Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития(Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления физкультурой и спортом
1.1. Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления
1.2. Нормативно-правовая база индустрии физкультуры и спорта
2. Анализ развития индустрии физкультуры и спорта в России
2.1. Общая характеристика отрасли физкультуры и спорта в России
2.2. Анализ состояния отрасли физкультуры и спорта в России
2.3. Анализ индустрии физкультуры и спорта в России
3. Совершенствование развития индустрии спорта в России
3.1. Основные инструменты реализации политики в области спорта в России
Для обоснования стратегии развития индустрии спорта в РФ можно использовать:
В поле СИВ: 1) продвижение видов двигательной активности, которые не требуют затрат и дополнительной материальной базы; 2) утверждение и реализация «брендовых» ежегодных физкультурно-спортивных мероприятий; 3) поддержка и продвижение массовых видов двигательной активности; 4) развитие рекреационных зон.
В поле СИУ: 1) Повышение роли физкультурно-спортивных организаций в развитии физической культуры и спорта; 2) Повышение уровня и качества спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.
В поле СЛВ: 1) мониторинг потребностей населения; 2) повышение доступности спортивных сооружений; 3) создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства.
В поле СЛУ: 1) разработка и принятие стратегии развития физической культуры и спорта[32, с.10].
Таким образом, анализ состояния индустрии и спорта в РФ свидетельствует как о наличии положительных тенденций, так и отрицательных. Отрицательные тенденции должны преодолеваться на основе анализа состояния отрасли, а также возможностей, угроз и перспектив отрасли, что и осуществлено с помощью SWOT-анализа. Это позволило определить возможности для развития физкультуры и спорта в РФ, которые и рассмотрены в следующей части данной работы с учетом особенностей реализуемой политики в данной отрасли.
Выводы по главе 2
Итак, функционирование отрасли «Физическая культура и спорт» на территории России, относительно обеспечения межуровневого взаимодействия между органами власти и организациями, осуществляется в пределах определенных федеральным законодательством полномочий и реализуется Министерством спорта.
Основными проблемами индустрии и спорта в России стали:
1. Устаревшие элементы материально-технической базы отрасли;
2. Кадровые проблемы: низкая базовая ставка заработной платы спортивных специалистов и низкая обеспеченность спортивных учреждений квалифицированным персоналам;
3. Проблемы информирования и продвижения, а именно: несистемная работа по имиджу спорта и физкультуры.
3. Совершенствование развития индустрии спорта в России
3.1. Основные инструменты реализации политики в области спорта в России
Политика в области индустрии спорта в РФ реализуется через работу специального ведомства. Министерство спорта РФ(далее – Министерство) является органом исполнительной власти, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере физической культуры и спорта на территории страны[35].
Основные задачи Министерства:
- Разработка и реализация утвержденного в установленном порядке комплексного плана в РФ учебно-спортивной работы, направленной на формирование здорового образа жизни, гармоничное развитие личности.
- Осуществление мер, направленных на реализацию на территории РФ федеральных и областных целевых программ в сфере компетенции Министерства [30,с.87].
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство выполняет следующие виды работ:
- разрабатывает и реализует областные долгосрочные целевые программы в пределах своей компетенции;
- организует и проводит учебно-спортивные мероприятия и спортивные мероприятия в области;
- обеспечивает участие спортсменов области и сборных команд области в межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятиях и учебно-спортивных мероприятиях;
- утверждает и реализует Календарный план официальных физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий учебно-спортивной работы;
- устанавливает порядок проведения официальных мероприятий в области учебно-спортивной работы;
- устанавливает порядок утверждения положений (регламентов) об официальных учебно-физкультурных мероприятиях [35];
- осуществляет материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское мероприятий учебно-спортивного характера;
- организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в РФ физической культуры и спорта.
- обеспечивает деятельность центров спортивной подготовки, областных общеобразовательных школ-интернатов и детско-юношеских спортивных школ;
- осуществляет государственную аккредитацию областных спортивных федераций в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта;
- оказывает организационную и информационную помощь органам местного самоуправления, общественным организациям по вопросам учебно-спортивной работы[35];
- координирует деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, детских оздоровительно-образовательных спортивных центров в части реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;
- содействует развитию физкультурно-спортивного движения;
- проводит конференции, совещания, коллегии, семинары в области учебно-спортивной работы, организует областные учебно-тренировочные сборы и другие мероприятия в области физической культуры и спорта;
- осуществляет пропаганду в средствах массовой информации здорового образа жизни, информирует население о деятельности в сфере физической культуры и спорта.
В целом работу Министерства можно разделить на три основных направления – рис. 3.1:
Рис. 3.1. Составляющие работы Министерства спорта РФ [на основе ист.35]
Основные инструменты реализации политики в области физкультуры и спорта в РФ укрупнённо можно разделить на финансовые и информационные – рис. 3.2.
Рис. 3.2. Классификация основных инструментов реализации политики в области физкультуры и спорта в РФ [на основе ист.35]
Состояние физической культуры и спорта напрямую зависит от эффективности используемой организационно-экономической системы, в том числе принятой стратегии развития финансирования, формирования положительного имиджа спортивных сооружений, маркетинга спортивных услуг, что определяет важность финансовых инструментов для реализации политики развития физкультуры и спорта в регионах и в стране в целом[23,с.24].
Объем финансирования Государственной программы из областного бюджета определяется исходя из расходов, необходимых для реализации основных мероприятий подпрограмм, и подлежит ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год[28,с.17].
Финансовые инструменты реализации политики развития физкультуры и спорта являются определяющими для поддержания и приумножения материально-технической базы спорта и обеспеченности населения спортивными учреждениями, поэтому далее представим объемы финансирования развития физкультуры и спорта в РФ на основе реализации государственной областной программы по развитию физкультуры и спорта на 2014 – 2020 гг. – таблица 3.1:
Таблица 3.1
Объемы финансирования развития физкультуры и спорта в РФ в 2015 – 2018 гг.[на основе ист. 34 и 35]
Источники финансирования |
Оценка расходов по годам (млн. рублей) |
|||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|
всего |
768897 |
727254 |
622099 |
807375 |
федеральный бюджет |
510240 |
452312 |
461318 |
491206 |
бюджеты субъектов |
234096 |
246330 |
131670 |
286188 |
внебюджетные источники |
24561 |
28612 |
29111 |
29981 |
Структуру источников финансирования политики развития физкультуры и спорта в РФ представим на рис. 3.3.
Таким образом, среди источников финансирования преобладают в течение последних 4-х лет средства федерального бюджета. Весьма невелика доля финансирования со стороны внебюджетных источников, что свидетельствует о низком интересе бизнеса к развитию спорта[35].
Сложившийся объем финансирования спорта не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта. Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы.
Рис. 3.3. Структура источников финансирования политики развития индустрии спорта в РФ[на основе ист.35]
Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляется на коммерческой основе и находится под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений и др.).
В рамках информационных инструментов реализации политики в области физкультуры и спорта Министерствоосуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и региональными органами власти, иными органами и организациями. Министерство имеет общую пресс-службу с другими Министерствами[35].
Важное место в формировании системы методического обеспечения развития физкультуры и спорта занимают мероприятия по взаимодействию, направленные на повышение уровня компетенций педагогического сообщества, обобщение и распространение опыта работы образовательных организаций, специалистов физкультурно-спортивного профиля на федеральном и региональном уровне.
Итак, проанализировав деятельность в области поддержки спорта можно сделать выводы: финансирование данной деятельности осуществляется из бюджета РФ, а также регионов, также отрасль спорта может получать средства из дополнительных источников, но их доля в последние 4 года невелика.
3.2. Рекомендации по совершенствованию физкультуры и спорта
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ целью развития физической культуры и спорта должны стать следующие ориентиры:
- привлечь жителей области к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;
- обеспечить успешное выступление российских спортсменов и спортивных сборных команд области на всероссийских и международных соревнованиях и совершенствовать систему подготовки спортивного резерва страны;
- развить инфраструктуру физической культуры и спорта[33, с.189].
Исходя из этих целей, а также с использованием результатов SWOT-анализа разработаны общие рекомендации по совершенствованию политики страны в области физической культуры и спорта, а именно:
1. Расширение целевой группы физической культуры и спорта в РФ. Так, деятельностькак федеральных органов, так и органоврегионального и местного управления в области спорта должна быть направлена, помимо детей и молодежи, на другие категории граждан такие, как пенсионеры, лица с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим предполагается активное взаимодействие с органами здравоохранения и социальной защиты населения[29, с.217].
В рамках этой рекомендации могут реализовываться следующие мероприятия: создание городских спортивных клубов для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение общегородских, общерегиональных и всероссийских спортивно-массовых мероприятий среди лиц пожилого возраста (Фестиваль бега, лыжный спринт) с вручением грамот и символических призов; проведение спортивных праздников среди воспитанников детских домов и школ-интернатов. Прежде чем разрабатывать мероприятия, направленные на интеграцию отдельных категорий населения в городское спортивное движение, необходимо провести анализ потребностей и выявление особенностей этих граждан. В рамках данной рекомендации также необходимо использование инновационных методов пропаганды спорта, физической культуры и здорового образа жизни.