ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
II тип — переходный, включающий в себя традиционные задачи, но дополненный новыми организационными задачами, а именно поиском инвестиций и формирование высококвалифицированного персонала, способного решать задачи в условиях конкуренции.
III тип — рыночный, предполагающий высокое качество организации обслуживания потребителя, поскольку именно обслуживание потребителя в условиях рынка становится объектом конкуренции.
Теоретические разработки в области сферы услуг получили развитие в работах Т.Н. Корягиной, Л.Б. Сульповара, З.Г. Булгатова, И.Г. Дуденкова, М.Г. Розе, М.В. Российского, Л.А. Боброва, Я.С. Ядгарова, Л.И. Ерохиной, И.М. Шатаева, В.Г. Федунцова, В.Н. Соловьева, В.М. Рутгайзера, Г.А. Низовцева, У.М. Найгеборина, Н.А. Колайко, Ф.С. Гарифуллиной, Н.В. Чукова, А.И. Горанина. Исследования индустрии сервиса и сферы услуг имели следующие направления: проблемы повышения качества услуг, формирование постоянной клиентуры, изучение потребностей клиентов, формирование принципов организации и продажи услуг, проблемы создания спроса на услуги, условия организации рынка услуг, проблемы обслуживания и повышения эффективности производства.
Сфера сервиса является объектом научных исследований следующих зарубежных ученых: Р. Векчиотти, С. Браун, М. Битнер, Ш. Понкраитс, Д. Коппет, У. Степлз, К. Монро, Ф. Котлер, Э. Ланград, Д. Бейтсон, К. Лавлок, П. Эглиер и т.д.
В научных исследованиях услуги определяются, во-первых, как совокупность действий, исполнение и усилие, а во-вторых, как продукт труда, обладающий потребительной стоимостью (имеет ценность) и стоимостью (общественно необходимые затраты труда на производство). Специфика услуг проявляется в первом случае и можно выделить следующие особенности (в том числе и бытовых услуг):
1) наличие и комбинация осязаемых и неосязаемых признаков (неосязаемость — это наличие услуги как усилия, например, консультации аудитора, работа тренера и т.д.);
2) совпадение времени производства и покупки услуги;
3) в процессе обслуживания покупатель присутствует при производстве услуги и может оказать влияние на этот процесс (не во всех случаях конструктивно);
4) услуги имеют меньшую степень стандартизации и однородности, чем товары;
5) покупатель услуги находится в зоне повышенного риска вследствие неопределенности результата услуги;
6) спрос на многие бытовые услуги носит в основном сезонный характер;
7) услуги нельзя хранить и демонстрировать как товары;
8) услуга индивидуальна в потреблении и производстве;
9) нематериальность услуги;
10) имеет место большое разнообразие услуг;
11) услуга конечна в потреблении.
Если купля-продажа услуги воплощена в передаче услуги через определенные операции и действия, то выполнение услуги выступает как процесс. Этот процесс включает в себя обслуживание потребителя и производство услуги.
Таким образом, процесс организации производства услуги представляет собой внутренний элемент системы управления, а процесс обслуживания потребителей становится элементом взаимодействия с внешней средой и определяет во многом эффективность работы предприятия.
Это позволяет утверждать, что организация обслуживания потребителей является главным элементом организационной модели обслуживания, который подчиняет и включает в себя процесс производства услуги. В силу сложности, динамичности и неопределенности внешней среды предприятия в настоящее время предлагается выделить три вида организационных моделей обслуживания потребителей, в основе которых лежат три типа организации обслуживания населения: традиционный, переходный и рыночный.
Построение организационной модели обслуживания требует определения ее методологической базы. Она формируется на основе выбора из комбинации теоретических подходов к организации деятельности предприятий, системы методов, позволяющих формировать эффективные организационные модели обслуживания.
2. Формирование системы обслуживания потребителей в условиях конкуренции в сфере сервиса.
В современных условиях эффективность организации любого вида деятельности определяется комбинацией подходов к построению организационной модели предприятия. Учитывая актуальность и важность этой проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане, необходимо определить принципы обоснования методологии выбора того или иного подхода к построению таких организационных моделей.
В отечественной и зарубежной экономической литературе предлагаются разнообразные теоретические подходы к организации деятельности предприятия в условиях конкуренции и в том числе к организации обслуживания потребителей бытовыми услугами. В настоящее время наиболее актуальным является системный подход, который предлагает рассматривать организацию как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, а конкуренцию как фактор внешней среды.
Следует отметить, что в отечественной и мировой практике системный подход используется ограниченно и часто подменяется комплексным подходом. При организации деятельности предприятий в основном используется комплексный подход, который допускает выделение одной проблемы и определение факторов, оказывающих на нее влияние. Как правило, это позволяет разрешить в нашем случае либо проблему конкурентоспособности и прибыльности предприятий сферы сервиса, либо проблему высокого качества обслуживания потребителей.
Комплексный подход позволяет рассмотреть конкуренцию в условиях рыночной экономики как сложный социально-экономический фактор. Однако конкурентная стратегия при решении проблем прибыльности и высокого уровня организации обслуживания различна. Например, для достижения прибыльности и конкурентоспособности в сфере сервиса можно использовать методы ценовой конкуренции, позицию имитатора конкурентных воздействий, косвенную конкуренцию. Между тем, высокое качество обслуживания населения представляет само по себе метод неценовой конкуренции, предполагает прямую конкуренцию, позицию новатора, высокую интенсивность конкурентной борьбы для предприятий сферы сервиса.
Организация деятельности предприятия сферы сервиса на основе маркетинга в условиях комплексного подхода также имеет свои ограничения, поскольку использование комплекса маркетинга увеличивает затраты предприятия, а недостаточный опыт в области маркетинговой деятельности и неразвитость рыночной инфраструктуры не позволяет его применять в полной мере.
Организация и управление обслуживанием населения в условиях конкуренции должно обеспечивать конкурентоспособность услуги. Комплексный подход к организации структурирует внутреннюю среду предприятия, но не ориентирует его учет на изменения конъюнктуры рынка. В свою очередь, это может привести к потере конкурентных позиций предприятиями сферы сервиса. Наиболее ярким примером в отечественной практике является выход фирмы «Кодак» на внутренний рынок фотоуслуг. Следовательно, по нашему мнению, если комплексный подход в условиях командно-административной системы являлся наиболее эффективным для решения экономических проблем на макро- и микроуровне, то в условиях рынка его использование ограничено невозможностью преимущественного использования маркетинга для достижения высокого уровня обслуживания населения на предприятиях сферы сервиса.
Воспроизводственный подход при организации деятельности предприятий сферы сервиса используется в области инновационных, инвестиционных процессов, при реализации маркетинга и при повышении качества предоставления услуги.
Анализ воспроизводственного подхода при организации маркетинга, конкуренции и повышения качества обслуживания показывает, что его использование не позволяет решить и реализовать цель функционирования предприятия сферы сервиса в условиях рынка и основную задачу — удовлетворение потребностей населения одновременно. Для раскрытия этого положения необходимо рассмотреть факторы и условия, позволяющие предприятию устранить эффект неопределенности за счет изменения конъюнктуры рынка.
Воспроизводственный подход позволяет использовать комплекс маркетинга для рационального построения производственного процесса, т.е. акцент здесь делается на стадию производства воспроизводственного цикла. Это приводит к ориентированию всей системы на возобновление производства услуг для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению с лучшими аналогами данного рынка совокупными затратами на единицу полезного эффекта. По своей сущности данная позиция полностью отвечает стратегии ресурсосбережения и может использоваться только в рамках традиционного типа организации обслуживания населения.
В этом случае при организации деятельности предприятия комплексно используются все факторы ресурсосбережения, которые представлены на рис. 2.1.
С этих позиций конкурентная стратегия не может фокусироваться на создании благоприятного образа и имиджа услуги и предприятия, которые выступают как элементы организации обслуживания.
Таким образом, воспроизводственный подход можно использовать при традиционной организации обслуживания рыночного типа. Исходя из этого, рассмотрим возможность применения системного подхода к организации обслуживания населения рыночного типа. Для этого определим требования, предъявляемые организацией обслуживания населения к выбору того или иного подхода. Организация обслуживания населения в бытовых услугах в экономической литературе рассматривается как система мероприятий, позволяющих удовлетворить потребности населения с наименьшими затратами.
Например, Г.А. Низовцев, У.М. Найгеборен включают в систему организации обслуживания такие элементы:
1) прогрессивные формы обслуживания;
2) рациональное размещение подразделений предприятия;
3) повышение культуры обслуживания;
4) установление удобного режима предприятия;
5) развитие рекламы;
6) художественно-эстетическое оформление предприятия.
К этим элементам другие авторы добавляют повышение качества работ, внедрение новых видов услуг и обеспечение их комплексности. Авторы коллективной монографии «Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса» предлагают использование методов маркетинга при организации производства услуги.
Прогрессивные формы обслуживания населения включают: обслуживание через приемные пункты; комплексное обслуживание; выездное обслуживание; обслуживание на дому; абонементную форму обслуживания; обслуживание по предварительной записи и т.д. Следует отметить, что практика показывает необходимость использования нескольких вышеперечисленных прогрессивных форм обслуживания.
Большую роль в эффективной организации обслуживания населения играет срок оказания услуги. Под сроком оказания услуги понимается длительность процесса выполнения заказа на бытовую услугу, т.е. время от момента приема заказа до момента его выдачи. Сроки исполнения заказов зависят от организации производства услуги и должны учитывать возможности предприятий бытового обслуживания населения, которые зависят от материально-технической базы и финансового потенциала.