Файл: Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Формирование устной речи
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
Раздел I. Формирование устной речи
1. Отделение одного слога от ряда слогов
2. Работа над долготой звучания
3. Работа над слитностью звучания
4. Работа над темпом произнесения
5. Работа над изменением силы голоса
8. Работа над интонационной стороной речи
Раздел II. Развитие речи и формирование коммуникативных способностей
2. Формирование грамматического строя речи
Литература по развитию устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
Литература по развитию речи детей, не имеющих отклонений в развитии
Второй год обучения
Тема: автоматизация звука С. Дифференциация звуков Т, Н. Слитность произнесения.
Задачи: учить произносить звук С в прямых и обратных слогах в сочетании с гласными в словах и фразах; учить правильно произносить звуки Т, Н в словах и фразах в сочетании с гласными; упражнять в слитном и раздельном проговаривании слогов.
Оборудование: иллюстрации, схемы, таблички.
Ход занятия
Действия педагога |
Действия детей |
1. Организация — Наденьте наушники (аппараты) (зрительное восприятие). Слышите? (зрительное восприятие). — А теперь слышите? II. Основная часть — Будем говорить звук С (слухо-зрительно). — Какой звук будем говорить? Будем говорить вместе (слухо-зрительно). (Поднимание пальцев рук ко рту с последующим плавным опусканием вниз). Читайте (движение указкой по линиям, соединяющим букву С с гласными буквами в прямых и обратных слогах). — Говорите, что тут (движение указкой по линиям с закрытыми буквами). Возьми картинку, прочитай (на обратной стороне картинки — название изображенного на рисунках: оса, суп, сом). Послушайте, что говорит мама: — Вова, на суп (Тома, вот сова. Нонна, вот сом). Что говорит мама? (Демонстрация иллюстраций). — Вот девочка (табл.). Девочку зовут Тата (табл.). — Как зовут девочку? — Вот девочка. Девочку зовут Ната (табл.). — Как зовут девочку? Будем говорить вместе: — Тата тут. — Ната там. — Тата, Ната тут, там. — Посмотрите, я буду говорить (табл.). — Я покажу (табл.). Демонстрация движений, плавное вытягивание вперед попеременно то правой, то левой руки — м-ам-ам-а; резкое вытягивание вперед двух рук одновременно). |
— Нет. — Да. Звук С. Произношение с движением и без движения. Чтение слогов с последующим самостоятельным проговариванием Выбор картинок с последующим чтением. Восприятие на слух или слухо-зрительно. Самостоятельное повторение фразы после слухового или слухо-зрительного восприятия. Чтение таблички. — Тата (устное самостоятельное проговаривание. Чтение табличек). Чтение таблички. — Ната (устное самостоятельное проговаривание). Сопряженное и самостоятельное проговаривание с дирижированием и без него. Сопряженные и отраженные действия и произнесение. |
III. Заключение — Мы говорили звук С, слова суп, сом, сова, Тата, Ната. |
Сопряженное проговаривание. |
Третий год обучения
Тема: автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация.
Задачи: упражнять в произнесении звука К в словах в разных сочетаниях; упражнять в дифференцированном произношении звуков Л, Н в разных позициях; развивать способность в воспроизведении интонации, передающей вопрос; формировать способность к коммуникации.
Оборудование: иллюстрации, таблички, игрушки.
Xод занятия
Действия педагога |
Действия детей |
1. Организация — Слушайте (имена детей на слух). — Будем хорошо говорить (слухо-зрительно). — Как будем говорить? (слухо-зрительно). II. Основная часть 1. — Посмотрите, кто тут? (картинки с изображением курицы и цыплят). — Как курица зовет цыплят? — Курица зовет. «Ко-ко-ко» — Кто это? — Как кот мяукает? — Что кот просит? — Что это? — Что тут? — Это Никита. Как зовут мальчика? — Что надел Никита? — Будем играть. Игра «Назови картинку со звуком Ку>. — Послушай слова: капуста, стакан, котик, Кити, лук. 2. Будем играть. Игра «Подбери слова». — Девочку зовут ... — У девочки ... — Мальчика зовут ... — А девочку зовут ... — У Вали ... 3. — Спросите, что там? — Игрушки. — Там машина. — Большая. — Там кукла. — Красивая. — Куклу зовут Ната. |
— Я (указание на себя с называнием имени). — Хорошо. Рассматривание. —Курица, цыплята. Сопряженное и отраженное проговаривание. — Кот (устно). — Мяу-мяу (устно). — Молоко (устно). —Стакан. — Молоко, сок. — Никита. — Майку. Выбор картинок, в названиях которых есть звук К. Восприятие на слух или слухо-зрительно с проговариванием. Выбор табличек из представленного набора: Алина, малина, Ваня, Валя, банан. — Что там? — Какие? — Какая? — Какая? — Как зовут куклу? |
III. Заключение — Мы говорили: кот, молоко, стакан, Никита, Алина, малина, банан, Ваня, Валя, капуста, котик. |
Сопряженное проговаривание. |
Четвертый год обучения
Тема: дифференциация звуков С, Ш. Ритм речи. Интонация.
Задачи: упражнять в правильном произнесении звуков С, Ш в словах, фразах в разных позициях; упражнять в воспроизведении и восприятии двухсложных и трехсложных ритмов; упражнять в воспроизведении интонации разного характера: радость, жалоба; развивать способность к речевой коммуникации.
Оборудование: таблички, тексты, геометрические фигуры (разноцветные квадраты), иллюстрации.
Ход занятия
Действия детей
Действия педагога |
Действия детей |
I. Организация — Что нужно делать? (зрительное восприятие)? — Послушайте (называются любые слова). — Слышите? — Что мы сейчас будем делать? (слухо-зрительно). — Мы будем учиться хорошо говорить звуки С, Ш. |
Нужно надеть наушники. — Да (Нет). Разные варианты ответов. — Звуки С, Ш. |
II. Основная часть — Как зовут мальчика? — Это девочка. Девочку зовут Маша — Как зовут девочку? Прочитайте, что дети говорят друг ДРУГУ- Маша, Маша, кушай кашу! Паша, Паша, кушай кашу! Маша и Паша сели, спасибо сказали. — Что Маша сказала? — Что Паша сказал? — Что дети сделали? — Что сказали дети? — Будем играть. Игра «Подбери нужное слово». У Луши новая... (сумка) На вешалке висит... (шуба). Маша катает... (Соню). Неваляшка стоит на... (столе). - Послушайте слова: Саша, бабушка, лес, самолет, Луша. 2. — Будем играть. Игра «Составь ритм». — Хлопайте и говорите так: ТАтата (таТАта, татаТА, таТА). — Составьте ритм. — Послушайте ритм и повторите: maTAma, татаТА, maTAmaTA. 3. — Посмотрите, что случилось с мальчиком? — Что болит у мальчика? — Мальчик плачет и говорит: «Ой, болит нога!» — Как мальчик говорит? — Посмотрите, этот мальчик плачет? — Что сделал мальчик? — Он рад? — Он говорит: «Эй, я поймал мяч! Я рад!» — Повторите, как говорит мальчик. |
Рассматривание картинок. Чтение и самостоятельное называние. Аналитическое чтение. — Паша, кушай кашу! — Маша, кушай кашу! — Сели, съели кашу. — Спасибо. Выбор соответствующей таблички. Чтение и самостоятельное называние. Восприятие на слух (слухозрительно) и воспроизведение. Отхлопывание сопряженное и самостоятельное в сочетании с произнесением. Последовательное составление ритмов из геометрических фигур. Восприятие на слух(или слухо-зрительно) и воспроизведение. — Мальчик упал. Мальчик плачет. — Нога. Чтение таблички с воспроизведением интонации, передающей жалобу, боль. — Нет. — Поймал мяч. -Да. Коллективное и индивидуальное повторение. |
III. Заключение — Мы говорили слова со звуками С, Ш: Саша, Маша, самолет, бабушка. — Мы говорили ритмы: ТАтата, таТАтаТА. |
Сопряженное проговаривание |
Пятый год обучения
Тема: автоматизация звука Р. Сила голоса.
Задачи: упражнять в произнесении звука Р в разных сочетаниях с гласными и в позиции со стечением согласных; упражнять в изменении силы голоса от громкого к тихому и наоборот.
Оборудование: тексты, иллюстрации.
Ход занятия
Действия педагога |
Действия детей |
I. Организация — Наденьте наушники и проверьте, как слышите (зрительное восприятие). — Ты (фамилия) слышишь? II. Основная часть — Я назову слова. Слушайте (слухо-зрительное восприятие): карандаш, рубашка, корова, Руслан, ворона. — Какой одинаковый звук в словах? — Будем правильно говорить звук Р. — Читайте: ра-ра-ра — Кате спать пора; ро-ро-ро — на полу стоит ведро; ру-ру-ру — грушу хочу. Рассмотрите картинки. Прочитайте подписи: Юра — брат Леры. На полу дремлет кошка Мурка. Дети идут врозь. На столе коробка с красками. Реня прыгает на правой ноге. — Назовите слова со звуком Р. — Найдите картинки, в названиях которых есть звук Р {воробей, друзья, подруги, серый кот, собака, солнышко). — Назовите слова со звуком Р. Игрушки (какие?), овощи (какие?), посуда (какая?). 2. — Послушайте: па-па-па, папапа. — Я одинаково говорила? — Как говорила? — Повторите. — Будем говорить громко и тихо. — Читайте стихотворение. Мы идем: та-та-та (тихо). Мы поем: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (громко). В лесу кричу: АУ! АУ! А мне в ответ: ay! ay! |
— Я слышу. — Звук Р. Аналитическое чтение с последующим самостоятельным устным воспроизведением. Рассматривание картинок. Чтение подписей. Устное называние слов. Поиск картинок, называние картинок. Называние слов, относящихся к разным обобщающим группам. — Нет. — Громко и тихо. Индивидуальное произнесение. Аналитическое чтение группой и индивидуально. |
III. Заключение — Мы говорили слова со звуком Р. — Назовите эти слова.
|
Называние слов. |
Вопросы и задания
1. Какие основные движения используются для вызывания гласных звуков?
2. Чем отличается характер движений при вызывании глухих и звонких согласных звуков?
3. Каков характер основных движений для вызывания смычно-проходных звуков?
4. Какие характерные особенности движений при вызывании фрикативных согласных глухих и звонких звуков?
5. Составьте схему формирования ритмической структуры речи.
6. Разработайте упражнения для овладения детьми темпом произношения.