ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Последний выступает как свойство системы сохранять в процессе взаимодействия со средой значения существенных переменных в заданных пределах. Экономический гомеостазис — это устойчивое и оптимальное функционирование экономической системы в неопределенной, изменяющейся и сложной внешней среде. Данное положение экономической системы достигается только при использовании обратной связи и адаптации системы к внешней среде посредством использования регуляторов.
Любая система в процессе своего функционирования может принимать различные состояния, при этом значения ее параметров могут меняться. Причем вследствие каких-либо условий, ограничений, внутренних свойств системы и т.п. из всех теоретически возможных состояний практически реализуемыми оказываются меньшее число состояний. Данное уменьшение числа возможных состояний есть ограничение разнообразия. В связи с этим задача управления — это задача ограничения разнообразия через формирование и структуризацию целевой подсистемы, обеспечивающей и функциональной подсистем, стратегию и тактику. При этом принцип субъекта необходимого разнообразия предполагает, что ограничение разнообразие в деятельности управляемого объекта достигается только на основе увеличения разнообразия управления. Фундаментальное значение этого принципа состоит в том, что эффективное управление в сложных системах невозможно осуществить с помощью простых средств и методов управления.
Принцип «черного ящика» используется, когда о внутренней организации системы («черного ящика») сведений нет, но существует возможность воздействовать на ее входы и воспринимать воздействия ее выходов. При этом система изучается не как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, а как неделимое целое, взаимодействующее с внешней средой на своих входах и выходах. В экономике данный метод используется преимущественно при конкуренции.
Принцип внешнего дополнения показывает, что любой язык управления недостаточен для выполнения поставленных перед ним задач. Недостаток может быть устранен путем включения внешнего дополнения, позволяющего формулировать решения языком другого порядка. Этот принцип позволяет экономические процессы и явления вводить в формальный (неполный, структурированный, математический) язык управления.
Следовательно, необходим содержательный контроль работы формализованной схемы управления, следствием которого будут неформально принимаемые решения о коррекции формально выработанных управляющих воздействий.
Моделирование (создание моделей) предполагает установление и обращение каким-либо способом существенных характеристик, процессов и взаимодействий существующих систем. Метод аналогий позволяет считать, что цель, функции, свойства, структура, процессор одного объекта присущи и другому объекту. Следовательно, изучая одну систему (модель), можно перенести выводы на другую систему (оригинал). Принцип моделирования позволяет на основе регулирования исходными параметрами, предположениями прогнозировать поведение системы.
Однако, на наш взгляд, при использовании метода моделирования в экономических системах, в силу их специфических особенностей, необходимо учитывать принципы конкретного историзма, динамичности, гибкости и адаптивности, открытости, их сложность и стохастичность.
В современных научных исследованиях по проблемам организации и управления, как в нашей стране, так и за рубежом, представлены многочисленные модели отдельных процессов и в целом хозяйственных объектов, которые создавались для решения и теоретических, и практических экономических задач. Такой интерес к разработке и созданию моделей вызван прежде всего тем, что они представляют реальное отражение экономических процессов и объектов, дают возможность выявить и осмыслить неясные характеристики их поведения по сравнению с реально существующим процессом или объектом.
В связи с этим представляется целесообразным использовать методологию системного подхода. В этих целях необходимо дать аналитическое описание взаимосвязей между составляющими частями объекта исследования, которые образуют его структуру. В модели объекта следует определить и классифицировать общие компоненты, характерные для деятельности объектов и процессов различной природы и назначения. Более полно можно представить компоненты управления и организации, с помощью которых формируются структурные зависимости между отдельными компонентами систем, действующими согласованно в направлении достижения целей.
Таким образом, организационная модель должна включать в себя следующие элементы:
— тип организации обслуживания;
— стратегию;
— среду объекта — конкуренцию;
— ресурсы — инвестиционные, трудовые;
— главные организационные задачи;
— управление объектом.
В экономических системах жизненный цикл организационной модели может включать в себя три основных этапа:
— формирование организационной модели;
— функционирование организационной модели;
— эффективное управление организационной моделью.
Таким образом, системный подход к построению организационной модели обслуживания населения позволит учесть все факторы и условия эффективной организации обслуживания населения, использовать в полной мере комплекс маркетинга и добиться высокой конкурентоспособности предприятий и услуг.
3. Качество организации обслуживания как основной фактор конкурентоспособности предприятий сервиса.
Основной задачей предприятий сферы сервиса является предоставление комплекса бытовых услуг населению. В условиях рыночной экономики эта функция осуществляется на фоне ожесточенной конкурентной борьбы за потребителя. В результате этого основная задача модифицируется и представляется в другом контексте, а именно высокое качество организации обслуживания населения.
Рыночные отношения также меняют не только основную задачу предприятий сферы сервиса, но и все параметры и отношения по поводу ее выполнения. В связи с этим качество предоставления услуг становится фактором повышения конкурентоспособности предприятий сферы сервиса.
Мировой опыт показывает, что высокое качество выступает как основа положительного образа предприятия и как материальная основа его успешной деятельности. Все это нашло свое отражение в содержании международных стандартов ИСО9000.
В рамках международного сообщества используется определение качества по международному стандарту ИСО-8402-86 и качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Как указывает Б. Карлоф, в сфере сервиса конкуренция ограничивается рамками организации обслуживания населения. Главным моментом в конкурентной борьбе предприятий сферы сервиса является высокое качество обслуживания населения.
Следовательно, цель предприятий сферы сервиса — конкурентоспособность и прибыльность — можно достигнуть через реализацию задачи — высокое качество организации предоставления услуги и доведения ее до потребителя. Данная задача является главным направлением совершенствования организации в условиях конкуренции на предприятиях сферы сервиса.
Поскольку предприятие сферы сервиса представляет простую экономическую систему, которая не делится на подсистемы, а делится на элементы, формирование целевых подсистем нецелесообразно. А качество организации обслуживания населения выступает как главный и основной элемент организационной модели предприятия. Поэтому необходимо формировать организационную модель на основе одной задачи (качество организации), решение которой позволяет достичь цель предприятий сферы сервиса.
В Российской Федерации отсутствует практический опыт повышения конкурентоспособности услуг посредством высокого качества обслуживания населения, хотя именно предприятия сферы сервиса впервые в нашей стране работали в условиях, близких к конкуренции, и имеют определенный опыт повышения качества услуг. Однако теоретическая разработка организации управления качеством услуг необходима в связи с появлением различных мнений и подходов к качеству продукции и услуг как фактору неценовой конкуренции. Исследование этих вопросов важно также потому, что оно имеет основополагающее значение с точки зрения разработки эффективной организационной модели обслуживания на предприятиях сферы сервиса.
Подчеркнем, что социально-экономическое значение качества обслуживания характеризуется уровнем удовлетворения потребностей населения и экономической устойчивостью их производства. Качество обслуживания и услуги — это особые категории, которые предполагают, во-первых, качество непосредственной работы по оказанию услуги, качество самой услуги, а во-вторых, качество процесса обслуживания населения.
Существуют факторы (например, соблюдение стандартов), оказывающие воздействие на все процессы, но в зависимости от степени влияния на тот или другой относятся к одному из них. В целом же факторы, характеризующие процесс обслуживания, определяют степень создания удобств потребителю услуги. Что касается факторов, характеризующих процесс производства услуги, то они определяют качество работы в соответствии с нормативно-технической документацией и субъективной оценкой потребителя, а также показывают уровень экономической эффективности обоих процессов.
Понятия «качество обслуживания», «качество услуги» в значительной степени отличаются от понятия «качество» в промышленности, поскольку применительно к сфере сервиса возникает целый комплекс дополнительных условий. Здесь речь идет о сроках и формах предоставления услуги, культуре обслуживания, о субъективной оценке организации обслуживания потребителем. Последнее условие присутствует при оценке качества товара, выпущенного промышленностью. Однако только в сфере сервиса потребитель в состоянии повлиять на изменение потребительских свойств услуги.
В сфере сервиса услуга не производится впрок, следовательно, фактор времени се производства оказывает первостепенное влияние на качество обслуживания. Время обслуживания состоит из ряда составляющих: время доступности услуги, в частности, характеризуется затраченным временем на покрытие расстояния до места получения услуги. Оно регулируется числом предприятий сферы сервиса, оказывающих соответствующие услуги; время на ожидание также зависит от числа предприятий и, кроме того, от времени их работы. Сокращение времени доступности и времени на ожидание создают наибольшие удобства для потребителя. Однако расширение количества предприятий приводит к росту дополнительных затрат на производство услуг, а в условиях рынка это обостряет конкуренцию.