Файл: Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Формирование устной речи
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
Раздел I. Формирование устной речи
1. Отделение одного слога от ряда слогов
2. Работа над долготой звучания
3. Работа над слитностью звучания
4. Работа над темпом произнесения
5. Работа над изменением силы голоса
8. Работа над интонационной стороной речи
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
2. Формирование грамматического строя речи
Литература по развитию устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей, не имеющих отклонений в развитии
Обухова Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Учеб.--метод. пособие. — Мн.: БГПУ, 2005. — 48 с
Оглавление
ОТ АВТОРА
Раздел I. Формирование устной речи
1. Методики вызывания звуков с использованием фонетической ритмики
2. Примерные конспекты занятий по обучению произношению
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
1. Развитие лексической стороны речи
2. Формирование грамматического строя речи
3. Развитие связной речи
Литература по развитию устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей, не имеющих отклонений в развитии
В пособии раскрываются основные направления формирования речи детей раннего и дошкольного возраста в условиях слуховой депривации. Определено содержание и методика работы по обучению устной речи, формированию лексической стороны, грамматического строя и связной речи. Материал изложен в логической последовательности, включает теоретическое обоснование, методику обучения и практические приемы в виде конспектов занятий.
Адресовано студентам сурдоотделения, педагогам и воспитателям специальных дошкольных учреждений. Может быть использовано для курсов повышения квалификации и переподготовки.
ОТ АВТОРА
Одним из важнейших аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи, в процессе чего происходит как общее развитие и формирование личности, так и коррекция различных сторон познавательной деятельности. Речь в психологии, философии и педагогике рассматривается как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, память, воображение, эмоции. В развитии речи выделяются три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыка владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи и речевого общения); когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны.
Исследования Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунской, Л. П. Носковой, Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко и др. создали основу для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Поэтому значимым звеном в подготовке специалистов дошкольного образования является вооружение их необходимыми методическими знаниями о технологии формирования речи у детей в условиях слуховой депривации.
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и практический материал по вопросам обучения детей разным видам речи с целью приближения ее состояния к речи ребенка, не имеющего отклонений в развитии.
Пособие состоит из двух разделов. В первом рассматриваются вопросы формирования устной речи: дается общая характеристика особенностей формирования устной речи, раскрываются методические приемы работы над фонетической стороной речи и над разными экстралингвистическими компонентами произношения (темпом, голосом, ритмом, интонацией), даны примеры конспектов занятий, в содержании которых прослеживается динамика усложнения работы по формированию устной речи у детей на протяжении пяти лет обучения.
Второй раздел посвящен формированию словесной речи в ее письменной, устно-дактильной и устной форме. В разделе выделены основные направления в содержании работы по формированию речи и раскрыта методика развития лексической стороны, грамматического строя и формирования связной речи.
Материал всех направлений работы изложен в логической последовательности и завершается примерными тематическими конспектами занятий, подробно раскрывающих выполнение сформулированных задач.
Пособие завершается списком литературы, рекомендуемой для изучения.
Раздел I. Формирование устной речи
Одной из основных задач воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом является формирование у них устной речи, ее восприятие на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведение (произношение).
Обучение произношению направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить как целые слова и фразы, так и отдельные элементы — звуки, слоги; но конечной целью всегда является слово, фраза.
В овладении произносительными умениями выделяется несколько этапов. На начальном этапе у детей формируется способность к подражанию звучащей речи в любой доступной ребенку форме (беззвучное ориентирование, голосовые реакции, звукоподражания и т. д.). Главное — формировать потребность в устном общении. Это так называемый доречевой уровень развития устной речи, т. е. звуковые реакции периода гуления, звукоподражания и лепета у слышащих детей. Дети еще не понимают обращенной речи и ориентируются на ситуацию, но от активного голосового поведения детей зависит успешность дальнейшей работы по формированию устной речи.
Весь первый этап работы над фонетической стороной речи определяется как информальный и основывается на естественном овладении детьми звукопроизношением на основе подражания речи взрослого на слухо-зрительной и слуховой основе. Основной методический прием — сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием предметов, действий, изображений и т. д. Это период нерегламентированного усвоения звуковой стороны слова. Когда у ребенка появляется звук, его знакомят с графическим обозначением, т. е. с буквой. Овладение устной речью проявляется в проговаривании звукоподражаний, лепетных и полных слов в разном соотношении: отдельные названия, словосочетания и фразы. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.
Как один из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи используется фонетическая ритмика (речевая ритмика). Ее содержанием является обучение детей подражанию крупным и мелким движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Постепенно двигательные возможности детей совершенствуются и становятся более точными, в том числе и артикуляционные движения ведут за собой произношение.
Материалом для знаний речевой ритмики являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы и позднее тексты (стихи, считалки, чистоговорки, сказки), произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Речевой материал должен отвечать не только произносительным задачам, но и задачам доступности, задачам речевого общения.
На занятиях речевой ритмикой дети сначала вместе с педагогом произносят предлагаемый материал, затем индивидуально повторяет каждый ребенок, и все завершается общим проговариванием.
Для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фонетических занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а отдельные ритмические упражнения проводить в течение 3—5 минут на всех других видах занятий, проводимых педагогом
1. Методики вызывания звуков с использованием фонетической ритмики
Вызывание того или иного звука проводится в течение 1—2 недель. Если за это время звук не появляется, то следует переходить к другому звуку и через некоторое время вновь возвращаться к тому звуку, который дети еще не научились произносить.
Звуки |
Движения |
А |
Руки перед грудью; произнося звук, широко и плавно развести руки в стороны |
О |
Руки в стороны; произнося звук, руки плавно округло соединить над головой |
У |
Руки перед грудью, кисти обращены друг к другу; произнося звук, плавно вытянуть напряженные руки вперёд |
Э |
Руки вытянуты вперёд на уровне плеч; произнося звук, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам |
И |
Кисти рук поднять к плечам; произнося звук, очень напряженные руки поднимать вверх, приподнимаясь на носках |
Ы |
Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слова ты |
При появлении звука И начинается работа над дифтонгами; движения между звуком И и последующим гласным звуком становятся все более краткими.
Дифтонги |
Движения |
ИА (Я) (Я) |
Руки поднять вверх (И), а затем развести в стороны (А) поднять вверх (И), а затем развести в стороны (А) |
ИО (Е) |
Руки сначала поднять вверх (И), затем округло опустить вниз (О) |
ЙУ (Ю) |
Руки поднять вверх (И), затем опустить вперед вниз (У) |
ИЭ (Е) |
Руки поднять вверх (И), затем опустить к плечам (Э) |
При произнесении глухих взрывных согласных звуков движения быстрые, резкие, напряженные
Звуки |
Движения |
П |
Руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки; произнося слог на, кулаки резко опускать вниз |
т |
Произнося слог та, резко раскрыть сжатые кулаки; произнося слоги татата, хлопать в ладоши, хлопать по бедрам, топать одной ногой |
к |
Произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, отвести назад |
При произнесении звонких взрывных согласных движения быстрые, но расслабленные.
Звуки |
Движения |
Б |
Руки согнуты в локтях перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой |
д |
Руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверху; произнося слоги дадада, встряхивать расслабленными кистями рук перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой |
Г |
Произнося слоги гагага, соединить указательный и большой пальцы рук; произнося слог га, соединить указательный и большой пальцы |
При произнесении смычно-проходных движения медленные, плавные, несколько напряженные.