ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
Услуги по срокам предоставления подразделяются на: обычные сроки, срочное исполнение заказа, экспресс-обслуживание, выполнение заказа по принципу «сегодня на сегодня», внеочередное обслуживание, льготное.
Время, включаемое в срок выполнения услуги, можно разбить на две части: время на непосредственное оказание услуги (прием и выдача заказа) и время на производство услуги. При развитии и внедрении прогрессивных форм обслуживания населения, таких, как прием заявки на услугу по телефону, по почте и т.п., в срок оказания услуги должно включаться и время ожидания приема заказа (время от подачи заявки на услугу до начала приема заказа). Время на непосредственное оказание услуги включает: ознакомление с характером заказа, его особенностями; беседу с потребителем, а также согласование с ним особенностей подаваемого заказа; оформление заказа (подсчет цены, выписывание квитанции и т.п.); проверку выполненных работ и соответствие их требованиям заказчика; выдачу заказа.
Время на производство услуги включает следующие элементы затрат времени: подготовительно-заключительные операции; технологические операции; естественные процессы; контрольные операции; транспортные, погрузочно-разгрузочные и складские операции; перерывы, возникающие по различным причинам (пролеживание заказа на приемном пункте в ожидании транспортировки в цех и обратно, ожидание высвобождения рабочих мест, занятых производством других заказов, пролеживание в ожидании контроля и т.п.); перерывы, связанные с режимом работы предприятия (выходные и праздничные дни, перерывы между сменами, обеденные перерывы и т.п.).
Длительность срока оказания услуги зависит от многих факторов. Так, например, длительность приема и выдачи заказа зависит от форм обслуживания населения, оснащения оборудованием, правильного определения численности приемщиков на приемных пунктах и т.п. Длительность процесса производства услуги зависит от уровня технологических процессов, степени механизации и автоматизации технологических, контрольных операций и транспортных операций, погрузо-разгрузочных работ, от методов организации производства и труда.
Срок выполнения услуг выступает как важнейший показатель, характеризующий деятельность предприятия. Сокращение сроков положительно влияет на уровень обслуживания населения и на эффективность работы предприятия. Сокращение срока оказания услуги уменьшает потребность в оборотных средствах, ускоряет их оборачиваемость, дает возможность увеличивать объем реализации услуг при данном оборудовании и производственных площадях, тем самым повышает прибыльность.
Соблюдение сроков исполнения заказов и сокращение сроков исполнения услуги является важнейшим элементом достижения конкурентоспособности предприятий сферы сервиса. Однако данный элемент системы обслуживания населения полностью зависит от организации производства услуги, в основе которого лежит расчетно обоснованный производственный цикл исполнения заказов на услуги, увязанный с загрузкой участков и рабочих мест.
Все основные пути сокращения сроков исполнения заказов зависят от состояния внутренней среды организации, а именно уровня развития материально-технической базы и квалификации работников предприятия.
Культура обслуживания — совокупность условий, в которых происходит процесс общения работников сферы услуг с потребителем. Культура обслуживания является неотъемлемой частью организации обслуживания. Услуга не может быть высококачественной, если не обеспечен соответствующий уровень обслуживания потребителя.
Под термином «культура сервиса в сфере бытового обслуживания населения» следует понимать применение лучших способов и образцов деятельности предприятий службы быта, упорядоченность, налаженность и организованность форм производства услуг и обслуживания населения.
Немаловажное значение в культуре обслуживания имеют степень доступности услуги, обстоятельства, связанные с ее получением, т.е. совокупность условий, в которых она оказывается потребителю, организация приема, исполнение работ (услуг), степень учета индивидуальных запросов и требований потребителей. Имеется в виду этическая, эстетическая, организационная и правовая сторона взаимоотношений «мастер — заказчик». Культура обслуживания — это прежде всего высокая личная культура работников сервиса.
Одним из важнейших элементов культуры обслуживания является создание необходимых удобств для населения на пункте бытового обслуживания (оборудование и эстетическое оформление помещения, удобство планировки, освещение и т.д.), а также хорошая информация для потребителя услуг (реклама, справочно-диспетчерская служба и др.).
В основе культуры бытового обслуживания лежит всесторонняя забота о заказчике. В самом общем виде ее требования сводятся к тому, чтобы в минимальные сроки, в комфортных условиях получить все необходимые высококачественные услуги. Качество и культура обслуживания во многом определяются и такими факторами, как распорядок рабочего дня предприятий службы быта, организация эффективной рекламы услуг, развитие прогрессивных форм и методов их оказания и самого умения обслуживать. Необходимо формировать график работы предприятий (салонов и приемных пунктов), обеспечивающий максимум удобств населению. Режим работы предприятий следует строить в зависимости от времени занятости основной части населения, изменения спроса на услуги в сезонные периоды, в праздничные и выходные дни.
Основными слагаемыми культуры обслуживания населения являются: этика, эстетика. Профессиональная этика работников бытового обслуживания населения — один из важнейших элементов культуры обслуживания. К составляющим профессиональной этики относятся внешний вид работника, непосредственно обслуживающего заказчика или клиента, чистота и уют, тактичность, вежливость и радушие.
Высокая профессиональная этика работника сферы сервиса может выступать и как фактор укрепления престижности труда на предприятиях бытового обслуживания населения, стабильной посещаемости заказчиками (клиентами) этих предприятий. Причем профессиональная этика работника актуальна при любой форме организации обслуживания.
Основные пути повышения этики обслуживания заказчиков — профориентация, подбор, подготовка и переподготовка кадров, воспитательная работа с людьми, экономическое стимулирование работников.
Эстетическая культура бытового обслуживания состоит из эстетики обслуживания, эстетики заказов, контактной зоны, интерьера, эстетического облика работников. Эстетика обслуживания основывается на благоприятной обстановке, комфорте салонов, которые оставляют хорошее впечатление у клиентов от посещения предприятия. Эстетика заказов — это красивый внешний вид, художественное оформление, обертка и упаковка изделий, товарный знак предприятия. Эстетика контактной зоны — части пространства и всех окружающих заказчика предметов в процессе получения услуги — включает в себя эстетику внешнего вида предприятия и эстетику интерьера.
В свою очередь, эстетика внешнего вида — удачное расположение предприятия, привлекательная архитектура здания, со вкусом оформленные фасад и витрины, красивые занавеси и портьеры, наличие газонов и цветов на территории.
Эстетика интерьера — просторное, светлое, уютное, оформленное на высоком художественном уровне помещение с подобранной гаммой цветов и музыкой в салоне, удобным расположением как рабочих мест, так и мест для отдыха людей в ожидании процесса обслуживания.
Эстетический облик работников бытового обслуживания населения — чистота, опрятность, аккуратная прическа, фирменная и модная одежда с эмблемой предприятия. Примером высокой культуры обслуживания, этики и эстетики обслуживания служат современные химчистки в Центральном и Автозаводском районах, салоны фирмы «Кодак» Центрального и Автозаводского районов г. Тольятти. Данный элемент полностью относится к организации обслуживания, окупаемость которых зависит от реализации услуг на предприятии. Реклама в бытовом обслуживании выступает как коммуникация по распространению достоверной информации о потребительских (полезных) свойствах изделий (услуг) и привлечения клиентов. Вместе с тем реклама усиливает ответственность предприятий бытового обслуживания перед населением за своевременность и качество выполнения услуг. Большую роль реклама играет в информировании населения о новых видах услуг. Реклама должна умело показать место данной услуги в жизни человека, убедить клиента, что эта услуга повысит его уровень жизни.
Использование маркетинга при организации обслуживания требует разработку внешнего, внутреннего и интерактивного маркетинга. Внутренний маркетинг выступает как часть процесса обслуживания в области создания качественного исполнителя услуги. Интерактивный маркетинг (маркетинг взаимодействия) создает возможности обслуживания покупателя услуги по индивидуальному заказу, с ориентировкой на его личные требования и потребности. Внешний маркетинг позволяет четко определить сегменты рынка и разрабатывать мероприятия по продвижению услуг в данных сегментах. Так, ателье «Элегант» Автозаводского района долгое время ориентировалось на один сегмент, который представляли женщины со средним уровнем дохода. Анализ рынка услуг показал, что для данного предприятия существуют возможности работы во втором сегменте, который представляют женщины с высоким уровнем дохода. В результате вступления ателье «Элегант» в «Золотой клуб» и демонстрации эксклюзивных моделей удалось увеличить объем реализации на 14%.
По нашему мнению, эффективность организации обслуживания населения зависит от следующих факторов и условий:
1) широкий ассортимент услуг и их комплексность;
2) оптимальная производственная структура предприятия сферы сервиса;
3) организация деятельности на основе комплекса маркетинга;
4) формирование постоянной клиентуры;
5) рациональное размещение предприятия;
6) рациональный режим работы предприятия;
7) эффективные формы обслуживания населения с использованием прогрессивных форм обслуживания;
8) гибкая система ценообразования на бытовые услуги;
9) высококвалифицированный персонал;
10) высокое качество организации производства услуг и высокое качество обслуживания населения;
11) комплексность в обслуживании;
12) сокращение и соблюдение сроков исполнения заказов;
13) повышение культуры обслуживания;
14) интенсивная реклама;
15) сильные конкурентные позиции предприятия, выражающиеся в конкурентоспособности предприятий сферы сервиса.
В практике хозяйствования в условиях командно-административной системы использовался комплексный подход к решению данных проблем, который доказал свою эффективность. Переход к рыночным отношениям изменил условия хозяйствования, поставив перед предприятиями сервиса задачу повышения прибыльности организации обслуживания населения. В свою очередь, формирование конкурентной среды требует высокой конкурентоспособности предприятий и услуг, а продолжительный экономический кризис требует решения проблемы выживаемости предприятий сферы сервиса.
В условиях неопределенности и изменчивости внешней среды необходимо формировать такую организационную модель, которая позволила бы решить основные проблемы, стоящие в настоящее время перед предприятиями сферы сервиса. В связи с этим, на наш взгляд, представляется целесообразным использовать системный подход к организации обслуживания населения на предприятиях сферы сервиса в условиях нестабильности и динамичности внешней среды предприятия.
В этом случае перечисленные выше факторы и условия эффективной организации обслуживания населения войдут в организационную модель в качестве ее элементов. При системном подходе возможно структурирование факторов и условий, а также ранжирование основных организационных задач, взаимозависимостей и взаимосвязей между ними.
На наш взгляд, методологической основой организационной модели обслуживания необходимо выбрать системный подход. Системный подход основан на принципе целостности управляемого объекта, что предполагает рассмотрение организационной модели как единой системы.
Системное исследование объекта состоит: во-первых, в решении проблемы системного выделения объекта изучения взаимосвязей его элементов, эмерджектных свойств (целостных свойств системы), механизмов его функционирования и развития; во-вторых, в решении проблемы системного моделирования объекта по некоторым заданным для создания новых или преобразования существующих систем.
Системный подход основан на следующих принципах:
1) системности;
2) обратной связи;
3) гомеостазиса;
4) (закон) необходимого разнообразия;
5) «черного ящика»;
6) внешнего дополнения;
7) моделирования.
Принцип системности предполагает рассмотрение объекта или явления с позиции целого. При этом выбирается мера для объекта, его границы, определяются свойства объекта как системы и его эффективность. По принципу обратной связи выявляется зависимость одного явления (объекта, элемента, системы) от другого. Далее связь между явлениями фиксируется, если они накладывают ограничения на деятельность друг друга. Обратная связь обеспечивает передачу воздействия или информации с выхода системы на ее вход. В экономических системах обратная связь осуществляется следующим образом: выход системы — внешняя среда — регулятор — вход системы. В силу этого принцип обратной связи — это корректировка входных воздействий в процессе управления на основе информации о выходе управляемой системы и реакции внешней среды на действия системы. Система включает регуляторы на входе обратной связи и на их основе разрабатывает или изменяет (в зависимости от уровня реакции внешней среды) стратегию или тактику своего поведения. Понятие обратной связи взаимосвязано с понятием гомеостазиса.