Файл: Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Формирование устной речи
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
Раздел I. Формирование устной речи
1. Отделение одного слога от ряда слогов
2. Работа над долготой звучания
3. Работа над слитностью звучания
4. Работа над темпом произнесения
5. Работа над изменением силы голоса
8. Работа над интонационной стороной речи
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
2. Формирование грамматического строя речи
Литература по развитию устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей, не имеющих отклонений в развитии
Овладение детьми обобщающими понятиями начинается с формирования у них способности к классификации предметов с учетом их общих признаков: назначения, места хранения, использования. Умение детей классифицировать предметы по ведущим признакам является основанием для введения обобщающих слов, обозначающих родовые понятия {платье, рубашка — это одежда, кукла, матрешка — это игрушки и т. д.). Названия действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного — плавание, бег, полет, красота и т.д. У детей формируется также понимание целого и его части (дерево — ствол, ветка, листья; поезд — окна, вагоны, колеса).
Дети овладевают значением семантических отношений слов разных частей речи в одном тематическом пространстве: птица летит — рыба плывет; дом строят — суп варят; летит самолет, птица, шар; строят горку, дом, лесенку, машину и т. д.; плывет лодка, пароход, дядя, собака и т. д.; идет (идут) тетя, часы, мультфильм, кукла, мишка и т. д.; стоит мальчик, стол, дом, дерево и т. д. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет: мяч сделан из резины (резиновый мяч), стул сделан из дерева (стул деревянный), ложка сделана из металла (ложка металлическая), самолет сделан из пластмассы (пластмассовый самолет) и т. д.
Одним из направлений словарной работы является ознакомление детей со словами, близкими и противоположными по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети — мальчики и девочки; печальный — грустный; день пасмурный (хмурый, серый); сладкий — горький, старый — новый, веселый — грустный; словосочетания: старый человек — молодой человек, тяжелая сумка — легкая коробка; ручей мелкий — река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники — крупные и т. д.
Рассматривая предметы или картинки, внимание детей акцентируются на том, что одним словом можно назвать разные предметы, подводя, таким образом, ребенка к пониманию многозначности слова: ножка стула — ножка стола; ручка у сумки — ручка чашки — ручка для письма — ручка (уменьшительное название от слова рука); иголка для шитья — иголка у ежа — иголка у елки.
Работа над многозначностью слова, как правило, опирается на наглядный материал (предметы, иллюстрации, рисунки). Например, дети находят на рисунке предметы, которые обозначаются одним словом игла. Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова детям можно предлагать слова разных частей речи (лежит, лает, бьет; ножка, нос; сильный, слабый, острый и т. д.). Осваивая значения многозначных слов разных частей речи, дети учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом. В структуре этой работы есть возможность подвести детей к пониманию переносного значения слов (растет цветок, ребенок, дом; бежит река, мальчик и т. д.).
Сформированность содержательной стороны слова создает важное условие для решения разных речевых задач: выбор слова из синонимического или антонимического ряда, отбор нужного обозначения из набора многозначности слова, наиболее точно подходящего к ситуации. Например, детям предлагается решение таких задач в игре «Кто (что) может быть легким (тяжелым, добрым, веселым и т. д.)?»; «Как сказать по-другому?»; «Продолжи цепочку слов» и т. п.
От соотнесения слов с предметами, объектами, свойствами, качествами, действиями, состоянием постепенно дети овладевают составлением словосочетаний, затем предложений, связных высказываний с последующим переходом к составлению рассказа. Детьми используются все наименования предметов, объектов, персонажей, их качеств, действий, состояний.
Весь речевой материал воспроизводится детьми через аналитическое чтение, устно-дактильное восприятие и воспроизведение, слухо-зритель-ное, зрительное и слуховое восприятие, устное произнесение. В зависимости от содержания речевого материала, этапов и задач обучения используются разные варианты соотношения речевого материала. Основное требование — правильное соотношение трех форм речи — письменной, устно-двигательной и устной.
Примерные конспекты занятий
Конспект 1
Тема: игрушки.
Задачи: учить устно-дактильно (устно) называть игрушки; учить узнавать игрушки по описанию на основе слухо-зрительного и слухового восприятия, уточнять названия цвета, формы, материала (устно-дактильное или устное воспроизведение); учить отвечать на вопросы, направленные на определение предмета, его свойств, назначения, действия; развивать зрительное и слуховое восприятие, формировать произносительные умения; учить составлять из разрезной азбуки слова.
Оборудование: игрушки, таблички, разрезная азбука.
Ход занятия
Действия педагога |
Действия детей |
I. Организация Наденьте наушники (аппараты) (зрительное восприятие). Слушайте: Таня, сядь; Вова, иди; Света, прыгай; Сядьте все. |
Выполнение поручений на слух. |
II. Основная часть — Будем играть. Игра «Узнай игрушку (табл.). — Как называется игра? (слухо-зрительное восприятие). Выставляются игрушки: шар, кубик. — Узнайте, какая игрушка: круглый, деревянный, можно катить (слухо-зрительное восприятие). Из коробки последовательно достаются игрушки: мяч, машина, пирамидка, кукла, неваляшка, зайка. — Что это? Кто это? (слухо - зрительное восприятие). Все игрушки выставляются на столе. — Узнай, какая игрушка: синяя, треугольная, деревянная, можно разбирать и собирать (слухо-зрительное восприятие). — Какая игрушка? Белый (на слух), пушистый, уши длинные, хвост короткий, может прыгать (слухозрительное восприятие). — Какая игрушка? Металлическая, синяя, красная. — Вы будете описывать игрушки. — Я угадаю. — Слушайте! — Прыгайте, как зайки. — Идите, как мишки. — Летите, как самолет. — Возьмите кассы. — Будем складывать слова: пушистый, волосы черные (табл.). |
— Узнай игрушку (чтение табл.). — Это шар (устно-дактильно; устно). Называние игрушек (устно-дактильно, устно). — Это пирамидка (устно-дактильно, устно). Описание игрушек по выбору детей (устно-дактильно, устно). |
III. Заключение — Что мы делали? (слухо-зрительное восприятие). |
Складывание слов по табличкам и самостоятельно с последующим чтением. — Угадываем игрушки (устно-дактильно, устно). — Описываем игрушки (устно-дактильно, устно). |
Конспект 2
Тема: признаки объектов и состояний.
Задачи: учить различать и называть величинные отношения объектов по объему, длине, ширине, высоте; развивать зрительное восприятие, чувственную основу, слуховое восприятие, мыслительные операции анализа, сравнения; упражнять детей в письме.
Оборудование: куклы большая и маленькая, бумага и низкое плоскостное дерево, кубики, большой и маленький стул.
Ход занятия
Действия педагога |
Действия детей |
1. Организация — Наденьте наушники (аппараты) (зрительное восприятие). — Саша, ты надел аппарат? (Вова, Таня и т. д.). — Послушайте. Что вы слышите? |
— Да, я надел (а) аппарат. — Стук. — Куклы (устно). — Две куклы (устно). — Нет. Кукла большая и маленькая (устно-дактильно, устно). |
II. Основная часть — К нам в гости кто пришел? (слухо-зрительное восприятие). — Сколько кукол? (слухо-зрительное восприятие). — Куклы одинаковые? (слухо-зрительное восприятие). — Что это? (слухо-зрительное восприятие). — Какой карандаш взяла большая кукла? (табл.) — Какие мячи нарисовали большая и маленькая куклы? — Куклы пошли гулять. Начался дождь (табл.), стало холодно (табл.) — Большая кукла спряталась под какое дерево? А маленькая кукла? (табл.) — Тучи ушли. Появилось солнышко, стало как? (табл.). — Куклы пошли домой (табл.) — Большая кукла пошла по широкой (слуховое восприятие) дорожке (устно-дактильное восприятие). — Какая дорожка? — Маленькая кукла пошла по какой дорожке? — Слушайте! Встаньте! (слуховое восприятие) — Куклы стали большие (слухо-зрительное восприятие). — Встаньте на носки (слуховое восприятие). — Куклы стали маленькие (слухо-зрительное восприятие). Присядьте (слуховое восприятие). — Будем писать слова. Возьмите тетради и ручки. — Слушайте и пишите: кукла, мяч, дерево, солнышко. — Проверьте (слухо-зрительное восприятие). |
— Карандаши. — Длинный карандаш (табл., устно-дактильно). — Короткий карандаш (табл., устно-дактильно). — Большая кукла нарисовала большой мяч, маленькая — маленький (устно-дактильно, устно). — Большая кукла спряталась под высокое дерево, а маленькая — под низкое. — Тепло (устно-дактильно, устно). — Широкая (устно-дактильно, устно). —- По узкой (устно-дактильно, устно). Самостоятельное выполнение поручений. Самостоятельное письмо с последующей проверкой и чтением. |
III. Заключение куклы (слухо-зрительное восприятие). — Прочитайте (слухо-зрительное восприятие). |
Чтение текста: большая и маленькая куклы нарисовали большой и маленький мяч. Потом куклы пошли гулять. Они спрятались под высокое и низкое дерево. Потом пошли домой по широкой и узкой дорожке. |
Вопросы и задания
1. Как в лингвистическом лепете рассматривается слово?
2. Назовите и раскройте степени обобщения слова.
3. Что может обозначаться словом?
4. Что входит в содержание овладения семантическими отношениями слов разных частей речи.
5. Приведите примеры ознакомления детей со словами синонимами и антонимами и с многозначностью слова.
6. Раскройте систему усложнения использования ребенком речевых средств от называния отдельных предметов и объектов до составления рассказа.
7. Какие способы восприятия и воспроизведения речевых средств должны быть сформированы у ребенка?
2. Формирование грамматического строя речи
В процессе обучения речи детей с нарушением слуха большое внимание уделяется приобретению ребенком умений образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи включает работу над морфологией, словообразованием и синтаксисом.
Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают имена существительные и глаголы. Однако в процессе речевого развития детей растет употребление других частей речи — имен прилагательных, местоимений, наречий, имен числительных.
Каждое из имен существительных, как правило, относится к одному из трех родов и изменяется по числам и падежам. При ознакомлении детей с названием предметов и объектов используется существительное в именительном падеже сначала в единственном числе, затем во множественном (когда у детей формируется представление о количестве предметов больше одного). Дети сначала упражняются в правильном соотнесении табличек с группами предметов: стол — столы, машина — машины, кукла — куклы, кубик — кубики, шапка — шапки, стул — стулья и т. д. (игры «Что у тебя?», «Назови верно», «Подложи верно», «У кого?» и др.). Специальные игры и упражнения используются для усвоения детьми формы родительного падежа единственного и множественного числа («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?», «Чего нет на столе?» и т. д.: не стало куклы, машины, матрешки, кубика, шара и т. д. (кукол, машин, матрешек, кубиков, шаров и т. д.).
При ответах на вопросы для определения места нахождения (вопросы Где?, Куда?), принадлежности предмета, объекта (вопросы С чем (кем)?, Кому?, У кого?), объекта назначения (вопрос Чей?) и объекта обсуждения (вопрос О чем (ком)?) дети упражняются в правильном употреблении падежных форм (на столе, на полу; в шкафу, в кармане; под столом, под кроватью; за столом, за спиной; около стола, около полки; с куклой, с хлебом, с Таней, с кубиками; дай Тане, дай кошке, дай маме; у Саши, у мамы, у собаки; ложкой, лопатой, совком; о кукле, о маме, о машине и т. д.). Большое значение в овладении детьми падежными окончаниями и в понимании вопросов имеет создание условий для речевой практики. Такими условиями является сама жизнедеятельность детей и включение игр разного вида: дидактические («Прятки», «Ищи и найди», «Что чем делать?», «Кто с кем?», «Кто с чем?» и др.), сюжетные («Устроим комнату для куклы», «Магазин», «Мама и дочки» и др.), подвижные («Курица с цыплятами», «Кто первый», «Лиса в курятнике» и др.).