Файл: Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Овладение детьми обобщающими понятиями начинается с формирования у них способности к классификации предметов с учетом их общих признаков: назначения, места хранения, использования. Умение детей классифицировать предметы по ведущим признакам является основанием для введения обобщающих слов, обозначающих родовые понятия {платье, рубашка — это одежда, кукла, матрешка — это игрушки и т. д.). Названия действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного — плавание, бег, полет, красота и т.д. У детей формируется также понимание целого и его части (дерево — ствол, ветка, листья; поезд — окна, вагоны, колеса).

Дети овладевают значением семантических отношений слов разных частей речи в одном тематическом пространстве: птица летит — рыба плывет; дом строят — суп варят; летит самолет, птица, шар; строят горку, дом, лесенку, машину и т. д.; плывет лодка, пароход, дядя, собака и т. д.; идет (идут) тетя, часы, мультфильм, кукла, мишка и т. д.; стоит мальчик, стол, дом, дерево и т. д. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет: мяч сделан из резины (резиновый мяч), стул сделан из дерева (стул деревянный), ложка сделана из металла (ложка металлическая), самолет сделан из пластмассы (пластмассовый самолет) и т. д.

Одним из направлений словарной работы является ознакомление детей со словами, близкими и противоположными по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети — мальчики и девочки; печальный — грустный; день пасмурный (хмурый, серый); сладкий — горький, старый — новый, веселый — грустный; словосочетания: старый человек — молодой человек, тяжелая сумка — легкая коробка; ручей мелкий — река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники — крупные и т. д.

Рассматривая предметы или картинки, внимание детей акцентируются на том, что одним словом можно назвать разные предметы, подводя, таким образом, ребенка к пониманию многозначности слова: ножка стула — ножка стола; ручка у сумки — ручка чашки — ручка для письма — ручка (уменьшительное название от слова рука); иголка для шитья — иголка у ежа — иголка у елки.

Работа над многозначностью слова, как правило, опирается на наглядный материал (предметы, иллюстрации, рисунки). Например, дети находят на рисунке предметы, которые обозначаются одним словом игла. Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова детям можно предлагать слова разных частей речи (лежит, лает, бьет; ножка, нос; сильный, слабый, острый и т. д.). Осваивая значения многозначных слов разных частей речи, дети учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом. В структуре этой работы есть возможность подвести детей к пониманию переносного значения слов (растет цветок, ребенок, дом; бежит река, мальчик и т. д.).


Сформированность содержательной стороны слова создает важное условие для решения разных речевых задач: выбор слова из синонимического или антонимического ряда, отбор нужного обозначения из набора многозначности слова, наиболее точно подходящего к ситуации. Например, детям предлагается решение таких задач в игре «Кто (что) может быть легким (тяжелым, добрым, веселым и т. д.)?»; «Как сказать по-другому?»; «Продолжи цепочку слов» и т. п.

От соотнесения слов с предметами, объектами, свойствами, качествами, действиями, состоянием постепенно дети овладевают составлением словосочетаний, затем предложений, связных высказываний с последующим переходом к составлению рассказа. Детьми используются все наименования предметов, объектов, персонажей, их качеств, действий, состояний.

Весь речевой материал воспроизводится детьми через аналитическое чтение, устно-дактильное восприятие и воспроизведение, слухо-зритель-ное, зрительное и слуховое восприятие, устное произнесение. В зависимости от содержания речевого материала, этапов и задач обучения используются разные варианты соотношения речевого материала. Основное требование — правильное соотношение трех форм речи — письменной, устно-двигательной и устной.

Примерные конспекты занятий

Конспект 1

Тема: игрушки.

Задачи: учить устно-дактильно (устно) называть игрушки; учить узнавать игрушки по описанию на основе слухо-зрительного и слухового восприятия, уточнять названия цвета, формы, материала (устно-дактильное или устное воспроизведение); учить отвечать на вопросы, направленные на определение предмета, его свойств, назначения, действия; развивать зрительное и слуховое восприятие, формировать произносительные умения; учить составлять из разрезной азбуки слова.

Оборудование: игрушки, таблички, разрезная азбука.

Ход занятия

Действия педагога

Действия детей

I. Организация Наденьте наушники (аппараты) (зрительное восприятие). Слушайте: Таня, сядь; Вова, иди; Света, прыгай; Сядьте все.

Выполнение поручений на слух.  

II. Основная часть — Будем играть. Игра «Узнай игрушку (табл.). — Как называется игра? (слухо-зрительное восприятие). Выставляются игрушки: шар, кубик. — Узнайте, какая игрушка: круглый, деревянный, можно катить (слухо-зрительное восприятие). Из коробки последовательно достаются игрушки: мяч, машина, пирамидка, кукла, неваляшка, зайка. — Что это? Кто это? (слухо - зрительное восприятие). Все игрушки выставляются на столе. — Узнай, какая игрушка: синяя, треугольная, деревянная, можно разбирать и собирать (слухо-зрительное восприятие). — Какая игрушка? Белый (на слух), пушистый, уши длинные, хвост короткий, может прыгать (слухозрительное восприятие). — Какая игрушка? Металлическая, синяя, красная. — Вы будете описывать игрушки. — Я угадаю. — Слушайте! — Прыгайте, как зайки. — Идите, как мишки. — Летите, как самолет. — Возьмите кассы. — Будем складывать слова: пушистый, волосы черные (табл.).

  — Узнай игрушку (чтение табл.).       — Это шар (устно-дактильно; устно).       Называние игрушек (устно-дактильно, устно).     — Это пирамидка (устно-дактильно, устно).           Описание игрушек по выбору детей (устно-дактильно, устно).

III. Заключение — Что мы делали? (слухо-зрительное восприятие).

Складывание слов по табличкам и самостоятельно с последующим чтением. — Угадываем игрушки (устно-дактильно, устно). — Описываем игрушки (устно-дактильно, устно).


Конспект 2

Тема: признаки объектов и состояний.

Задачи: учить различать и называть величинные отношения объектов по объему, длине, ширине, высоте; развивать зрительное восприятие, чувственную основу, слуховое восприятие, мыслительные операции анализа, сравнения; упражнять детей в письме.

Оборудование: куклы большая и маленькая, бумага и низкое плоскостное дерево, кубики, большой и маленький стул.

Ход занятия

Действия педагога

Действия детей

1. Организация — Наденьте наушники (аппараты) (зрительное восприятие). — Саша, ты надел аппарат? (Вова, Таня и т. д.). — Послушайте. Что вы слышите?

— Да, я надел (а) аппарат. — Стук. — Куклы (устно). — Две куклы (устно). — Нет. Кукла большая и маленькая (устно-дактильно, устно).

II. Основная часть — К нам в гости кто пришел? (слухо-зрительное восприятие). — Сколько кукол? (слухо-зрительное восприятие). — Куклы одинаковые? (слухо-зрительное восприятие). — Что это? (слухо-зрительное восприятие). — Какой карандаш взяла большая кукла? (табл.) — Какие мячи нарисовали большая и маленькая куклы? — Куклы пошли гулять. Начался дождь (табл.), стало холодно (табл.) — Большая кукла спряталась под какое дерево? А маленькая кукла? (табл.) — Тучи ушли. Появилось солнышко, стало как? (табл.). — Куклы пошли домой (табл.) — Большая кукла пошла по широкой (слуховое восприятие) дорожке (устно-дактильное восприятие). — Какая дорожка? — Маленькая кукла пошла по какой дорожке? — Слушайте! Встаньте! (слуховое восприятие) — Куклы стали большие (слухо-зрительное восприятие). — Встаньте на носки (слуховое восприятие). — Куклы стали маленькие (слухо-зрительное восприятие). Присядьте (слуховое восприятие). — Будем писать слова. Возьмите тетради и ручки. — Слушайте и пишите: кукла, мяч, дерево, солнышко. — Проверьте (слухо-зрительное восприятие).

          — Карандаши. — Длинный карандаш (табл., устно-дактильно). — Короткий карандаш (табл., устно-дактильно). — Большая кукла нарисовала большой мяч, маленькая — маленький (устно-дактильно, устно). — Большая кукла спряталась под высокое дерево, а маленькая — под низкое. — Тепло (устно-дактильно, устно). — Широкая (устно-дактильно, устно). —- По узкой (устно-дактильно, устно).             Самостоятельное выполнение поручений.               Самостоятельное письмо с последующей проверкой и чтением.

III. Заключение куклы (слухо-зрительное восприятие). — Прочитайте (слухо-зрительное восприятие).

Чтение текста: большая и маленькая куклы нарисовали большой и маленький мяч. Потом куклы пошли гулять. Они спрятались под высокое и низкое дерево. Потом пошли домой по широкой и узкой дорожке.


Вопросы и задания

1.        Как в лингвистическом лепете рассматривается слово?

2.        Назовите и раскройте степени обобщения слова.

3.        Что может обозначаться словом?

4.        Что входит в содержание овладения семантическими отношениями слов разных частей речи.

5.        Приведите примеры ознакомления детей со словами синонимами и антонимами и с многозначностью слова.

6.        Раскройте систему усложнения использования ребенком речевых средств от называния отдельных предметов и объектов до составления рассказа.

7.        Какие способы восприятия и воспроизведения речевых средств должны быть сформированы у ребенка?


2. Формирование грамматического строя речи

В процессе обучения речи детей с нарушением слуха большое внимание уделяется приобретению ребенком умений образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи включает работу над морфологией, словообразованием и синтаксисом.

Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают имена существительные и глаголы. Однако в процессе речевого развития детей растет употребление других частей речи — имен прилагательных, местоимений, наречий, имен числительных.

Каждое из имен существительных, как правило, относится к одному из трех родов и изменяется по числам и падежам. При ознакомлении детей с названием предметов и объектов используется существительное в именительном падеже сначала в единственном числе, затем во множественном (когда у детей формируется представление о количестве предметов больше одного). Дети сначала упражняются в правильном соотнесении табличек с группами предметов: стол — столы, машина — машины, кукла — куклы, кубик — кубики, шапка — шапки, стул — стулья и т. д. (игры «Что у тебя?», «Назови верно», «Подложи верно», «У кого?» и др.). Специальные игры и упражнения используются для усвоения детьми формы родительного падежа единственного и множественного числа («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?», «Чего нет на столе?» и т. д.: не стало куклы, машины, матрешки, кубика, шара и т. д. (кукол, машин, матрешек, кубиков, шаров и т. д.).

При ответах на вопросы для определения места нахождения (вопросы Где?, Куда?), принадлежности предмета, объекта (вопросы С чем (кем)?, Кому?, У кого?), объекта назначения (вопрос Чей?) и объекта обсуждения (вопрос О чем (ком)?) дети упражняются в правильном употреблении падежных форм (на столе, на полу; в шкафу, в кармане; под столом, под кроватью; за столом, за спиной; около стола, около полки; с куклой, с хлебом, с Таней, с кубиками; дай Тане, дай кошке, дай маме; у Саши, у мамы, у собаки; ложкой, лопатой, совком; о кукле, о маме, о машине и т. д.). Большое значение в овладении детьми падежными окончаниями и в понимании вопросов имеет создание условий для речевой практики. Такими условиями является сама жизнедеятельность детей и включение игр разного вида: дидактические («Прятки», «Ищи и найди», «Что чем делать?», «Кто с кем?», «Кто с чем?» и др.), сюжетные («Устроим комнату для куклы», «Магазин», «Мама и дочки» и др.), подвижные («Курица с цыплятами», «Кто первый», «Лиса в курятнике» и др.).