ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.04.2024
Просмотров: 219
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методика изучения алгебраического материала в начальных классах школы
1.1. Общие вопросы методики изучения алгебраического материала
1.2. Методика изучения числовых выражений
1.3. Изучение буквенных выражений
1.4. Изучение числовых равенств и неравенств
1.5. Методика изучения уравнений
1.6. Решение простых арифметических задач с помощью составления уравнений
2. Методика изучения геометрического материала в начальных классах
2.1. Время, порядок, задачи изучения темы
2.2.Основные положения методики изучения геометрического материала
2.3. Методика изучения основных геометрических фигур Точка, прямая и кривая линии, отрезок прямой
Ломаная линия, длина ломаной линии, периметр многоугольника
3. Методика изучения величин План
3.2.Время и порядок изучения единиц измерения величин
Сначала уравнения решаются подбором: вместо неизвестного подставляют (например, с помощью разрезных цифр) одно за другим числа из множества чисел, данных в учебнике или учителем, пока не найдут такое, которое «подходит» (при котором получается верная запись).
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают решение уравнения так:
х+3=7 х-3=7 7-х=5
х=4 х=10 х=2
Затем дети учатся выполнять проверку решения уравнения и учатся оформлять решение следующим образом:
Х + 40 = 96
Х = 96 – 40
Х = 56
56+40=96
96=96
Для того, чтобы лучше подготовить детей к решению уравнений в старших классах имеет смысл прежде всего установить, какие значения может принимать x в данном уравнении (т.е. фактически речь ведётся об области допустимых значений неизвестного - ОДЗ).
Примерно в таком же плане в 3 классе (ч. 1, с. 48) вводятся уравнения вида: x•3==12, 5•х=10, 15:х=5 и др., которые также вначале решаются подбором. Данный способ решения применяют к уравнениям, где вычисления выполняются на основе знания табличных случаев арифметических действий. Таким образом, решение уравнений способствует усвоению таблиц и состава чисел из слагаемых, из множителей.
Затем уравнения решают на основе знаний правил нахождения неизвестного компонента.
Учащиеся объясняют решение уравнения, пользуясь памяткой
1)Читаю уравнение.
2) Подумаю, какие значения может принимать Х.
3) Подумаю, чем является неизвестное число.
4) Вспомню правило, как найти неизвестное число.
5) Вычисляю.
6) Проверяю.
С целью формирования умений решать уравнения, предлагают разнообразные задания:
1) Решите уравнение и выполните проверку.
2) Выполните проверку решенных уравнений, объясните ошибки в неверно решенных уравнениях.
3) Составьте уравнения с заданными числами, решите и проверьте решение.
4) Из заданных уравнений выберите, и решите те, в которых неизвестное число находят вычитанием (делением).
5) Из заданных уравнений выпишите те, в которых неизвестное число равно 8.
6) Рассмотрите решение уравнения, определите, чем является неизвестное в уравнении, и вставьте пропущенный знак действия:
x 2=12, x2=12,
х=12:2. х=12•2.
1.6. Решение простых арифметических задач с помощью составления уравнений
По традиционной программе с помощью составления уравнений решаются с 4 класса простые арифметические задачи, теоретической основой выбора арифметического действия в которых является связь между компонентами и результатом арифметического действия.
Для решения задачи с помощью составления уравнения обозначают буквой искомое число, выделяют в условии задачи связи, которые позволяют составить равенство, содержащее неизвестное (уравнение), записывают соответствующие выражения и составляют равенство. Полученное уравнение решают. При этом решение полученного уравнения не связывается с содержанием задачи. Решение любой задачи можно выполнить путем составления уравнения, руководствуясь указанным планом. В этом заключается универсальность способа решения задач с помощью составления уравнений, что определяет его преимущества. Кроме того, решение задач способом составления уравнений способствует овладению понятием уравнения. Поэтому уже в начальных классах в определенной системе ведется обучение решению задач путем составления уравнений.
В методике обучения решению задач с помощью составления уравнений предусматриваются следующие этапы: сначала ведется подготовительная работа к решению задач с помощью уравнений, затем вводится решение простых задач с помощью уравнений.
На этапе подготовки к решению задач с помощью составления уравнений у учащихся, прежде всего, должно быть сформировано представление об уравнении как равенстве, содержащем неизвестное число, и умение решать уравнения на основе знания связи между компонентами и результатами арифметических действий.
Необходимым требованием для формирования умения решать задачи с помощью уравнений является умение составлять выражения по их условиям. Поэтому, начиная с I класса, вводится запись решения задач в форме выражения. Учащиеся упражняются в объяснении смысла выражений, составленных по условию задачи (например, объясняют, что обозначает сумма чисел 30 и 3, разность чисел 30 и 3, частное чисел 30 и 3, если 30 коп.— цена книги, а 3 коп.— цена тетради); сами составляют выражения по заданному условию задачи (составьте выражение, которое обозначает стоимость двух книг, стоимость 5 тетрадей, стоимость двух книг и 5 тетрадей вместе), а также составляют задачи по их решению, записанному в виде выражения.
Запись решения задачи с помощью составления уравнения осуществляется с помощью составления выражения. Могут быть те же формы (см. 1) а) - г)), что и при решении задачи арифметическим путём. Рассмотрим форму записи решения 1б.
Задача. После того, как с аэродрома улетело 4 вертолёта, там осталось 2 вертолёта. Сколько вертолётов было на аэродроме?
Х (в.)- столько было на аэродроме,
Х-4 (в.)- столько осталось на аэродроме,
2 (в.) - столько осталось на аэродроме.
Составляем уравнение: Х-4=2
Решение уравнения:
Х-4=2,
Х=4+2,
Х=6.
6-4=2,
2=2.
Ответ: 6 вертолётов.
Памятка при решении простой (а также составной) арифметической задачи с помощью составления уравнения может быть следующей:
Рассуждаю так:
1. Подумаю, что обозначу за х.
2. Подумаю, что буду уравнивать.
3. Составляю два выражения, выражающих значения одной и той же величины.
4. Записываю уравнение.
5. Решаю уравнение.
6. Проверяю.
2. Методика изучения геометрического материала в начальных классах
План
2.1.Время, порядок, задачи изучения темы.
2.2. Основные положения методики изучения геометрического материала.
2.3. Методика изучения основных геометрических фигур.
2.1. Время, порядок, задачи изучения темы
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса с первого по четвёртый. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно.
Раскроем порядок рассмотрения вопросов, связанных с геометрическим материалом по годам обучения.
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
«Числа от 1 до 10» Прямая. Кривая. Отрезок (с.21). Многоугольники (треугольники, четырёхугольники, в дальнейшем - пятиугольники) – с. 26. Точка. Формирование умения чертить отрезки и многоугольники на клетчатой бумаге (с. 27). Ломаная (с. 35). Сантиметр. Измерение отрезков (с.42 – 43). Сравнение длин отрезков. «Числа от 11 до 20» Дециметр (с. 115).
|
«Числа от 1 до 100» Метр (с. 11). Понятие о длине ломаной (с. 25). Понятие о прямом уг- ле. Непрямые углы(с. 36). Прямоугольник (определение) - с. 52. «Внетабличное сложение и вычита- ние» Равенство противоположных сторон прямоуголь- ника (с. 61). Квадрат как прямоугольник, у которого все стороны равны (с. 73). Во 2 классе фигуры чертятся на клетчатой бумаге. На протяжении всего 2 класса дети учатся: -узнавать геометрические фигу- ры, изображён- ные на чертеже; -находить геометрии- ческие фигу- ры, являющиеся ся частями задан- ной, разделён- ной прямыми лини- ями на части; -черчение геометрических фигур по заданным парамет- рам и разрезание их на на заданное число равных частей и др. |
«Сложение и вычитание чисел 1 – 100» Миллиметр (с.9). Обозначение фигур буквами ( с. 14). Определение длины ломаной (с. 19). Периметр (с. 30). «Табличное умножение и деление» Площадь, единицы площади (кв. см) (с. 68 – 72). Кв. дециметр (с. 78). Круг. Окружность. Радиус. Диаметр (с. 94). «Сложение и и вычитание чисел 1-1000» Понятие о разносто- ронних и равно- бедренных и равносторонних треугольниках (с. 65). В 3 классе фигуры чертятся на нелинованной бумаге. Предлагаются задания, аналогич- ные заданиям во 2 классе. |
Диагонали прямоуголь- ника, их свойства (равенство диагоналей и отрезков, получен- ных при их пересечении) – с. 17. Свойство углов квадрата, получен- ных при пересечении диагоналей (с. 18). «Нумерация чисел 1- 1000000» Определение угла, понятие о стороне, вершине. Тупой, прямой и острый углы ( с. 35). «Величины» Километр (с. 40). Квадратный метр, кв. миллиметр, кв. километр (с. 44). Ар, гектар (с. 46). Построения с помощью цирку- ля и линейки на нелинованной бумаге. Материал для развития пространственных представлений: черчение и преобразование фигур, построения на нелинованной бумаге с помощью циркуля и линейки (прямого угла и деление отрезка пополам, построе- ние прямоугольника, построение треугольника по трём сторонам, построение равнобедренного и равностороннего треугольников).
|