ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.08.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
19^что^(^ходит сегодня, не может быт ь_сшоста вл ен о
!■ - I
ч
единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из котощзццшжетйбладать своим собственным восприятием, памятью, установками. При такой диссоциации психики способность перемещаться из одной изолированной зоны в другую сохраняется, и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, то есть как бы со стороны. Отчуждение осуществляет защиту личности путем отстранения «Я» ОТ той части личности, кптпряя прпиппирует Hpjipr Е^слмы^ереживания (рис. 35).
Таким образом, психика расщепляется на части, взаимно исключающие друг друга (и поэтому порождающие границы). Но каждая вполне организована внутри себя и имеет свою логику. Каждая представлена множеством проблем, форм внимания к миру и себе, к своему прошлому. Если в данный момент субъект отождествляет себя с одной из этих личностей, то другая может восприниматься как чужая, опасная. Причем, суть опасности состоит в возможном захвате власти над поведением. Крайними проявлениями отчуждения могут явиться состояния деперсонализации, дереализации, галлюцинирования и бреда. При этом неприемлемая информация как бы инкапсулируется в отдельной, актуально действующей части сознания, блокируясь, тем самым, от доступа к остальным зонам сознания: в простейшем случае возникает двуплановость.
В результате отчуждения_связьмежду.травмирующим собы- тием_и его эмоциональной оценкой нарушается. В этом смысле наступает изоляция — отрыв вызывающих беспокойство мыслей и чувственных воспоминаний от их абстрактных или логических аспектов. Неудивительно поэтому, что для отчуждения характерна утрата чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и собственными переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Возникает некое отделение травмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Все это происходит, но как бы с кем-то другим. В состоянии расщепления сознания одна из частей сознания, которая в норме должна была бы сохранить ощущение тождества личности с протекавшими ранее процессами мысли — уклоняется от этой своей обязанности (ведь в эти временные отрезки функционировала другая часть сознания), теряет большие промежутки времени в прошлом из поля своего зрения,'представляя другие части в неправильном порядке.
Возникновение отчуждения, как следствие избыточной изоляции друг от друга отдельных частей личности, развивается из нормальной способности принятия личностью различных жизненных
Рис.35. Одним из
провокаторов отчуждения может выступать
возраст и, как следствие, появление
новых идеалов.
ролей. Исторически умение выйти за пределы своего «Я» связано со сменой позиции в совместной деятельности. В этом плане ограниченное отчуждение имеет положительный смысл,'помогая постижению нового в его противоречиях. Например, антенна сцене часто бывает существом раздвоенным. Ф. Й. Шаляпин упоминал, что никогда не бывает на сцене один, там всегда два. Щаляпи на. Один играет, другой контролирует [223].
Ощущение свободы также предполагает способность к самоотстранению. Если человек не в силах все время терпеть самого себя, он может от чего-то в себе отмежеваться. Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между приемлемой и неприемлемой частями «Я», "позволяющая занять, в отношении себя или какого-то своего состояния или качества, новую позицию. Из сказанного вытекает, что отчуждение имеет и негативные и позитивные грани. В своей защитной роли оно выступает как внутренняя анестезия, дающая возможность отгородиться от душераздирающих физических и психических страданий. Неоднократно от- мечено, что в момент пыток, ощущения, сильной Роли у человека возникает подчас чувство^некоторого удаления, отстранения от себя вместе с этой~болыо: «Это происходит с моим телом, я hp гп м^рй »
Эффекты" деперсонализации могут 6HTbj^y4eimji_B_3Kcne- риментальных условиях — при сшсорноОепривации. В этих обстоятельствах одиночество и порожденный им дефицит информации провоцируют раздвоение «Я» на два персонажа — действующего и отчужденно наблюдающего. Человек обнаруживает тенденцию выделить из себя партнера по общению и взаимодействовать с ним. Необъяснимый страх, возникающий вследствие длительного одиночества, ищет и находит себе разрешение в общении с вынесенной вовне другой частью собственной личности.
В следственной практике известны ситуации, когда человек, совершившийтяжкое п р ёступл иев состояТГш? Тф фёкт а, не может осознать собственного^ участия в содеянном. Вернувшись из аффекта в нормальное исходное состояние, он не может вспЪм- нить хоть,чтсьнибудь.из.того,.что.делал.в том состоянии, так как мысли этих состояний никак не связаны. Разрыв так глубок, что воспринимается личностью как два разных способа существования. Не отрицая своего присутствия в сцене, например, убийства, человек опознает предметы, с помощью которых оно было совершено, как свои, но, вопреки всякой логике и очевидности и несмотря на вещественные доказательства, утверждает, что не совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный (вследствие вторжения защиты по типу отчуждения).
• Отчуждение связано с диссоциацией путем отделения одной части личности человека (неприемлемой и травмирующей его) от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. Пока существует такое отщепление, достойная часть личности, переживая по поводу поступков недостойной, может отстраниться от нее. Проблема преодоления человеком такой отчужденности и обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равновесия от воссоединения с самим собой исторически тесно связана с осознанием своей греховности,, то есть признанием других, отвергаемых частей своей личности. Грех концентрирует в себе страх, вину, стьци отвращение. Сам факт отчуждения Гегель [52] рассматривал как необходимый момент развития, считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы: становление самосознания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной вменяемости.
Таким образом, если отчуждение остается в границах нормы, то оно расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков: дает возможность взглянуть на себя «со стороны». Подобное отстранение от чего-либо позвЬляет обрести внутреннюю свободу и поддерживать достойный образ жизни. Если же отношение между желаниями человека и возможностью их признания в себе разрываются, то отчуждение становится фактором, нарушающим самосознание..
ЗАМЕЩЕНИЕ
Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только в выражении она осознается, а то. что осознается — потом уходит.
Г. Гегель
Замещение'— это вид психологической защиты от нестерпимой ситуации, путем переноса реакции с «недоступного» объекта на другой — «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Разумеется, замена должна быть достаточно близкой к первично желаемому. Механизм замещения оказывается эффективным тогда, когда замещающая реакция, хотя бы отчасти, разрешает проблемы недостижимой. Итак, существо защиты по типу замещения связано с переадресацией реакции (рис. 36).
Если желаемый путь реагирования оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением нашего желания, ищет другой выход. Тогда можно наблюдать специфические реакции разрядки: «плюнуть с досады», «топнуть ногой», «ударить кулаком по столу»... Так же эффективно смещение агрессии на «козла отпущения». Все заменители служат отведению возбуждения, неспособного найти нормальный выход на исполнительную систему другим путем. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые — ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает у человека тогда, когда близки их мотивы, то есть они размещены на соседних или близких уровнях его (иерархически организованной) мотивационной системы.
Чувства неуверенности, бессилия, беспомощности, возникающие от невозможности реализовать желаемое, могут обернуться стремлением к разрушению. В стрессовых ситуациях, в обстановке кризиса подобные агрессивные формы «замещения» учащаются. Характер поступка при замещении часто совершенно случаен, так как для человека важно лишь то, чтобы действие было способно обеспечить ему определенную «разрядку» в ситуации ущемления его интересов. Уже задним числом он будет трактовать эти поступки как проявление собственной храбрости, независимости и других положительных качеств. Важно отметить, что. объектом разрушительных тенденций может стать и сам человек. Наконец, кроме агрессии и автоагрессии, замещение может иметь вид «ухода из поля», например, в работу, в религию и т. п.
Частичное замещение может проявляться в обращении к новым ценностям. Нередки мужчины, испытывающие к своей автомашине большую нежность, чем к своей жене. Такой владелец машины гордится ею, ухаживает, моет, дает ласковое имя, внимательно следит за ее состоянием и тревожится при малейших при-
Рис. 36. Перенос агрессии с недоступных объектов на доступные. (Из кн.: Бидструп X. Рисунки. М., 1970.) , '
знаках нарушений. Это, несомненно, объект любви. Жизнь: без машины представляется для подобных владельцев более невыносимой, чем жизнь без женщины.
Замещение более эффективно (внутреннее напряжение лучше разряжается), если с его помощью удалось, хотя бы частично, достичь исходной цели. Например, при невозможности побить обидчика возникает стремление оскорбить его. Характерна также инверсия, когда, несмотря на приложенные усилия, достичь желаемого не удалось или не получен вожделенный результат, человек, стремясь хоть как-то разрядить накопившееся напряжение, начинает исступленно ругать то, к чему он только что страстно стремился. Другой распространенный способ замещения наблюдается, когда, исчерпав аргументацию в споре, человек приходит в ярость и срывается на крик. .
Если невозможно не только побить или обругать обидчика, но даже как-либо обнаружить свое негативное отношение к нему, то напряжение разряжается заменой мишени: человек направляет свою агрессию на другого человека или предмет. При прочих равных условиях, замещение одного действия другим — эффектнее, чем замещение действия словом. Тем не менее, стандартной формой замещения грубой силы, нацеленной на наказание или оскорбление действием, служат брань и словесные оскорбления. Они используются как предохранительные клапаны для выхода переполняющих человека чувств, предотвращая физическое воздействие. Показано, что у человека, привыкшего решать свои проблемы с помощью грубой силы, запас скверных слов существенно меньше, чем у человека не склонного к дракам. «Человек, которому наступили на мозоль, либо ударит вас, либо обругает. Одновременное обращение и к тому, и к другому происходит редко... Так что верно мнение, что тот, кто первым на свете обругал своего соплеменника, вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскроить ему череп, тем самым заложил основы нашей цивилизации.» [235, с. 314].
Замещение может реализоваться не только переходом на другой объект или к другому действию, например брани, но и переводом их в иной план — из реального мира в мир утешительных фантазий. Человек творит и охраняет свой внутренний мир и когда не может реализовать себя во внешних событиях, то уходит в события внутренние, осуществляя себя в них. Всякий раз, когда действительность разочаровывает нас или угрожает нам, мы пытаемся вернуться в страну фантазий, где можно достичь того, чего, как думает человек, он не может добиться в реальной жизни. В этой стране, где фантазии замещают реальность, преодолеваются горечь страданий и ощущение неполноценности. В фантазии любая мечта —свершившийся факт: ничто не мешает нам там быть где угодно и кем угодно.