекта, так и организация управленческих процедур.

Рациональное направление проектирования – разработка типовых проектных решений. Наиболее эффективно применение типовых проектных решений, в том числе стандартных пакетов прикладных программ, в тех видах деятельности, для которых на рынке существует выбор программных продуктов: бухгалтерский учет, документооборот, экономическое и финансовое планирование и анализ.

Основополагающие принципы создания АИС:

  • системность – этот принцип позволяет подойти к исследуемому объекту как единому целому, выявить связи между структурными элементами, установить функции системы и направления ее деятельности;

  • развитие – АИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечения;

  • совместимость – заключается в обеспечении способности взаимодействия АИС различных видов, уровней в процессе их совместного функционирования;

  • стандартизация и унификация – принцип заключается в необходимости применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС, это позволяет сократить затраты на создание АИС;

  • эффективность – заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание АИС и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании.

12.2. Стадии и этапы проектирования и создания АИС

В соответствии с ГОСТ 34.601-90 (Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.) можно выделить следующие стадии и этапы создания автоматизированной информационной системы:


Первая стадия – предпроектное обследование объекта. Предусматривает выявление всех характеристик объекта и управленческой деятельности в нем, потоков внутренних и внешних информационных связей, состава задач и специалистов, которые будут работать в новых условиях.

1-й этап – сбор материалов для проектирования, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы.

2-й этап – анализ материалов и формирование документации – технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы.

Вторая стадия – проектирование.

1-й этап – техническое проектирование – поиск проектных решений – (описываются компоненты системы).

2-й этап – рабочее проектирование – разработка программ, классификаторов, баз данных, создание документации, подготовка инструкций. Документация – проект.

Третья стадия – ввод в действие.

1-й этап – подготовка к внедрению – установка технических средств, загрузка баз данных, проверка, окончательная корректировка.

2-й этап – сдача в промышленную эксплуатацию – оформляется актом приема-передачи.

Четвертая стадия – промышленная эксплуатация. Включает и сопровождение системы, оперативное обслуживание и администрирование баз данных.

При переходе на использовании ЭВМ недостаточно просто декларировать цель автоматизации того или иного процесса, нужно ее конкретизировать, разработать пути достижения.

При отсутствии стратегического плана при решении сиюминутных локальных задачам получается кусочная автоматизация – разрозненные прикладные системы или их фрагменты. Возможна автоматизация по участкам (подразделениям) или направлениям, затрагивающим несколько участков (снабжение, производство, сбыт). Наиболее эффективна комплексная автоматизация управления предприятием.

12.3. Разработка информационного обеспечения и постановка задач на предпроектной стадии.

Предпроектная стадия предусматривает всестороннее изучение существующей системы управления предприятием с целью обоснования технико-экономической целесообразности и необходимости создания ЭИС, выработки решений по совершенствованию информационного обеспечения и разработки основных требований к новой системе. Для этого детально обследуют объект автоматизации с целью установления организационно-технических мероприятий по проектированию и внедрению и производят оценку применимости типовых проектных решений, прикладных программ.


При сборе материалов об объекте проектирования исследуют его экономику, производственную деятельность, организационную и управленческую структуру. Устанавливаются функции подразделений, должностных лиц, перечень, порядок, объемы, периодичность выполняемых работ, наличие положений о подразделениях и должностных инструкций. Делается вывод о правильности распределения функций управления, целесообразности их автоматизации.

Изучается и проектируется информационное обеспечение. Для этого рассматриваются применяемые первичные документы, их формы, состав показателей, порядок заполнения. Разрабатываются системы классификации и кодирования информации. Производится постановка задач для установления состава массивов информации, форм входных и выходных документов, алгоритмов решений. Определяются объемы информации, направления информационных потоков, даются рекомендации по их совершенствованию, разрабатываются схема и график документооборота. Для каждого вида входной и выходной информации дается описание всех ее элементов, участвующих в автоматизированной обработке, а также количество строк в документе, формы документа, описание используемой условно-постоянной информации и алгоритм решения задачи.

Постановка задачиэто описание задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о ее сущности, логике преобразования информации для получения результата. На ее основе могут быть рекомендованы стандартные программные средства, пригодные для ее реализации. Постановка задачи требует от пользователя не только профессиональных знаний предметной области (для которой делается постановка), но и знаний автоматизированных информационных технологий. Ошибки на этапе постановки задачи могут не только увеличить затраты на создание системы, но и привести к ее неработоспособности.

В результате анализа собранных материалов формируются цели системы управления и критерии эффективности функционирования.

Формируются требования к проектируемой системе, к составу технических средств, к организации и структуре информационной базы, к программному обеспечению.

В технико-экономическом обосновании (ТЭО) обосновывается выбор автоматизируемых функций с учетом получения ожидаемого эффекта. ТЭО разрабатывается в основном заказчиком.

С учетом ТЭО разрабатывается техническое задание на проектирование (ТЗ), которое устанавливает последовательность проектирования и внедрения проекта с учетом возможностей применения типовых проектных решений и прикладных программ.


На основе технического задания составляется договор на создание прикладной системы.

Разработка и внедрение АИТ требуют значительных трудовых и материальных затрат, поэтому их внедрению должны предшествовать обоснование и расчет эффективности. Расчет экономической эффективности производится на предпроектной стадии (расчетная, предварительная эффективность), на стадии рабочего проектирования (оценочная эффективность), и по результатам промышленной эксплуатации (фактическая эффективность) (гл. 6).

Постановка задачи необходима в любом случае. Если уже выбрана тиражная прикладная программа, то при постановке задачи можно учитывать ее структуру и особенности, чтобы требуемая настройка оказалась минимальной.

12.4. Выбор программного обеспечения АИС

На предпроектной стадии производится предварительный выбор программных средств.

Первый вариант - использование офисных программ, например, Microsoft Office. Этот вариант подходит для небольших предприятиях. Эти программы доступны и минимальны по затратам, но требуют значительной подготовительной работы – ввода форм документов, разработки системы таблиц и базы данных и т. д.

Наиболее популярно второе направление автоматизации управленческих функций, в том числе бухгалтерского учета – с помощью прикладной проблемно-ориентированной программы. Их выбор сейчас очень широк, в каждом регионе работают фирмы, предлагающие ту или другую программу. Для предприятия такой вариант может быть удобен, если кроме самой программы предлагаются и другие услуги: ее настройка, внедрение, сопровождение, обучение персонала.

Возможно совместное использование управленческих, бухгалтерских и офисных программ, многие из них совместимы.

Следующее направление автоматизации управления – разработка программного продукта на заказ с помощью сторонней фирмы или собственного подразделения. Это направление требует длительного времени и больших затрат и оправдано только для крупных предприятий, при условии, что имеющиеся на рынке программы не подходят. При разработке автоматизированной системы управления, главный бухгалтер должен следить, чтобы были учтены и потребности бухгалтерии.

Большинство предприятий используют второй вариант - приобретение готовой прикладной программы.

К выбору прикладной проблемно-ориентированной системы из множества имеющихся на рынке нужно подходить обдуманно и взвешенно. Необходимо собрать информацию в своем регионе о фирмах, предоставляющих услуги по автоматизации управления, и о программных продуктах, поставляемых ими. Источниками информации могут быть рекламные объявления, публикации в периодической литературе, выставки программного обеспечения, советы знакомых, которым вы доверяете, консультации независимых специалистов.


В принципе невозможно создать управленческую, бухгалтерскую программу, которая была бы пригодна всем пользователям. При выборе нужно учитывать многие аспекты.

Функции программы определяются исходя из целей создания системы, постановки задачи.

Необходимо учитывать отраслевую специфику предприятия и подбирать систему не универсальную, а предназначенную для данной отрасли.

Размеры предприятия. Программы для небольших предприятий не могут учесть все потребности крупных предприятий. Программы для крупного предприятия на малом не будут эффективно использоваться, так как сложны и многофункциональны, имеют высокую цену. Нужно выяснить максимальное количество рабочих мест, которое должно превышать сегодняшнюю потребность.

Необходимо выбирать лицензионную программу известного производителя, достаточный срок работающего в этой отрасли. Программа должна успешно работать на предприятиях данной отрасли.

Необходимый аспект – наличие качественного сопровождения. Оно может осуществляться производителем или его партнерами. В договоре на обслуживание указывают виды предоставляемых услуг – установка, настройка, внедрение, консультации, обучение, предоставление новых версий и релизов, доработка и исправление ошибок. Нужно учесть условия, на которых они оказываются: стоимость, место обслуживания – с выездом или нет, сроки, они могут зависеть от количества работников фирмы.

Немаловажное значение имеет возможность настройки, доработки программы. Но не стоит переоценивать рекламируемые возможности изменения программы. Небольшое изменение может затронуть многие элементы программы. Значительные изменения могут привести к следующим последствиям:

  • предоставляемые бесплатно фирмой-разработчиком новые версии и релизы будут несовместимы с внесенными изменениями, то есть все изменения в законодательстве придется вносить в программу самостоятельно;

  • возникает зависимость от специалиста, доработавшего программу, все дальнейшие изменения программы может производить только этот специалист;

  • значительная доработка программы может оказаться дороже, чем приобретение другой, более подходящей программы.

Любая управленческая, бухгалтерская программа является элементом информационной системы и тесно взаимосвязана со многими другими ее элементам, в первую очередь – с техническим, информационным и организационным обеспечением и персоналом.