Файл: Информ системы издано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 811

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Информационные

Содержание

Основные аббревиатуры

Введение

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

2.Информационное обеспечение аис

Система кодирования – совокупность принципов кодирования. Наиболее распространенные системы кодирования:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

3. Техническое обеспечение аис. Сетевые технологии

Ip – адресный протокол, определяет, куда происходит передача.

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

4. Программное обеспечение аис

Задачи, решаемые с помощью экспертных систем:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

5. Организация аис

Отличительные признаки арм:

Цели создания арм:

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

6.Экономика аис

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

7. Информационная безопасность аис

Рекомендуемая литература

8. Справочные правовые системы

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

9. Информационные системы и информационные технологии в сфере управления производством

Рекомендуемая литература

Дополнительная литература

10. Информационные системы бухгалтерскоГо учетА

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

11. Банковские информационные системы

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя

Рекомендуемая литература:

Дополнительная литература:

13. Методические указания и темы для подготовки контрольных работ студентами заочного отделения

Вопросы для контрольных работ

  1. Информационные системы. Автоматизированные информационные технологии

1.1. Информатизация современного общества

Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Информация в современном мире стала важнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Главная цель информатизации – повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет повышения производительности труда работников, в том числе управленческих.

Информатизация – организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизация способствует созданию информационного общества.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

В информационном обществе производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные технологии и техника становятся базовыми, а информационная среда – новой средой обитания человека.

Информационные ресурсы – это информация, структурированная и зафиксированная в отдельных документах, и массивы документов в информационных системах, банках данных (в т. ч. в библиотеках и архивах). На основе информационных ресурсов создаются информационные продукты – совокупности данных, сформированные производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных. В информационном обществе развивается рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых, организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на правовой основе.


Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г. регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

В настоящем Федеральном законе даны следующие основные понятия:

1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

и другие.

Федеральный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения в области создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, а также принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.


Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничение доступа к информации может устанавливаться только федеральными законами.

В Федеральном законе содержатся положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. Определены основные правила и способы защиты прав на информацию, самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

1.2. Понятие, назначение информационной системы. Автоматизированная информационная система

Любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Для систем характерны следующие свойства: сложность, делимость, целостность, многообразие, структурированность.

В современном обществе экономические объекты (производственные и хозяйственные предприятия, фирмы, учреждения) представляют собой сложные системы, имеют многоуровневую структуру, обширные внешние и внутренние информационные связи.

Для обеспечения нормального функционирования сложных систем осуществляется управление, как отдельными элементами, так и системой в целом. Управление ориентировано на достижение стоящих перед системой целей, создания условий для их осуществления.

Основными функциями управления являются:

  • планирование;

  • учет;

  • анализ;

  • организация;

  • контроль;

  • регулирование.

Управление осуществляется на основе накопленной и функционирующей в системе, а также поступающей из внешней среды информации. Информация в управлении выступает как предмет труда, по результатам ее обработки принимаются управленческие решения. Любой системе управления соответствует информационная система.

Информационная система существует на каждом предприятии. Цель создания и назначение информационной системы – обеспечить сбор, хранение, обработку, поиск, передачу, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений по управлению предприятием.


Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность потоков информации, средств, методов, персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации и выработки управленческих решений.

Распространенными средствами хранения, обработки, передачи информации в настоящее время являются персональные компьютеры с внешними устройствами и другие ЭВМ, компьютерные программы, компьютерные сети, а также телефоны, факсы, копировальные машины и другие средства организационной техники.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информационной системой понимается любая компьютерная система, которая может осуществлять обработку, хранение и преобразование данных (см. п. 1.1).

В общем понимании, ИС может функционировать и без использования компьютеров, вычислительной техники, не в автоматизированном варианте. Но трудно представить современное предприятие без современных средств сбора, обработки, хранения, передачи информации. Для выработки управленческих решений в сложных экономических системах требуется переработать значительные объемы разнообразной информации. Поэтому необходима автоматизация этих процессов, разработка автоматизированных информационных систем.

Автоматизированная информационная система (АИС) – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений.

Для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику объекта управления, цели управления, а также возможности средств автоматизации, проанализировать структуру управления организацией.

1.3. Виды информационных систем

АИС разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков.

Часть 1 статьи 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержит классификацию информационных систем в зависимости от субъекта, создающего информационную систему.

Информационные системы включают в себя:

  • государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

  • муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

  • иные информационные системы.


Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Это, например, информационные системы статистических, налоговых, таможенных органов.

Информационные системы классифицируют по уровню в системе государственного управления:

  • отраслевые;

  • территориальные;

  • межотраслевые.

По видам процессов управления:

  • организационного управления объектом;

  • управления технологическим процессом – применяются в отраслях промышленности со сложными непрерывными технологическими циклами (металлургия, химическая промышленность, машиностроение);

  • управления организационно-технологическими процессами - сочетают выполнение функций управления технологическими процессами с функциями управления объектом в целом;

  • научных исследований;

  • обучающие и др.

Информационные системы организационного управления можно подразделить по функциональному признаку (назначению):

  • производственные – предприятий и организаций, встречаются бухгалтерские, информационно-аналитические, кадровые, делопроизводства и др.;

  • финансовые и учетные – банковские, страховые, налоговых органов, статистические, таможенные, фондового рынка и др.;

  • маркетинга;

  • кадровые;

  • прочие.

Производственные информационные системы по сфере функционирования объекта управления:

  • промышленности;

  • сельского хозяйства;

  • транспорта;

  • торговли;

  • банка;

  • связи и т.д.

В пособии основное внимание уделяется учетным и финансовым информационным системам организационного управления на предприятиях и в организациях.

1.4. Требования к АИС

Внедрение на современном предприятии автоматизированной информационной системы должно способствовать совершенствованию управления:

  • повышению производительности труда управленческих работников;

  • освобождению работников управления от рутинной работы, за счет ее автоматизации;

  • повышению качества управленческой информации за счет возрастания ее оперативности, своевременности, достоверности, точности, детальности;

  • совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота, структуры управленческого аппарата;

  • уменьшению затрат на сбор, обработку, хранение, передачу информации;

  • принятию рациональных, согласованных и своевременных управленческих решений, повышение эффективности управления за счет обеспечения руководителей необходимой информацией.