Файл: holostova_e_i_teoriya_socialnoy_raboty_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 650

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-7975-0060-4

Isbn 5-7975-0060-4

Введение

РазделIсоциальная работа как вид научного знания Глава 1. Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности § 1. Исторические корни развития социальной помощи в России

§ 2. Благотворительность в России как социальный феномен

§3. Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 2. Сущность социальной работы, ее объект и предмет § 1. Сущность социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи

§ 2. Объект и предмет социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 3. Категории, закономерности и принципы социальной работы § 1. Категории и закономерности теории социальной работы

§ 2. Основные принципы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 4. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар § 1. Уровни социальной работы

§2. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 5. Типы теорий и моделей социальной работы § 1. Связь между теориями и моделями социальной работы

§ 2. Комплексно-ориентированные теории социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 7. Философские основания социальной работы § 1. Предмет и проблематика философии социальной работы

§2. Философский темпорализм в социокультурном контексте

§ 3. Социально-философские проблемы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 8. Социология и социальная работа § 1. Роль социологии в организации социальной работы

§ 2. Социология в обучении специалистов по социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 9. Психология и социальная работа § 1. Взаимосвязь психологии и социальной работы

§ 2. Теоретические предпосылки использования психологии в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 10. Системный подход в социальной работе § 1. Теория систем как методология социальной службы

§ 2. Системный подход и системный анализ в социальной работе

Вопросы для самоконтроля

Литература

РазделIiiсоциальная работа и общественное развитие Глава 11. Человек как объект целостного познания и субъект социальной работы § 1. Целостное представление о человеке в теории социальной работы

§ 2. Теоретические модели целостности человеческой личности

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 12. Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы § 1. Сущность понятия «социальные отношения» и их роль в социальной работе

§ 2. Типы социальных отношений

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 13. Нравственно-гуманистический характер социальной работы § 1. Понятие гуманизма и гуманистическое содержание социальной работы

§ 2. Нравственные регуляторы социальной работы

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 14. Социокультурные аспекты социальной работы § 1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы

§ 2. Ценностные и поведенческие предпосылки становления социальной работы

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Становление и развитие современной системы социального обслуживания населения в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 16. Нормативно-правовые основы социальной работы § 1. Основное содержание нормативно-правового обеспечения социальной работы

§ 2. Современное состояние правового обеспечения социальной работы, социального обслуживания в Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 17. Специфика социальной работы с различными группами населения § 1. Дифференцированный подход в социальной работе как метод обеспечения социальной защищенности человека

§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Филантропический подход к социальной работе

§ 3. Социальная работа в религиозных организациях

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 19. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества §1. Профессиональные требования к социальному работнику

§ 2. Личностные качества социального работника

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 20. Критерии эффективности социальной работы § 1. Сущность эффективности социального обслуживания населения

§ 2. Критерии эффективности социальной работы

§ 3. Классификация видов, методик и методов оценки эффективности

Основные предметы и методики оценки эффективности в системе социальной защиты населения

Вопросы для самоконтроля

§ 2. Организационные аспекты социального образования

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 22. Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов по социальной работе § 1. Модели подготовки специалистов по социальной работе

§ 2. Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса

Вопросы для самоконтроля

Литература

Глава 23. Инновационные формы подготовки кадров для социальной работы § 1. Особенности современного этапа подготовки кадров для социальной работы

§ 2. Некоторые инновационные образовательные технологии

Вопросы для самоконтроля

Литература

Раздел I социальная работа как вид научного знания 5

Сложность решения этой задачи во многом связана с процессами, происходящими в социальной сфере. Известно, что развитие общества сопровождается накоплением в его социальной структуре таких изменений, которые в итоге приводят к качественным сдвигам, появлению новых социальных общностей, к изменению или замене прежних. В результате этого социальная структура становится все более многообразной. Это, как правило, обеспечивает обществу гибкость, устойчивость и возможность дальнейшего развития. В современном российском обществе политика имущественной дифференциации, расслоившая общество на сверхбогатых и обездоленных, не привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала появлению однородных социальных слоев. Отсутствует механизм гармонизации интересов членов общества, различающихся по уровню и качеству жизни. Более того, есть основания полагать, что имущественная дифференциация сформировала такой уровень «несовместимости интересов» в разных слоях общества, при котором возможны острые социальные конфликты. Особенно в тяжелом положении оказались слабо социально защищенные категории населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди.

Характерной чертой современного российского общества является разрастание маргинальных слоев и групп, к которым принадлежат, например, лица без определенного места жительства, не имеющие работы и перебивающиеся случайными заработками. Понятно, что люди стали бездомными бродягами в силу потери жилья, работы, невозможности получения образования. Численность маргинальных групп во многом зависит от уровня их социальной защищенности, возможности получить удовлетворительные условия жизни и работы. В связи с этим возрастает необходимость учета в социальной работе специфических особенностей различных групп населения, прежде всего социально уязвимых, их потребностей, интересов, обеспечение установленных законом преимуществ и льгот, снижение налогов, использование других средств перераспределения национального дохода, памятуя о том, что в развитых странах мира уровень социальной защищенности относят к общецивилизационным достижениям.

Социальная работа, как известно, направлена прежде всего на активизацию потенциала собственных жизненных сил и возможностей человека или группы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи исключительную актуальность приобретает индивидуальная социальная работа, которая определяется как «использование всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу»54.


Решение этой задачи возможно с помощью метода дифференцированного подхода, предполагающего всесторонний учет особенностей социального положения объекта социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния объекта. Дифференцированный подход требует знания теоретических выводов,

достижений науки и передовой практики, законов и нормативно-правовых документов. Его значение состоит в том, что на основе анализа и оценки объекта, окружающего его социума создаются условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются адекватные средства, соответствующие формы и методы социальной работы. Этот метод применяется в работе как с отдельной личностью, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, сложившихся традиций. Например, пожилые люди принадлежат к наиболее социально незащищенной категории населения. Это довольно разнородная социальная категория. В ее составе — около 95% инвалиды труда, подавляющее большинство которых пенсионеры по старости. Естественно, социальная работа должна быть прежде всего ориентирована на потребности, запросы и интересы этой категории пожилых людей. Они не могут удовлетворительно реализовать свои не только социальные потребности, выражающие приспособление человека к обществу, к социальной группе, нужду в привязанности, расположении, любви, но и первичные, жизненные, витальные, физиологические потребности. Осуществляя дифференцированный подход как ключевой подход к обеспечению социальной защищенности пожилых людей, можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддержать их потенциал как социально активной группы: определенную часть вовлечь в общественно-полезный труд, в воспроизводство национальных традиций, культуры, обычаев, создать в социуме в отношении пожилых людей такой морально-психологический климат, при котором они не чувствовали бы себя людьми второго сорта, балластом.

Большие возможности открываются при использовании этого подхода в социальной работе с инвалидами, которые также составляют неоднородную категорию населения. В настоящее время число инвалидов в России превышает 8 млн. человек, и существует тенденция увеличения этого показателя, что связано в основном с социально-экономическими проблемами последних лет. При этом среди признаваемых (ежегодно) инвалидами I, II, III групп лиц трудоспособного возраста около 25,35,73% соответственно. Как показывают исследования, наиболее значимыми социальными факторами, определяющими инвалидность, являются: состояние окружающей среды, демографическая ситуация, уровень социально-экономического развития (условия труда, быта, питание, заболеваемость, качество работы системы здравоохранения, социальной защиты инвалидов). Усиливается тенденция к росту численности контингента инвалидов с детства. По данным исследований, все инвалиды нуждаются в медико-социальной реабилитации, 44% — в профессиональной реабилитации. Только на основе знания специфики и особенностей, потребностей и интересов каждой группы инвалидов, овладения разнообразными способами, методами, приемами работы могут быть решены их проблемы, оказаны помощь и поддержка каждому инвалиду.


Такой подход служит основой социальной работы с инвалидами для многих органов социальной защиты, социальных служб. Создаются реабилитационные центры, социальные службы на предприятиях, развивается сотрудничество между государственными и негосударственными структурами. Наблюдение и прогнозирование уровня занятости инвалидов позволяют органам власти на местах принимать своевременные меры для организации и приспособления к нуждам граждан с ограниченными трудовыми возможностями новых рабочих мест и сети специализированных предприятий, помогают активно влиять на законодательный процесс в этой области.

Возможности использования дифференцированного подхода во всех сферах социальной работы огромны. Благодаря этому методу удается осуществить следующие принципы социальной работы:

личностная ориентированность, когда в центре социальной работы ставится конкретная личность с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями;

междисциплинарность, интегративность, что позволяет увязать с основной целью частные цели и задачи, проводить социальную работу в тесной связи с условиями жизнедеятельности людей, с государственной социальной политикой, с деятельностью общественных, благотворительных и иных организаций, с отношениями и процессами, складывающимися в конкретном социуме;

целостный подход к человеку, видение его в широком социальном окружении; подход к постижению человека только через раскрытие соотношения биологического и социального уже не отвечает требованиям времени; усилилась необходимость полнее учитывать диалектику биологического, психологического, социального единства в человеке как в объекте и субъекте социальной работы, стимулировать более ответственное его поведение в повседневной жизни,

в реализации собственных возможностей, в преодолении жизненных трудностей;

более полная реализация концепции самопомощи, предполагающей активизацию жизненных сил человека, потенциала его собственных возможностей в разрешении возникших у него проблем, в удовлетворении потребностей жизнеобеспечения и активного социального функционирования;

активный характер содержания, форм и методов работы, ориентация на создание условий, позволяющих включить в работу самих клиентов как субъектов социального действия.


§ 2. Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.

Обеспеченным, трудоспособным и здоровым гражданам должны создаваться равные возможности для внедрения в систему отношений предпринимательства, самозанятости, самообеспечения. Социально уязвимым слоям и группам населения должны предоставляться социальная помощь и поддержка, устанавливаться преимущества и льготы, для чего необходимы новые виды социальных услуг, новые формы и методы социальной работы. Эффективным видом такой деятельности являются отраслевые и региональные программы защиты населения (или программы по защите конкретных категорий населения), которые охватывают различные направления и включают меры по защите разных социальных слоев и групп населения и прежде всего социально уязвимых. Важнейшие элементы этих программ:

всесторонний анализ состояния социальной защищенности основных категорий населения и обоснование целей и задач системы социальной защиты в отрасли или регионе (с учетом региональных показателей минимального потребительского бюджета и выявления на этой основе групп населения, нуждающихся в социальной помощи и поддержке);

анализ состояния занятости дифференцированных групп населения и характеристика мер по социальной защите населения в области трудовых отношений, включая профориентацию, подготовку и переподготовку кадров;

состояние и перспективы развития социально-защитной инфраструктуры в регионе: развитие системы центров социального обслуживания, стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, центров занятости, центров милосердия, детских домов семейного типа и т.д.;

состояние и перспективы развития ресурсного обеспечения складывающейся системы социальной защиты, источников и механизмов дополнительных затрат на социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных граждан и др.

Дополненные конкретными программами, направленными на обеспечение социальной защиты отдельных категорий населения (программы адресной социальной помощи малообеспеченных граждан, программы занятости женщин и т.д.), они помогают концентрировать средства и возможности специалистов на наиболее острых проблемах и разрешать их, объединяют усилия государства и общественности, поддерживают людей в реализации их трудового и гражданского потенциала.


Социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем, связанных с занятостью инвалидов, может быть предусмотрено:

прямое финансирование и льготное кредитование потенциальных работодателей;

оказание активного содействия специализированным предприятиям, использующим труд инвалидов;

ежегодное определение для инвалидов перечня профессий и специальностей, пользующихся устойчивым спросом и конкурентоспособностью;

развертывание системы переобучения лиц с ограниченными возможностями более конкурентоспособным специальностям;

обучение и переобучение инструкторов, ведущих обучение инвалидов;

для детей-инвалидов создание сети спецшкол первичной трудовой адаптации, создание при детских домах-интернатах отделений медико-социальной и трудовой реабилитации для умственно отсталых детей и подростков-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с различными категориями населения, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов.

Технология социальной работы — это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей. Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь прежде всего остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.