Файл: Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Звуки

Движения

М

Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; произнося слог ма, на звук м — руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на звук а — свободно развести в стороны (интервала между движениями нет: одно плавно переходит в другое)

Н

Руки согнуты в ладонях на уровне груди ладонями к себе; произнося слог на, на н руки выдвинуть вперед, на а — свободно развести в стороны

Л

Руки согнуты в локтях на уровне плеч; произнося ляляля, делать вращательные движения кистями рук

При плавные произнесении глухих фрикативных согласных движения , продолжительные, очень напряженные.

Звуки

Движения

Ф

Руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз; произнося звук ф, медленно развести руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление воздуха

X

Руки согнуты в локтях, ладони от себя, локти вниз; произнося звук х, медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперед

С

Руки перед грудью; произнося звук с, напряженные руки медленно опустить вниз («насос») или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух

ш

Руки перед грудью; произнося звук ш, делать волнообразные движения напряженными руками

При произнесении фрикативных звонких согласных движения очень напряженные, дрожащие

Звуки

Движения

В

Руки в стороны; произнося звук в, слегка покачивать из стороны в сторону напряженными руками и туловищем («самолет»)

3

Руки перед грудью; произнося звук з, кистями рук вибрировать перед грудью («замерз»).

ж

Руки перед грудью; произнося звук ж, резкими волнообразными движениями опустить руки вниз

р

Руки согнуты перед грудью; вращать одну вокруг другой («мотор»)


При вызывании аффрикат работу можно начинать только при условии правильного воспроизведения обоих составляющих их звуков.

Звуки

Движения

Ц

Пальцы рук переплетены перед грудью; переплетение резко разорвать (т) и напряженные руки медленно развести в стороны (с).

ч

Пальцы, сжатые в кулак, резко раскрыть (т); руки с растопыренными пальцами выдвинуть вперед (ш).

Работа по формированию произносительных умений ведется не только над звуками, но и над другими различными сторонами речи: над отделением одного слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, интонацией, словом и фразой

Вид задания


1. Отделение одного слога от ряда слогов

Встряхивать перед грудью напряженными кулаками, произнося папапа; резко опустить руки вниз — па. Стучать флажком о флажок — папапа] поднять флажок вверх — па.

Хлопнуть в ладоши перед грудью — па; хлопать руками по бедрам — папапа.

Выдвигать вперед то правую, то левую руку — мамама; выдвинуть обе руки вперед — ма.

Шагать на месте — татата; топнуть ногой — та.

Подпрыгивать на месте — тотото; прыгнуть вперед — то.

Сжимать пальцы обеих рук в кулак — афафаф; сжать пальцы одной руки в кулак — аф.

2. Работа над долготой звучания

При долгом звучании звуков и слогов включаются плавные, длительные звучания, при кратком — резкие, короткие. Восприятие звучаний сопровождается движением рук, тела.

Упражнения

Укачивание куклы: кукла (ляля) спит — а-а-а(протяжное произнесение), кукла проснулась и прыгает — ааа (краткое произнесение).

Медленно развести руки в стороны, произнося а; быстро закрыть лицо руками — а ;

Медленно развести руки в стороны, произнося а-; хлопнуть в ладоши —а.

Медленно поднимать округлые руки через стороны вверх, произнося о-; резко опустить вниз — о.

Сидя за столом, «вести» поезд (машину) «далеко» — уи поворачивать поезд — у.

Стоя, медленно вытянуть руки вперед, произнося ау; приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовем кого-то в лесу).

Стоя, медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны -у-а-; пальцы сжать в кулаки, резко «выбросить» указательные пальцы вперед, а затем убрать в кулак — уа.

Стоя, пальцы рук сжать в кулак; резко опустить руки вниз —па, медленно развести руки в стороны — па-.

В слогах, включающих сонорные и фрикативные звуки, можно произносить протяжно или кратко не только гласные, но и согласные звуки.

«Надувать» большой шар: отводя ладони ото рта, изображать большой шар - фи маленький шар, описывая пальцами маленький круг у губ — ф.

Развести медленно руки в стороны и плавно опустить вниз —а-м-; изобразить, как лает собака, — ам ам ам.

Медленно вытянуть руки вперед в стороны — н-а, резко вытянуть руки вперед —на.

Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); покачивать напряженными руками, а затем медленно опустить их, произнося —e-а-; быстро опустить напряженные руки вниз —ва.


Руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны — ф-а-; резко «отбросить» ото рта сначала ладонь правой руки, а затем левой — фа фа.

3. Работа над слитностью звучания

Упражнения

Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, ранее вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами — раздельному. Упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов как с глухими взрывными согласными лит, так и с другими звуками.

Стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно); стучать кулаком о кулак — па па па (неслитно).

Изображать большой и маленький мячи: большой мяч — подпрыгивать, произнося по по по (неслитно), маленький мяч — слегка приседать — попопо (слитно).

Шагать на месте, не поднимая высоко ног, произнося татата; топать одной ногой, произнося та та та.

Покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося слитно тотото, топать одной ногой, произнося неслитно то то то.

Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; плавно вытягивать обе руки вперед — мамама; резко вытягивать в стороны вперед то одну, то другую руку — ма ма ма.

Вращательные движения кистями рук над головой — ляляля; руки на поясе, наклоняясь в стороны — ля ля ля.

Расслабленные руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони опущены; часто встряхивать кистями рук — бабаба; встряхивать кисти, постепенно наклоняясь вниз — ба ба ба.


4. Работа над темпом произнесения

Упражнения

Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов на и та. Темп произнесения увеличивается постепенно с учетом возможностей каждого ребенка.

Стоя, часто ударять кулаком об кулак, произнося папапа; хлопать в медленном темпе ладонями по бедрам, произнося па-па-па-.

Изображать, как кукла (мишка, зайка и т. п.) идут медленно, произнося па-папа-, и бежит —папапа.

Бежать в центр под частые удары бубна (барабана и т. п.), произнося татата; медленно идти под резкие удары, произнося та-та-та-.

В медленном темпе произносить та-та-та-, изображая идущую бабушку; мама идет в нормальном темпе —та та та; маленькая девочка идет в быстром темпе —татата.

Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); слегка покачиваясь руками в быстром темпе, произнося вавава; медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч, произнося в-ав-ав-а-.

Изображать маленькую и большую собаку; маленькая собака лает в быстром темпе аф аф аф, большая — в медленном темпе —а-фа-фа-ф-.

Руки поднять вверх; в быстром темпе производить легкие покачивания рук над головой, произнося ляляля; в медленном темпе — наклоны туловища в стороны, произнося ля-ля-ля-.

Энергично и быстро встряхивать расслабленными кистями, произнося бабаба; попеременно встряхивать кисть то правой, то левой руки, произнося в нормальном темпе ба ба ба; встряхивать кисти обеих рук в медленном темпе, постепенно их опуская, произнося ба-ба-ба-.

Изменение темпа произнесения слов, словосочетаний, фраз: там, т-а-м(указательный жест на близко и далеко расположенных кукол (мишек, машин и т. п.).

5. Работа над изменением силы голоса

Сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Дети учатся произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом разной интенсивности: громко, тихо и нормально. В ходе обучения изменению силы голоса включаются различные движения (чем громче звук, тем большая амплитуда движения).

Упражнения

«Ляля спит», и дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке...), произнося тихим голосом папапа; детям предлагается разбудить куклу; дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается, и дети пляшут с ней.

Ходить тихо на носочках по кругу под тихие удары по бубну (барабану), произнося тихо татата; ходить, высоко поднимая ноги под громкие удары по бубну (барабану), произнося громко ТАТАТА.