ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 811
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.Информационное обеспечение аис
3. Техническое обеспечение аис. Сетевые технологии
Ip – адресный протокол, определяет, куда происходит передача.
4. Программное обеспечение аис
Задачи, решаемые с помощью экспертных систем:
7. Информационная безопасность аис
8. Справочные правовые системы
9. Информационные системы и информационные технологии в сфере управления производством
10. Информационные системы бухгалтерскоГо учетА
11. Банковские информационные системы
12. Проектирование аис в соответствии с потребностями пользователя
13. Методические указания и темы для подготовки контрольных работ студентами заочного отделения
Информационные системы. Автоматизированные информационные технологии
1.1. Информатизация современного общества
Переход к рыночным отношениям в экономике и научно-технический прогресс чрезвычайно ускорили темпы внедрения во все сферы социально-экономической жизни российского общества последних достижений в области информатизации. Информация в современном мире стала важнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Главная цель информатизации – повышение эффективности общественного производства всех видов продукции и услуг для улучшения социально-экономических условий жизни населения за счет повышения производительности труда работников, в том числе управленческих.
Информатизация – организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информатизация способствует созданию информационного общества.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
В информационном обществе производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные технологии и техника становятся базовыми, а информационная среда – новой средой обитания человека.
Информационные ресурсы – это информация, структурированная и зафиксированная в отдельных документах, и массивы документов в информационных системах, банках данных (в т. ч. в библиотеках и архивах). На основе информационных ресурсов создаются информационные продукты – совокупности данных, сформированные производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных. В информационном обществе развивается рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых, организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на правовой основе.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г. регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.
В настоящем Федеральном законе даны следующие основные понятия:
1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
и другие.
Федеральный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения в области создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, а также принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.
Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничение доступа к информации может устанавливаться только федеральными законами.
В Федеральном законе содержатся положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. Определены основные правила и способы защиты прав на информацию, самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.
1.2. Понятие, назначение информационной системы. Автоматизированная информационная система
Любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Для систем характерны следующие свойства: сложность, делимость, целостность, многообразие, структурированность.
В современном обществе экономические объекты (производственные и хозяйственные предприятия, фирмы, учреждения) представляют собой сложные системы, имеют многоуровневую структуру, обширные внешние и внутренние информационные связи.
Для обеспечения нормального функционирования сложных систем осуществляется управление, как отдельными элементами, так и системой в целом. Управление ориентировано на достижение стоящих перед системой целей, создания условий для их осуществления.
Основными функциями управления являются:
планирование;
учет;
анализ;
организация;
контроль;
регулирование.
Управление осуществляется на основе накопленной и функционирующей в системе, а также поступающей из внешней среды информации. Информация в управлении выступает как предмет труда, по результатам ее обработки принимаются управленческие решения. Любой системе управления соответствует информационная система.
Информационная система существует на каждом предприятии. Цель создания и назначение информационной системы – обеспечить сбор, хранение, обработку, поиск, передачу, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений по управлению предприятием.
Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность потоков информации, средств, методов, персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации и выработки управленческих решений.
Распространенными средствами хранения, обработки, передачи информации в настоящее время являются персональные компьютеры с внешними устройствами и другие ЭВМ, компьютерные программы, компьютерные сети, а также телефоны, факсы, копировальные машины и другие средства организационной техники.
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информационной системой понимается любая компьютерная система, которая может осуществлять обработку, хранение и преобразование данных (см. п. 1.1).
В общем понимании, ИС может функционировать и без использования компьютеров, вычислительной техники, не в автоматизированном варианте. Но трудно представить современное предприятие без современных средств сбора, обработки, хранения, передачи информации. Для выработки управленческих решений в сложных экономических системах требуется переработать значительные объемы разнообразной информации. Поэтому необходима автоматизация этих процессов, разработка автоматизированных информационных систем.
Автоматизированная информационная система (АИС) – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений.
Для создания и использования информационной системы необходимо сначала понять структуру, функции и политику объекта управления, цели управления, а также возможности средств автоматизации, проанализировать структуру управления организацией.
1.3. Виды информационных систем
АИС разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков.
Часть 1 статьи 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» содержит классификацию информационных систем в зависимости от субъекта, создающего информационную систему.
Информационные системы включают в себя:
государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;
муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;
иные информационные системы.
Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Это, например, информационные системы статистических, налоговых, таможенных органов.
Информационные системы классифицируют по уровню в системе государственного управления:
отраслевые;
территориальные;
межотраслевые.
По видам процессов управления:
организационного управления объектом;
управления технологическим процессом – применяются в отраслях промышленности со сложными непрерывными технологическими циклами (металлургия, химическая промышленность, машиностроение);
управления организационно-технологическими процессами - сочетают выполнение функций управления технологическими процессами с функциями управления объектом в целом;
научных исследований;
обучающие и др.
Информационные системы организационного управления можно подразделить по функциональному признаку (назначению):
производственные – предприятий и организаций, встречаются бухгалтерские, информационно-аналитические, кадровые, делопроизводства и др.;
финансовые и учетные – банковские, страховые, налоговых органов, статистические, таможенные, фондового рынка и др.;
маркетинга;
кадровые;
прочие.
Производственные информационные системы по сфере функционирования объекта управления:
промышленности;
сельского хозяйства;
транспорта;
торговли;
банка;
связи и т.д.
В пособии основное внимание уделяется учетным и финансовым информационным системам организационного управления на предприятиях и в организациях.
1.4. Требования к АИС
Внедрение на современном предприятии автоматизированной информационной системы должно способствовать совершенствованию управления:
повышению производительности труда управленческих работников;
освобождению работников управления от рутинной работы, за счет ее автоматизации;
повышению качества управленческой информации за счет возрастания ее оперативности, своевременности, достоверности, точности, детальности;
совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота, структуры управленческого аппарата;
уменьшению затрат на сбор, обработку, хранение, передачу информации;
принятию рациональных, согласованных и своевременных управленческих решений, повышение эффективности управления за счет обеспечения руководителей необходимой информацией.