Файл: Тема 8. СТАТИСТИКА РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статистика рынка услуг Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики

Услуги - важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикато­ров уровня и качества жизни.

Под услугами принято понимать результаты экономической дея­тельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности - личные, коллективные и общественные.

Переход к международной методологии учета и статистики ликви­дировал понятие «непроизводственная сфера», которое применяли к сфере услуг. Это потребовало пересмотра сложившегося за предшество­вавшие 70 лет в отечественной науке и практике представления о роли услуг в развитии общества, в экономике страны.

Труд в сфере услуг признан производительным, сама эта сфера - производственной, а результаты ее функционирования учитываются в валовом внутреннем продукте и в других показателях результатов эко­номической деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой в сфере услуг занято более численности активного населения. В ва­ловом внутреннем продукте США стоимость услуг составляет 75%, Англии - 64%. В России в настоящее время на его долю приходится более 50%.

В общем объеме услуг можно выделить две части. Одна часть услуг предназначена к производственному потреблению отраслями сфер про­изводства материальных благ и услуг. Вторая часть производимых услуг предназначена для конечного потребления домашними хозяйст­вами, т.е. для непроизводственного потребления.

Часть производимых услуг, в том числе потребительских, является рыночными услугами. В международной статистической практике в со­ответствии с рекомендациями ООН под рыночными услугами понима­ют услуги, предназначенные к реализации или реализованные по эконо­мически значимым ценам.

Появление товара в форме услуги вызвало к жизни формирование рынка услуг и поставило перед статистикой задачу характеристики его потенциала, функционирования и результатов, а также оценки влияния развития рынка товаров в целом на удовлетворение потребностей насе­ления и экономику страны.


Объектом изучения этой подотрасли статистики является рынок услуг, предметом - количественная характеристика его состояния, функционирования и результатов.

Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социаль­но-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг - продавцами и их потребителями (поку­пателями) в процессе купли-продажи услуг.

Специфическая особенность процессов, происходящих на рынке услуг, заключается в том, что результатом его функционирования явля­ется удовлетворение покупательского спроса непосредственно в момент оказания услуг, а также в том, что услуги не накапливаются в запасах; кроме того эффект от функционирования этого рынка проявляется не только в сфере услуг, но и за ее пределами, в сопряженных отраслях и сферах деятельности.

Рынок потребительских услуг предлагает к реализации потреби­тельские услуги, выступающие на этом рынке как товар. В соответствии с международной методологией услуги, как и продукт, являются това­ром, если они предназначены к реализации или реализованы по эконо­мически значимым ценам, т.е. ценам, покрывающим издержки на их оказание и обеспечивающим прибыль производителю.

Рынок называется «потребительским», потому что он удовлетворя­ет потребности «конечного» потребителя, и с этой точки зрения от его функционирования непосредственно зависит уровень и качество потребления, а следовательно, жизни населения.

При исследовании рынка услуг необходимо различать рынок поку­пателя и рынок производителя. Рынок покупателя имеет место в том случае, когда предложение услуг превышает спрос на них. В качестве примера рынка покупателя можно привести рынок деятельности кино­театров или рынок международных туристических услуг. Рынок поку­пателя характеризуется возможностью широкого выбора услуг для по­купателя и обостренной конкуренцией между производителями услуг, которая приводит либо к сокращению производства данного вида услуг (предложения), либо к снижению цен.

Рынок продавца (производителя) имеет место, если объем произво­димых услуг меньше потребности в них или если производитель зани­мает монопольное положение на рынке. В данном случае монополист получает возможность диктовать цены на оказываемые услуги. Такая ситуация приводит к нарушению действия рыночных механизмов. Ярким примером монополизма в области платных услуг является пас­сажирский железнодорожный транспорт и сеть метрополитенов в круп­нейших городах России. Эти предприятия диктуют ценовую политику в области пассажирского транспорта.


Развитие практической деятельности по созданию услуг, предназна­ченных к реализации, и их реализация вызвали необходимость развития соответствующей подотрасли статистической науки и практики. Ста­тистика - один из важнейших инструментов экономического механиз­ма управления потребительским рынком услуг. Она должна служить интересам успешного его функционирования; поиску выявления резе­рвов и сбалансированности спроса и предложения; созданию условий социальной защиты населения.

В связи с этим одним из новых направлений развития отечественной статистической науки и практики является разработка методологии статистической оценки и анализа рынка потребительских услуг, ее ап­робация в процессе анализа его развития и эффективности функциони­рования.

Интересы экономического регулирования функционирования рынка услуг, в частности научно обоснованное воздействие на спрос и предложение; на уровень и динамику цен; оптимизацию материальных, финансовых и трудовых затрат на его функционирование требуют изу­чения и прогнозирования рыночных процессов.

Перед статистикой встают задачи характеристики уровня и динами­ки показателей социальных и экономических явлений, происходящих на рынке услуг; оценки тенденций его развития и факторов, определя­ющих это развитие; анализа динамики объема и структуры услуг; ха­рактеристики сегментации рынка по разным признакам; влияния на экономику страны и уровень жизни населения через удовлетворение по­требностей в услугах.

Задачи статистического исследования потребительского рынка услуг охватывают специфические задачи анализа рыночных отноше­ний; характеристику социально-экономического потенциала рынка услуг; характеристику их производителей и потребителей; объемов про­изводства и спроса; рыночной конъюнктуры, конкуренции; цен, объ­емов и структуры реализации услуг и факторов, их определяющих.

Разработка методологии статистики рынка услуг проблема ком­плексная, предполагающая решение совокупности теоретических и практических задач, связанных с характеристикой рынка как объекта статистическою изучения; разработкой системы показателей статисти­ки рынка услуг, его функционирования и результатов, с учетом международной методологии, включая показатели его экономической эффек­тивности; классификацией и группировкой показателей его развития по разным признакам; статистической оценкой социально-экономического потенциала рынка потребительских услуг; прогнозированием развития рынка услуг и др.


Разработка методологии статистической оценки и анализа рыноч­ных процессов в сфере услуг включает разработку методов выявления вклада рынка услуг в результативные показатели функционирования рынка товаров в целом, в экономику страны, т.е. в создание валового внутреннего продукта; оценку влияния этого рынка на уровень жизни населения; исследования обратного воздействия экономики в целом и уровня жизни населения, прежде всего его доходов и их покупательной способности, на развитие рынка платных потребительских услуг.

Проблема сводной характеристики деятельности сферы услуг связа­на с большим их разнообразием, спецификой и разноаспектностью видов деятельности, объединяемых данной сферой, что затрудняет све­дение результатов.

В последнее время это усугубляется тем, что наряду с традиционны­ми для отечественной практики услугами (финансовыми, транспортны­ми, страховыми) все большее значение приобретают такие специализи­рованные услуги, как маркетинг, подготовка программного обеспече­ния и технического обслуживания вычислительной техники и многие другие материальные и нематериальные услуги. Переход к международ­ной статистической методологии, использование СНС, облегчает реше­ние проблемы взаимосвязанной обобщающей характеристики результа­тов функционирования рынка услуг.

Изложенное вызывает необходимость рассмотреть прежде всего само понятие «услуги» как объекта статистического изучения, их клас­сификации и группировок по разным признакам в целях систематиза­ции их статистической характеристики.

Специфика услуг как товара состоит в том, что услуги не накапли­ваются, не транспортируются, не существуют отдельно от производите­ля, т.е. они потребляются в момент их оказания.

Моменты их производства и реализации (если абстрагироваться от реального момента оплаты услуги, который может быть отсрочен по времени от момента оказания рыночной услуги) по времени совпадают.

В связи с этим рыночная конъюнктура не испытывает давления то­варных запасов: она определяется отношением спроса и предложения услуг. В свою очередь объем предложения зависит от экономического потенциала отраслей сферы услуг.


Виды услуг, их классификации и группировки

В статистике при рассмотрении услуг применяются разные класси­фикации и группировки, позволяющие дать их углубленную характе­ристику. Основные группы услуг приведены в табл. 3.

Таблица 3

Услуги и их группировки

Группировочный признак

Группировка услуг

1. Сфера деятельности

Материальные услуги

Нематериальные услуги

2. Характер предоставления

Платные (рыночные)

Бесплатные (нерыночные)

3. Назначение

Производственные

Потребительские

4. Характер потребления

Услуги для общества

Услуги индивидуального потребления

Смешанные услуги (смешанного потребления)

5. Отраслевое происхождение

Управление

Наука

Культура

Жилищно-коммунальные

Бытовые

Здравоохранение и др.

6. Формы собственности их производителей

Государственные

Частные (индивидуальные) и др.

7. Источники финансирования

Финансируемые из бюджета Самофинансируемые

Смешанное финансирование

8. Виды услуг

Информационные

Транспортные

Управленческие и др.

9. Территории, потребляющие ус­луги

Услуги местных организаций

Услуги общероссийских организаций

10. Степень интенсивности использования банковского кредита

Наиболее кредитуемые услуги

Слабо кредитуемые услуги

Не использующие банковский кредит

11. Юридический статус

Легальные

Нелегальные

12. Мест оказания услуг

Внутренние

Внешние

13. Сектор экономики

Финансовые и нефинансовые