ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Качество обслуживания — это совокупность потребительских свойств бытовых услуг, отражающих удовлетворение индивидуальных потребностей как в процессе производства услуги, так и в процессе обслуживания. Следовательно, качество обслуживания определяет ассортимент услуг; затрачиваемое на производство услуги время; формы обслуживания; качество выполненной работы; степень удобства и уровень культуры в контактной зоне обслуживания и т.п.
В экономической литературе в практике оценки предприятий сферы сервиса понятие качества обслуживания отождествляется с уровнем обслуживания, поскольку принципы организации обслуживания населения (сложного процесса в общей системе хозяйственной деятельности предприятий) предполагают решение специфических проблем, присущих только предприятиям сферы сервиса.
В условиях рынка качество обслуживания и его организация являются важнейшим фактором повышения конкурентоспособности услуги и предприятия. Формирование организационной модели обслуживания, главной функцией которой выступает высококачественное обслуживание населения, предполагает определение связи качества услуги и обслуживания с эффективностью производства и конкурентоспособности. Это, в свою очередь, требует уточнение экономического содержания качества услуги и обслуживания и определяющих его факторов.
Услуга выступает в условиях рынка как товар, а следовательно, как продукт труда, совокупность услуг составляет часть совокупного общественного продукта общества. В этом смысле качество услуги представляет частное определение в экономической категории «качество продукции». Качество продукции в экономической теории рассматривается в связи с полезностью товара и является объектом многочисленных дискуссий.
Категории «качество продукции» и «потребительская стоимость» неотделимы друг от друга, поэтому качество продукции имеет и другой аспект своего проявления, отличие его от аналогичных продуктов в их способности удовлетворять определенную потребность человека.
В экономической литературе взаимосвязь категории качества рассматривается с точки зрения производства продукции. В этом случае качество продукции зависит от качества средств и предметов труда, а также от квалификации работников. Следующим элементом, образующим систему качества, является «качество труда» и «качество работы» после качества продукции.
При исследовании вопроса качества услуги и качества предприятий сферы сервиса экономисты рассматривают эти взаимосвязи с различных точек зрения. Представляется целесообразным принять точку зрения экономистов, которые при рассмотрении категории качества разделяют процесс оказания услуги на производство и непосредственно обслуживание.
Следовательно, для достижения высокого качества услуги необходимо построить организационную модель, включающую не только высокоэффективное производство услуги, но и высокий уровень обслуживания населения. Причем в условиях рынка главным элементом становится организация обслуживания, поскольку именно она становится объектом конкуренции. Проблеме организации управления качеством большое внимание уделялось как в отечественной, так и в зарубежной литературе, в работах Ф.Б. Кросби, У.Э. Деминга, К. Исакавы, Д.Ж. Джурано и др.
При управлении качеством в различных сферах общественного производства используются такие концепции качества, как:
— система качества;
— система менеджмента, основанная на управлении качеством;
- всеобщее управление качеством;
— обеспечение качества;
- управление качеством;
- статистический контроль качества;
— система обеспечения качества;
- гарантия продукции;
- всеобщий производный менеджмент;
— передовой производственный опыт;
— всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей среды;
— менеджмент в целях улучшения качества;
— полное управление качеством и производительностью;
— интегрированный менеджмент качества;
— полное преобразование качества;
— менеджмент системы качества.
Опыт различных стран в области управления качеством представлен в таких системах:
1) США, Западная Европа — формы самоконтроля качества;
2) Япония — кружки качества (автор — Исакава Каору);
3) международные стандарты ИСО 9000.
В экономической литературе выделяют следующие этапы развития менеджмента качества:
1. Общий менеджмент (1920 г.).
2. 20—50-е годы — статистические методы контроля качества (А. Шухарж, Г.Ф. Додж, Г.Г. Роминг и др.).
3. 50—80-е годы — внутрифирменные системы контроля качества (Фейгенбаум, К. Исакава, методы Тагути).
В Российской Федерации были разработаны такие системы, как Саратовская система БИП, Горьковская КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославская НОРМ, Львовская СБТ, Комплексная система управления качества продукции (услуг) — КС УКП.
В мировой практике наибольшее распространение получили системы:
1) система Тейлора — качество продукции как соответствие стандартам;
2) статистическое управление качеством (соответствие стандартам и стабильности процессов);
3) всеобщее управление качеством (качество продукции, соответствующее рыночным требованиям);
4) тотальный менеджмент качества (качество как удовлетворение требований потребностей потребителей и служащих);
5) система на основе стандартов ИСО 14000 (защита окружающей среды и безопасности продукции).
Все это показывает важность и значимость проблем повышения качества услуг для предприятия сферы сервиса в рыночных условиях.
Качество обслуживания и предоставления услуги рассматривается с различных точек зрения. Исходя из значимости услуг для населения, их качество, например в Японии, условно подразделяется на пять категорий:
1) «внутреннее» качество, незаметное для потребителя (например, техническое обслуживание оборудования различного типа);
2) «материальное» качество, заметное для потребителя (качество приобретаемой услуги, ресторанного питания, отделки номеров в гостиницах, ширина сидений в поездах и самолетах, срок службы запасных деталей и т.д.);
3) «нематериальное» качество, заметное для потребителя (достоверность рекламных объявлений, отсутствие ошибок при составлении различной документации, снижение ошибок при выполнении банковских операций и т.д.);
4) время обслуживания;
5) «психологическое» качество (гостеприимство, вежливость, обходительность и т.д.).
Качество услуги понимается как синтез таких показателей, как качество использующихся для производства услуги технических средств и других материальных объектов и уровень предлагаемого клиенту сервиса. Причем последний показатель является решающим в оценке клиентом качества обслуживания.
Требования к качеству услуг могут задаваться национальными стандартами, нормативно-техническими документами международных, в том числе профессиональных, организаций, а также формулироваться в рамках систем качества, действующих на предприятиях сферы сервиса.
Услуги и соответствующие способы их предоставления имеют как качественные, так и количественные характеристики. Оба типа характеристик должны быть четко определены с учетом требований, предъявляемых к услуге или способу ее предоставления, и проанализированы производителем услуги.
Требования, предъявляемые к услугам, связаны с характеристиками непосредственно воспринимаемыми потребителем и являются объектом его оценки. Требования, предъявляемые к способам! предоставления услуг, связаны с характеристиками, непосредственно затрагивающими качество организации предоставления услуги.
К характеристикам, которые связанны с требованиями к услуге, например, относятся:
— время ожидания, время предоставления услуги, точность срока;
— выполнение услуги, полнота услуги, точность срока выписки счета (количественные характеристики);
— степень доверия, простота доступа, безопасность, быстрота реагирования, вежливость, удобство, эстетичность обстановки и гигиена (качественные характеристики).
К характеристикам, которые связаны с требованиями к организации обслуживания потребителя, например, относятся:
— производительность предприятия обслуживания, количество обслуживающих учреждений, численность персонала и продолжительность отдельных процессов (количественные характеристики);
— компетентность, способность к реагированию и контактам (качественные характеристики).
В системах управления качеством выделяются следующие компоненты, подлежащие постоянному контролю: планирование процесса управления качеством, распределение ответственности за предоставление услуги, утверждение нормативно-технических документов (спецификаций), оценка и учет степени удовлетворения потребителя.
Предоставление услуги потребителю предполагает выбор определенного способа предоставления услуги, контроль над его соблюдением и коррекцию процессов при возникновении отклонений. Конечная оценка услуги производится на этапе непосредственного контакта потребителя и производителя услуги, что позволяет последнему составить объективное мнение о качестве услуги.
Предприятию сферы сервиса следует активно подходить к оценке и учету степени удовлетворенности потребителя. Необходимо принимать во внимание как положительные, так и отрицательные оценки потребителей и своевременно выявлять их возможные последствия для будущей деятельности предприятия.
Стандартизация в сфере услуг за рубежом развивается по следующим направлениям:
— разработка национальных стандартов на конкретные виды услуг;
— разработка национальных стандартов организационно-методического характера на системы качества в сфере услуг;
— разработка фирмами документов нормативно-технического характера для внутреннего пользования и контактов с клиентами (стандартов, спецификаций, каталогов с номенклатурой и характеристиками услуг).
Существенное влияние на аттестацию предприятий сферы услуг и сертификацию действующих на них систем качества должна оказать разработка адаптированных к сфере услуг международных стандартов, дополняющих стандарты ИСО серии 9000.
Известно, что на международном форуме «ИСО 9000», состоявшемся в марте 1992г., на рассмотрение участников представлен проект МС ИСО 9004-2 «Руководящие указания по услугам».
Примером реализации положений стандарта ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания» в национальных масштабах применительно к сфере услуг является французский стандарт Х50-123-90, содержащий описание совокупности элементов и аспектов, относящихся к структуре системы качества, соответствующий специфике производителя услуги. В нем содержатся руководящие указания по организации и осуществлению общего внутреннего руководства качеством в области предоставления услуг.
Стандарт предполагает развитие системы качества для каждой вновь предлагаемой или видоизмененной услуги. Он может, кроме того, быть использован непосредственно при развитии и внедрении системы качества, предназначенной для существующей услуги. Описанные в стандарте основные понятия, принципы и элементы системы качества применимы ко всем формам предоставления услуг, подразумевающим как услугу в чистом виде, так и услугу, реализуемую в совокупности с производством или поставкой изделия. При формировании организационной модели необходимо ориентироваться на стандарт Х50-123-90.
Понятия и принципы, содержащиеся в этом стандарте, применимы как для крупных, так и для мелких предприятий обслуживания. Несмотря на то, что мелкое предприятие обслуживания не располагает данным стандартом и не нуждается в сложной структуре, необходимой для крупного предприятия, им используются те же оперативные элементы и учитываются те же факторы на всех этапах, начиная с изучения рыночного спроса и кончая предоставлением услуги. Существует лишь разница в уровнях и масштабах применения. По мере расширения сферы деятельности соответствующие изменения происходят со структурой предприятия и его производственными ресурсами при сохранении тех же принципов и основ управления качеством.