Файл: Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Формирование устной речи
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
Раздел I. Формирование устной речи
1. Отделение одного слога от ряда слогов
2. Работа над долготой звучания
3. Работа над слитностью звучания
4. Работа над темпом произнесения
5. Работа над изменением силы голоса
8. Работа над интонационной стороной речи
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
2. Формирование грамматического строя речи
Литература по развитию устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей, не имеющих отклонений в развитии
Звуки |
Движения |
М |
Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; произнося слог ма, на звук м — руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на звук а — свободно развести в стороны (интервала между движениями нет: одно плавно переходит в другое) |
Н |
Руки согнуты в ладонях на уровне груди ладонями к себе; произнося слог на, на н руки выдвинуть вперед, на а — свободно развести в стороны |
Л |
Руки согнуты в локтях на уровне плеч; произнося ляляля, делать вращательные движения кистями рук |
При плавные произнесении глухих фрикативных согласных движения , продолжительные, очень напряженные.
Звуки |
Движения |
Ф |
Руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз; произнося звук ф, медленно развести руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление воздуха |
X |
Руки согнуты в локтях, ладони от себя, локти вниз; произнося звук х, медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперед |
С |
Руки перед грудью; произнося звук с, напряженные руки медленно опустить вниз («насос») или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух |
ш |
Руки перед грудью; произнося звук ш, делать волнообразные движения напряженными руками |
При произнесении фрикативных звонких согласных движения очень напряженные, дрожащие
Звуки |
Движения |
В |
Руки в стороны; произнося звук в, слегка покачивать из стороны в сторону напряженными руками и туловищем («самолет») |
3 |
Руки перед грудью; произнося звук з, кистями рук вибрировать перед грудью («замерз»). |
ж |
Руки перед грудью; произнося звук ж, резкими волнообразными движениями опустить руки вниз |
р |
Руки согнуты перед грудью; вращать одну вокруг другой («мотор») |
При вызывании аффрикат работу можно начинать только при условии правильного воспроизведения обоих составляющих их звуков.
Звуки |
Движения |
Ц |
Пальцы рук переплетены перед грудью; переплетение резко разорвать (т) и напряженные руки медленно развести в стороны (с). |
ч |
Пальцы, сжатые в кулак, резко раскрыть (т); руки с растопыренными пальцами выдвинуть вперед (ш). |
Работа по формированию произносительных умений ведется не только над звуками, но и над другими различными сторонами речи: над отделением одного слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, интонацией, словом и фразой
Вид задания
1. Отделение одного слога от ряда слогов
Встряхивать перед грудью напряженными кулаками, произнося папапа; резко опустить руки вниз — па. Стучать флажком о флажок — папапа] поднять флажок вверх — па.
Хлопнуть в ладоши перед грудью — па; хлопать руками по бедрам — папапа.
Выдвигать вперед то правую, то левую руку — мамама; выдвинуть обе руки вперед — ма.
Шагать на месте — татата; топнуть ногой — та.
Подпрыгивать на месте — тотото; прыгнуть вперед — то.
Сжимать пальцы обеих рук в кулак — афафаф; сжать пальцы одной руки в кулак — аф.
2. Работа над долготой звучания
При долгом звучании звуков и слогов включаются плавные, длительные звучания, при кратком — резкие, короткие. Восприятие звучаний сопровождается движением рук, тела.
Упражнения
Укачивание куклы: кукла (ляля) спит — а-а-а(протяжное произнесение), кукла проснулась и прыгает — ааа (краткое произнесение).
Медленно развести руки в стороны, произнося а; быстро закрыть лицо руками — а ;
Медленно развести руки в стороны, произнося а-; хлопнуть в ладоши —а.
Медленно поднимать округлые руки через стороны вверх, произнося о-; резко опустить вниз — о.
Сидя за столом, «вести» поезд (машину) «далеко» — уи поворачивать поезд — у.
Стоя, медленно вытянуть руки вперед, произнося ау; приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовем кого-то в лесу).
Стоя, медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны -у-а-; пальцы сжать в кулаки, резко «выбросить» указательные пальцы вперед, а затем убрать в кулак — уа.
Стоя, пальцы рук сжать в кулак; резко опустить руки вниз —па, медленно развести руки в стороны — па-.
В слогах, включающих сонорные и фрикативные звуки, можно произносить протяжно или кратко не только гласные, но и согласные звуки.
«Надувать» большой шар: отводя ладони ото рта, изображать большой шар - фи маленький шар, описывая пальцами маленький круг у губ — ф.
Развести медленно руки в стороны и плавно опустить вниз —а-м-; изобразить, как лает собака, — ам ам ам.
Медленно вытянуть руки вперед в стороны — н-а, резко вытянуть руки вперед —на.
Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); покачивать напряженными руками, а затем медленно опустить их, произнося —e-а-; быстро опустить напряженные руки вниз —ва.
Руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны — ф-а-; резко «отбросить» ото рта сначала ладонь правой руки, а затем левой — фа фа.
3. Работа над слитностью звучания
Упражнения
Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, ранее вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами — раздельному. Упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов как с глухими взрывными согласными лит, так и с другими звуками.
Стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно); стучать кулаком о кулак — па па па (неслитно).
Изображать большой и маленький мячи: большой мяч — подпрыгивать, произнося по по по (неслитно), маленький мяч — слегка приседать — попопо (слитно).
Шагать на месте, не поднимая высоко ног, произнося татата; топать одной ногой, произнося та та та.
Покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося слитно тотото, топать одной ногой, произнося неслитно то то то.
Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; плавно вытягивать обе руки вперед — мамама; резко вытягивать в стороны вперед то одну, то другую руку — ма ма ма.
Вращательные движения кистями рук над головой — ляляля; руки на поясе, наклоняясь в стороны — ля ля ля.
Расслабленные руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони опущены; часто встряхивать кистями рук — бабаба; встряхивать кисти, постепенно наклоняясь вниз — ба ба ба.
4. Работа над темпом произнесения
Упражнения
Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов на и та. Темп произнесения увеличивается постепенно с учетом возможностей каждого ребенка.
Стоя, часто ударять кулаком об кулак, произнося папапа; хлопать в медленном темпе ладонями по бедрам, произнося па-па-па-.
Изображать, как кукла (мишка, зайка и т. п.) идут медленно, произнося па-папа-, и бежит —папапа.
Бежать в центр под частые удары бубна (барабана и т. п.), произнося татата; медленно идти под резкие удары, произнося та-та-та-.
В медленном темпе произносить та-та-та-, изображая идущую бабушку; мама идет в нормальном темпе —та та та; маленькая девочка идет в быстром темпе —татата.
Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); слегка покачиваясь руками в быстром темпе, произнося вавава; медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч, произнося в-ав-ав-а-.
Изображать маленькую и большую собаку; маленькая собака лает в быстром темпе аф аф аф, большая — в медленном темпе —а-фа-фа-ф-.
Руки поднять вверх; в быстром темпе производить легкие покачивания рук над головой, произнося ляляля; в медленном темпе — наклоны туловища в стороны, произнося ля-ля-ля-.
Энергично и быстро встряхивать расслабленными кистями, произнося бабаба; попеременно встряхивать кисть то правой, то левой руки, произнося в нормальном темпе ба ба ба; встряхивать кисти обеих рук в медленном темпе, постепенно их опуская, произнося ба-ба-ба-.
Изменение темпа произнесения слов, словосочетаний, фраз: там, т-а-м(указательный жест на близко и далеко расположенных кукол (мишек, машин и т. п.).
5. Работа над изменением силы голоса
Сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Дети учатся произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом разной интенсивности: громко, тихо и нормально. В ходе обучения изменению силы голоса включаются различные движения (чем громче звук, тем большая амплитуда движения).
Упражнения
«Ляля спит», и дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке...), произнося тихим голосом папапа; детям предлагается разбудить куклу; дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается, и дети пляшут с ней.
Ходить тихо на носочках по кругу под тихие удары по бубну (барабану), произнося тихо татата; ходить, высоко поднимая ноги под громкие удары по бубну (барабану), произнося громко ТАТАТА.