Файл: Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изображать большую собаку, которая лает громко АФАФАФ, и маленькую собаку, которая лает тихо — афафаф.

В руках у детей ленты; под громкие звуки музыкального инструмента, размахивая лентами над головой, произносить громко ЛЯЛЯЛЯ; под тихие звуки выполнять движения малой амплитуды и произносить тихо — ляляля.

Изображать большую и маленькую собаку (корову, птичку, поезд и т. п.), произнося громко и тихо — МЯУ— мяу (МУ— му ПИПИ— nunu, У— у).

Сидя на стуле, стучать пальцем о палец у колен, произнося тихо татата, у груди — громче — татата, над головой громко — ТАТАТА.

6. Работа над высотой голоса

Дети учатся произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные звуки и слоги. Произнесение низких звуков сопровождается ослабленными движениями, направленными вниз; высоких — очень напряженными движениями, направленными вверх, а звуков нормальной высоты — ненапряженными движениями, производимыми на уровне груди.

Упражнения

Изобразить большого и маленького мишку (зайку, собаку); большой мишка идет медленно, произнося низким голосом А—А—А, маленький мишка бежит, произнося высоким голосом а—а—а.

Изображать большую и маленькую птичку, произнося низким голосом ПИ—ПИ—ПИ и высоким голосом пи—пи—пи.

Поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом а; опустить руки через стороны вниз и произнести низким голосом А.

Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом О; округло соединить руки над головой, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом О.

Руки вытянуть вперед; опуская руки вниз, произнести низким голосом У; поднять руки вверх, встать на носки и произнести высоким голосом у.

Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом А; развести руки в стороны у груди, произнося голосом нормальной высоты а; поднять руки вверх в стороны, приподняться на носочках и произнести высоким голосом а.


7. Работа над ритмами

В начале коррекционной работы дети учатся отделять один слог от ряда слогов, определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. Дети учатся вначале воспроизводить двусложные ритмы, а затем трехсложные в процессе выполнения разнообразных движений: отхлопывания, отстукивания, дирижирования. Воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением более длительным, широким.

Упражнения

Сидя, ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па; произнося ударный слог ПА, стучать кулачками о стол.

Стоя, хлопать в ладоши, произнося безударный слог та, вытянуть руки вперед, произнося ударный слог ТА (производить двусложные и трехсложные ритмы).

Стоя, держать сжатые в кулаки руки у груди; руки резко опустить вниз, произнося ударный слог ВА; отвести руки в стороны, произнося безударный слог ва.

Воспроизведение повторяющихся двусложных и трехсложных ритмов в сочетании с различными движениями: шагать на месте, ходить по кругу, хлопать в ладоши: ТАтаТАта, папаПАпапаПА, паПАпаПАпа и т. д.

Упражнения, сочетающие произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения: отхлопывание ритмов ПАпаПА в разном темпе (медленно, быстро, в нормальном темпе); шагание на месте с произнесением ритмов ТАтатаТАтата тихим голосом, слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости в сочетании с обычной ходьбой; повышенной громкости в сочетании с высоким подниманием ног.

8. Работа над интонационной стороной речи

Дети учатся передавать интонацию на основе подражания образцу, для чего используется как естественная ситуация, так и специально созданная. Ребенка побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, телодвижением, естественными жестами. Используются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. В ходе этих упражнений дети имитируют повадки животных, передают характерные черты того или иного состояния человека: обиду, страх, удивление и т. д.

Упражнения

Изображать:

§   боль — а-а-а, бобо (позже — больно, болит, болит живот и т. д.);

§   радость — А!-Ура! (позже — Мама! Папа! Будем играть! Мама пришла! и т. д.);

§   вопрос —А? (позже — Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему? и т. д.);


§   просьбу — дай (позже — помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги и т. д.);

§   осуждение — а-, а-а-а-, ай-ай-ай-, фу\ (позже — плохо, неверно);

§   усталость — о(позже — ох, устал (а), я устал (а)).

Разыгрывание разнообразных сценок: кто-то потерялся, что-то сломалось, кто-то упал, кто-то зовет маму и т. п. В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают, например, кокетливую маму-кошку, шаловливого котенка, злую большую собаку, удивленную маму, кипящий чайник и т. п. Приобретенные умения совершенствуются в процессе разыгрывания сказок. Дети привлекаются к эмоциональной оценке рассматриваемых иллюстраций.

Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей. Они учатся выражать то или иное состояние, прежде всего, пластикой тела, мимикой лица, естественными жестами, которые сопровождаются вначале произнесением отдельных гласных и простых слогов, затем лепетных и простых полных слов, фраз с постепенным включением элементов интонации.

Примерные специальные упражнения

Используя игрушечных животных, учить детей подражать их движениям и звукопроявлениям, сопровождая движения произнесением интонационно окрашенных гласных а, у, слогов типа па, папа; та, топ-топ, звукоподражаний типа мяу, аф-аф и т. п.

Пластикой тела и голосом изображать машину, поезд, самолет и т. п., произнося гласный у, слоги типа ту, тутуту, лепетные слова у, в, биби и т. д.

Изображать куклу движениями и голосом, произнося интонационно окрашенные гласные а, у, о, слоги типа папапа, татата, ляляля, лепетные слова ляля.

Меняя силу, высоту и интонационную окраску голоса, изображать движениями и звуками, звукоподражаниями и лепетными словами большую и маленькую собаку, большого и маленького мишку, зайку, мяч и т. д.

Угадывать, кого изображает движениями и голосом взрослый или ребенок. Изображаемые предметы или соответствующие картинки могут находиться перед детьми.

Побуждать детей к произнесению гласного а с интонацией просьбы (дети просят друг у друга игрушку: ааа — дай); с интонацией боли, радости, осуждения (у мишки болит лапа, он плачет: у-у; дети перевязывают лапу, и она не болит: У! У! Ура!).

Побуждать к произнесению гласного с интонацией побуждения, вопросов, радости. Взрослый говорит: «Угадайте, кто там?» и изображает кошку, проговаривая мяу-мяу-мяу. Дети зовут кошку: «Мяу — мяу, иди! Ура! Ура!». Кошка плачет вместе с детьми.


Побуждать к произнесению гласного О с интонацией боли, вопросов, осуждения, радости, усталости. Для выработки соответствующей интонации разыгрываются различные сценки (например, собака спит, дети подходят и будят ее сначала тихо: «о! о! вставай!», потом громко: «О! О! ВСТАВАЙ!». Собака просыпается, лает и бежит за детьми. Испуганные дети убегают и кричат: «Ой! Ой! Ой!».

Побуждать к произнесению гласных, слов и коротких фраз с различной интонацией через создание разнообразных ситуаций (например, кукла плачет: «Ох, ох, болит живот». Дети лечат куклу, и она радостно говорит: «Ой! Не болит! Ура!».

2. Примерные конспекты занятий по обучению произношению

Первый год обучения

Конспект 1

Тема: вызывание звука У. Дифференциация звуков А, О. Речевая интонация.

Задачи: вызывать звук У на основе слухо-зрительного восприятия образца; учить сопряженно произносить звук У в сочетании с плавными и продолжительными движениями; учить сопряженно, по подражанию и самостоятельно произносить звуки А \л О изолированно и в сочетании со звуком И в прямых и обратных слогах; учить воспринимать на слух звуки и слоги (в работе со слабослышащими); учить воспроизводить радостное эмоциональное состояние на основе сопряженного и отраженного проговаривания; развивать речевую активность, стремление детей вступать в коммуникативные отношения.

Оборудование: игрушки — куклы, поезд.

Ход занятия

Действия педагога

Действия детей

I. Организация §   Наденьте наушники (зрительное восприятие). §   Слушайте: па-па-па (выработка слуховых ощущений); проверка слышимости.

Надевание наушников по подражанию взрослому. §   Да, да (утвердительный кивок головой). §   Нет, нет (отрицательный кивок головой).

II. Основная часть 1. Движения: руки вперед перед грудью, кисти обращены друг к другу; плавное и напряженное вытягивание рук вперед с одновременным произношением звука У. §   Говорите (глобальное, слухо-зрительное восприятие). §   Вот У (демонстрация поезда). §   Делайте так (имитация движения поезда с одновременным произнесением У). 2. Укачивание куклы с одновременным многократным произнесением звука А §   На лялю, на лялю (всем детям раздаются куклы). Поднятие куклы вверх с произнесением звука О. 3. Попеременные действия с куклой с одновременным произнесением звуков А О. 4. Произнесение слогов ПА, ПО в сочетании с аналогичными действиями с куклой. Произнесение обратных слогов АП, ОП в сочетании с действиями с куклой: кукла идет, кукла прыгает. 5. Игра «Ку-ку»: появление и исчезновение куклы из-за ширмы. При появлении куклы — проявление радостной эмоции и произнесение звука А!

Наблюдение; совместные действия с проговариванием; индивидуальное проговаривание, совместное проговаривание. Имитация движения поезда с одновременным произнесением У. Наблюдение. Сопряженные действия с проговариванием всей группой. Индивидуальное самостоятельное проговаривание. Наблюдение, сопряженные действия в сочетании с произнесением прямых и обратных слогов. Индивидуальное самостоятельное говорение. Совместное и индивидуальное произнесение. Сопряженное говорение.

III. Заключение §   Слушайте, мы говорили У, А, О, ПА, ПО, АП, ОП.

Слабослышащие дети воспринимают на слух, неслышащие — слухо-зрительно.


Конспект 2

Тема: автоматизация звука В. Дифференциация звуков М, Н. Темп произнесения.

Задачи: учить произносить звук В в прямых слогах в сочетании с гласными А О в словах и фразах; дифференцированно произносить звуки М, Н в словах и фразах; произносить слоги и слова (лепетные, полные) в быстром и медленном темпе; поддерживать и развивать положительное эмоциональное отношение к процессу говорения.

Оборудование: куклы, мишки (игрушки, иллюстрации, плоскостные объекты), вата, фотографии.

Ход занятия

Действия педагога

Действия детей

1. Организация §   Наденьте наушники (табл.) §   Слушайте (табл.): па-па-па. §   Слышите?

Сопряженное чтение табличек. Реакция на начальные слуховые ощущения. -Да.

II. Основная часть 1. Показ самолета и произнесение в-в-в (покачивание руками). §   Говорите (табл.): ва ва ва. §   Вава (демонстрация куклы). §   Вата (демонстрация ваты). 2.Говорите (табл.): во во во — Вова (показ на куклу-мальчика, на ребенка и т.д.). — Где Вова? — Вот Вова. — Где вата? — Вот вата. — Где Вава? — Вот Вава. — Слушайте и повторите: вата, Вова, Вава. 3. Произнесение слогов мамама-на с включением движений и без движений. Произнесение слогов нанана-ма с включением движений и без движений. — Вот мама. Вот Ната (демонстрация фотографий или иллюстраций). — Где мама? Где Ната? — Мама, на (имитация передачи маме любого предмета). 4. Имитация звукоподражаний большого кота и котенка: — Мяу, мяу, мяу (медленный темп); мяу, мяу, мяу (быстрый темп). Имитация медленной ходьбы большого мишки в сочетании со звукоподражанием: топ топ топ; имитация ходьбы маленького мишки в сочетании со звукоподражанием: топ топ топ. — Слушайте и покажите, как мишка топает (табл.).

Устное сопряженное и отраженное произнесение (коллективное и индивидуальное) с движением и без движений. Поддувание кусочков ваты. Сопряженное и самостоятельное произнесение. Устное сопряженное и самостоятельное произнесение с движениями и без них с включением указательного жеста по отношению к объекту и его изображению. Восприятие на слух или слухо-зрительно. Восприятие на слухо-зрительной основе, сопряженное и отраженное произнесение (групповое и индивидуальное). Сопряженное произнесение. — Вот мама. — Вот Ната (самостоятельное произнесение). — Мама, на (самостоятельное произнесение с воспроизведением соответствующего действия). Воспроизведение на основе слухо-зрительного восприятия звукоподражаний в разном темпе при одновременном действии с предметами. Воспроизведение движений разного темпа.  

III. Заключение — Мы говорили Вава, вата, Вова, вот, мама, Ната (слухо-зрительно).

Сопряженное проговаривание.