Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития(Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления физкультурой и спортом
1.1. Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления
1.2. Нормативно-правовая база индустрии физкультуры и спорта
2. Анализ развития индустрии физкультуры и спорта в России
2.1. Общая характеристика отрасли физкультуры и спорта в России
2.2. Анализ состояния отрасли физкультуры и спорта в России
2.3. Анализ индустрии физкультуры и спорта в России
3. Совершенствование развития индустрии спорта в России
3.1. Основные инструменты реализации политики в области спорта в России
2. Совершенствование информационных инструментов продвижения физкультуры и спорта[6,с.22]. В рамках реализации данного мероприятия можно предусмотреть:
- осуществление мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта;
- проведение всероссийского смотра-конкурса «Учитель физической культуры, руководитель (преподаватель) физического воспитания» для повышения престижа профессии и распространения передового опыта работы;
- приобретение спортивной формы, инвентаря и оборудования для образовательных учреждений и физкультурно-спортивных организаций – особенно расположенных в малых городах;
- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта[16].
Кроме того, в рамках данного мероприятия необходимо создание социальных роликов, направленных на формирование престижного имиджа спортивного стиля жизни; размещение их на сайтах органов управления, в социальных сетях, на Youtube и его аналогах, организация их показа по федеральному и местному телевидению. Примером реализации такого мероприятия может служить проведение конкурса на создание лучшего фильма о физической культуре и здоровом образе жизни. Реализация предложенных мероприятий предполагает тесное сотрудничество органов федерального и регионального управления с общественными организациями.
3. Создание государственно-частного партнерства в отрасли физической культуры и спорта[22,с.75]. При этом необходимо предусмотреть разделение зон ответственности.
Так, разделение зон ответственности различных участников процесса оказания спортивных и спортивно-зрелищных услуг позволяет оптимизировать развитие технологий и инструментов спортивного менеджмента в рамках разных подходов и различных секторов экономики. Характер взаимодействия субъектов спортивного менеджмента также является значимым для достижения конечной цели повышения результативности управления в области спорта.
Частный сектор (спортивный бизнес) стремится к достижению большей прибыльности, что порождает ряд общих стремлений коммерческих компаний во взаимоотношениях с государственным сектором и его структурами, которые характерны и для области спорта:
- повышение собственных лоббистских возможностей с помощью средств GR (governmentrelations– это взаимоотношения с государственными структурами) и локальных спонсорских контрактов на указанных государственными чиновниками объектах[19, с.8];
- использование возможностей по вовлечению в коммерческую деятельность (связываемую с термином «профессиональный спорт») спортсменов высокого уровня, подготовленных в государственных школах высшего спортивного мастерства для спорта высших достижений;
- экономия на себестоимости поставляемых товаров и производимых работ за счет снижения их качества при участии в государственной системе закупок на конкурсной (тендерной) основе и при исполнении государственных контрактов;
- использование рекомендаций и аналитической информации, получаемых от спортивных федераций и других некоммерческих негосударственных спортивных организаций, а также научных и образовательных учреждений для выработки долгосрочной стратегии организаций спортивного бизнеса[22, с.76].
Со своей стороны ответственные исполнительные органы государственной власти в области спорта при взаимодействии с организациями спортивного бизнеса осуществляют ряд функций:
- регулирующая функция: формирование требований к качеству и стандартов спортивных товаров и услуг в области спорта, определение зон ответственности и условий участия организаций спортивного бизнеса в процессах оказания услуг в области спорта;
- контрольная функция: контроль за соблюдением требований к качеству и стандартов спортивных товаров и услуг в области спорта, контроль эффективности и целевого использования средств, выделяемых исполнительными органами государственной власти и спонсорами организациям спортивного бизнеса[16];
- административная функция: разрешение конфликтных ситуаций и применение санкций за нарушение требований к качеству и стандартов организациями спортивного бизнеса в процессе оказания услуг в области спорта;
- координирующая функция: согласование интересов и совместных действий государственных и бизнес-структур в процессе оказания услуг в области спорта;
- информационная функция: предоставление организациям спортивного бизнеса информации о приоритетах развития услуг в области спорта, намеченных мероприятиях и возможностях государственного финансирования конкретных мероприятий в рамках утвержденных программ[32, с.11];
- аналитическая функция: анализ качества и условий предоставления приобретаемых за счет бюджета товаров и услуг в области спорта для повышения результативности аналогичных мероприятий в последующие периоды; использование рекомендаций и аналитической информации, получаемых от спортивных федераций и других некоммерческих негосударственных спортивных организаций, а также научных и образовательных учреждений для выработки долгосрочной государственной политики в области спорта.
В целом зоны ответственности в рамках реализации политики по развитию физкультуры и спорта в РФ можно представить с помощью таблица 3.2:
Таблица 3.2
Формирование зон ответственности для отдельных субъектов индустрии и спорта в РФ[на основе ист. 22, с.76-78]
Наименование субъекта индустрии и спорта |
Цели и основные функции субъектов индустрии и спорта |
Исполнительные органы государственной власти в сфере физической культуры и спорта |
Выработка целей государственной политики в области спорта. Общее руководство подведомственными организациями. Главный распорядитель средств федерального бюджета, выделяемых на развитие физкультуры и спорта |
Подведомственные им организации (центры спортивной подготовки; школы высшего спортивного мастерства), обеспечивающие проведение спортивных и физкультурных мероприятий в соответствии с единым календарным планом |
Конечной целью проведения спортивных мероприятий является подготовка спортсменов, входящих в составы спортивных сборных команд. Целью физкультурных мероприятий является развитие массового спорта, вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом |
Органы управления физической культурой и спортом в муниципальных образованиях |
Обеспечение доступности спортивных сооружений открытого типа (спортплощадок) и закрытого типа (клубов) по месту жительства населения в целях развития массового спорта |
Спортивные клубы по месту работы или учебы граждан |
Обеспечение доступности спортивных клубов по месту работы (учебы) граждан в целях развития массового спорта |
Спортивные организации — учреждения дополнительного образования детей физ-культурно-спортивной направленности, обеспечивающие подготовку спортсменов различных возрастов (детско-юношеские спортивные школы, училища олимпийского резерва) |
Подготовка юниоров, перспективных спортсменов, способных продолжить карьеру в спорте высших достижений, в профессиональном спорте |
Федерации по различным видам спорта и негосударственные некоммерческие организации в области спорта |
Консультативные функции, формирование актуальных требований к развитию различных видов спорта |
Спортивные клубы профессиональных спортсменов различной принадлежности, в том числе частные; образованные ими коммерческие промоутерские компании |
Обеспечение профессионального роста спортсменов и максимального числа побед в соревнованиях, роста популярности клуба и проводимых им турниров. Повышение рентабельности, оптимизация расходов (выплат по контрактам со спортсменами, накладных расходов включая аренду помещений, рекламу и др.) |
Спонсоры, осуществляющие финансовую поддержку спортивно-зрелищного мероприятия взамен на рекламу и партнеры, осуществляющие информационно-ре- |
Наиболее эффективное использование рекламного бюджета. Получение налоговых льгот от спонсорской деятельности |
Таким образом, взаимодействие участников процессов оказания услуг в области спорта включает в себя целый ряд направлений, которые определяют характер взаимодействия оздоровительной и культурно-досуговой функций спорта, коммерческой и некоммерческой его составляющих[20, с. 310]. Кроме того, можно указать на ряд общих тенденций последних лет, определяющих и некоторые наиболее актуальные сегодня площадки для взаимодействия государственных и коммерческих структур в сфере спортивного менеджмента и оказания спортивно-оздоровительных услуг населению.
4. Строительство, реконструкция, ремонт спортивных сооружений в регионах. Реализация данного мероприятия направлена на создание материально-технической базы отрасли, на строительство и реконструкцию спортивных объектов[28,с.18].В рамках осуществления этого основного мероприятия предусматривается:
- предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию спортивных объектов, а также подготовку проектно-сметной документации;
- строительство и реконструкция объектов спорта государственной собственности[16].
Для реализации предлагаемых мероприятий предусмотрены источники финансирования, представленные средствами, запланированными в рамках реализации Государственной областной программы по развитию физической культуры и спорта на 2014-2020 гг.[2]. Таким образом, финансирование предлагаемых мероприятий можно спланировать следующим образом:
Таблица 3.3
Финансирование мероприятий по развития индустрии физической культуры и спорта в РФ[на основе ист. 2, 18 и 28]
Наименование подпрограммы, ведомственной целевой программы, основного мероприятия |
Ожидаемый непосредственный результат (краткое описание) |
Увеличение количества граждан области, активно занимающихся физической культурой и спортом |
|
2. Совершенствование информационных инструментов продвижения физкультуры и спорта |
Расширение используемых информационных инструментов развития физкультуры и спорта |
3. Организация государственно-частного партнерства с другими участниками отрасли |
Формирование вовлеченности всех субъектов индустрии и спорта к развитию отрасли |
4. Строительство, реконструкция, ремонт спортивных сооружений |
Увеличение пропускной способности спортивных сооружений, создание условий для занятий физической культурой и спортом |
Конечный результат |
Развитие индустрии и спорта |
Таким образом, финансирование предусмотренное в рамках государственной программы, может быть использовано и на названные мероприятий, так как они вписываются в общие цели и задачи данной программы и позволяют реализовать её более эффективно.
Основным ожидаемым конечным результатом реализации предлагаемых мероприятийстанет устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.Реализация данных мероприятий позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни широкие массы населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни граждан страны, будет способствовать достижению российскими спортсменами высоких спортивных результатов на всероссийских и международных соревнованиях различного уровня.
Выводы по главе 3
Итак, для поддержания развития индустрии и спорта в России нами предложены конкретные рекомендации, которые включают:
1. Расширение целевой группы физической культуры и спорта в субъектах РФ.
2. Совершенствование информационных инструментов продвижения физкультуры и спорта.
3. Создание государственно-частного партнерства в отрасли физической культуры и спорта.
4. Строительство, реконструкция, ремонт спортивных сооружений.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий, предлагаемых нами, будет способствовать устойчивому развитию физической культуры и спорта в России, что позволит получить значительный экономический и социальный эффект. Это выразится в привлечении различных слоев населения области к активным занятиям физической культуры и спорта, улучшению здоровья жителей, повышению комфортности проживания за счет улучшения условий для проведения здорового досуга, сокращению социальной базы для развития алкоголизма, наркомании, националистических и экстремистских настроений.
Заключение
В Российской Федерации придается огромное значение физическому воспитанию и спорту, оздоровлению нации. Физкультурно-спортивному движению придан статус одного из главных государственных приоритетов. В непростых экономических условиях найдена возможность оптимально развивать эту отрасль; здоровье людей, развитие физической культуры и спорта провозглашены в нашем государстве важнейшими направлениями всей социальной политики.