Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития(Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления физкультурой и спортом
1.1. Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления
1.2. Нормативно-правовая база индустрии физкультуры и спорта
2. Анализ развития индустрии физкультуры и спорта в России
2.1. Общая характеристика отрасли физкультуры и спорта в России
2.2. Анализ состояния отрасли физкультуры и спорта в России
2.3. Анализ индустрии физкультуры и спорта в России
3. Совершенствование развития индустрии спорта в России
3.1. Основные инструменты реализации политики в области спорта в России
На последующих этапах подготовки спортсменов, когда они выходят на профессиональный уровень и, особенно, на уровень высших спортивных достижений, их соревнования могут быть организованы в форме спортивно-зрелищных мероприятий. При достижении этого уровня результаты проведения соревнований оцениваются с коммерческой стороны (с точки зрения спортивного бизнеса) и точки зрения оказания информационного воздействия на массы населения (с точки зрения популяризации спорта и активного образа жизни). Оптимальные результаты оказания спортивно-зрелищных услуг с точки зрения общества достигаются, когда помимо коммерческой успешности удается добиться целей пропаганды здорового образа жизни [9,с.42].
В целом в спортивном менеджменте следует выделить ряд следующих характеристик, которые отражают актуальное сегодня сочетание социальных и экономических черт спортивного менеджмента:
1) возможность влияния на образ жизни населения: распространение культуры активного образа жизни, улучшение здоровья населения происходит в ходе привлечения к занятиям массовым спортом большей доли населения, таким образом, реализуется основная социальная и экономическая цель государственного менеджмента в спорте[5,с.98];
2) возможность влияния на ценности населения: социальное воздействие спорта высших достижений на массы населения проявляется в развитии профессиональных и волевых ценностей у спортсменов, которые могут приобретать характер духовных и культурных ценностей для зрителей и болельщиков, что позволяет популяризировать занятия спортом;
3) двуединая роль соревнований для профессиональной подготовки спортсменов и для проведения спортивно-зрелищных мероприятий в спортивном бизнесе: если до достижения определенного уровня профессиональной подготовки участие в соревнованиях является неотъемлемой частью тренировочного процесса для профессиональных спортсменов, то в спорте высших достижений соревнования в форме спортивно-зрелищных мероприятий становятся частью спортивного бизнеса[11,с.57];
4) коммерческое использование соревнований в спорте высших достижений: высокое мастерство спортсменов обуславливает возможность коммерческого использования соревновательного процесса в рамках спортивного бизнеса. Возможность получения доходов (выручки) от проведения спортивно-зрелищных мероприятий достигается за счет массовости зрителей непосредственно в месте проведения мероприятий и на удалении за счет освещения в телевизионных и печатных СМИ, использования интернет-технологий, а также за счет уникальности хода соревнований, неизвестности их результата заранее (привлекательность интриги соревнований для зрителя)[20, с.124];
5) создание дополнительной привлекательности звезд и команд в спорте высших достижений для зрителей и спонсоров спортивно-зрелищных мероприятий: добавочная ценность для потребителя звезд профессионального спорта, спортивных мероприятий и сооружений обеспечивается за счет применения маркетинговых, PR и управленческих технологий при организации спортивно-зрелищных мероприятий и информационного освещения событий в профессиональном спорте;
6) максимально возможное использование экономического подхода и принципов окупаемости при строительстве спортивных сооружений: строительство спортивных сооружений и управление спортивными сооружениями становится частью спортивного бизнеса, при котором использование дорогостоящих материалов и инновационных технологий в строительстве и при оборудовании спортивных объектов должны окупаться при последующем управлении данными объектами;
7) оказание комплексного влияния на развитие смежных отраслей: расширение предложения в стране или регионе услуг, непосредственно связанных со спортивным бизнесом, оказывает влияние на потребности в сопутствующих услугах и, следовательно, на развитие ряда смежных отраслей и сегментов экономики (гостиничного бизнеса, отраслей строительства, транспорта, образования, науки и др.)[22, с.72].
В физической культуре и спорте стратегическое планирование имеет ряд специфических черт, связанных с особенностями данной сферы.
Первая из них связана с анализом информации касательно уровня развития физической культуры и спорта в стране, в рамках которого учитываются не только показатели развития отдельных отраслей данной сферы (физкультурно-спортивное образование, инвалидный и детско-юношеском спорт, профессиональный спорт и т.п.), но и общественное мнение о ее развитии;итогом аналитического этапа стратегического планирования в сфере физкультуры и спорта выступают итоговые выводы не только об уровне развития данной сферы в государстве, но и о состоянии здоровья нации, на основании чего формируется заключение о наиболее проблемных вопросах, а также о наличии и недостатках стратегических ресурсов, способных изменить ситуацию в данной сфере в лучшую сторону[9,с.42].
Вторая особенность заключается в том, что на этапе аналитической работы в рамках стратегического планирования основные тенденции развития физкультуры и спорта по динамике основных показателей сравниваются с аналогичными показателями зарубежных стран. На основании подобного сопоставления и комплексного анализа развития сферы физической культуры и спорта, а также с учетом мировых тенденций развития проводится подготовка и обоснование альтернативных вариантов развития рассматриваемой сферы. В настоящее время в качестве альтернативных вариантов наиболее адекватными считаются следующие:
- стратегия стратегической поддержки;
- стратегия «разумной достаточности»;
- стратегия селективной (выборочной) поддержки[25, с.84].
Выбор конкретной стратегии развития физической культуры и спорта осуществляется на основании стратегических приоритетов государства, а также его финансовых и организационных ресурсов. В настоящее время в России выбран первый вариант из рассмотренных альтернатив. Он нашел свое документальное отражение в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»[2], которая, в свою очередь, опирается на стратегические приоритеты российского государства, определенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[3], в которой роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России была определена одной из ведущих. Определение целей и задач развития сферы физической культуры и спорта в нашей стране в рамках разработки данной стратегии было сделано на основании анализа комплекса проблем, в котором ведущее место занимает ухудшение здоровье и физического развития населения Российской Федерации, низкий уровень развития детско-юношеского спорта и отсутствие эффективной системы подготовки спортивного резерва, а также усиление международной конкуренции в сфере т.н. «спорта высоких достижений».
Таким образом, отрасль физкультуры и спорта включает три основных стороны – это развитие и укрепление здоровья, соревновательный процесс у профессиональных спортсменов и организация зрелищной стороны спортивных мероприятий. Основным продуктом спортивной индустрии является спортивное мероприятие, которое собирает огромное количество болельщиков и зрителей, а также спонсоров и средств массовой информации
1.2. Нормативно-правовая база индустрии физкультуры и спорта
В настоящее время выработана достаточно устойчивая система правовых норм, непосредственно регулирующих организацию и функционирование связей с общественностью в области спорта. Основу этих норм составляет свобода массовой информации (ст. 29 Конституции РФ) – рис. 1.1.
Рис. 1.1. Иерархия законодательства о физической культуре и спорте[24, с.41]
Она означает, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, не подлежат ограничениям.В рамках законодательных инициатив в области спорта формируется следующая взаимосвязь общественного мнения и работы органов власти – рис. 1.2[16].Основной массив источников нормативно-правового регулирования отношений в сфере спорта в данный период составляют акты органов государственного управления. Наряду с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ в систему нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта входят подзаконные акты органов государственной власти. К ним относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ[8,с.410].
Рис. 1.2. Формирование законодательных инициатив на основе связей с общественностью в области спорта [30, с.81]
Компетенция отдельных органов (в том числе и нормотворческая) может быть закреплена в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. Так, например, ст. 7 Основ законодательства о спорте 1993 года устанавливалась компетенция государственных органов управления физической культурой и спортом в РФ. В Законе о спорте 1999 года закреплялась компетенция федерального органа исполнительной власти в области физической культуры испорта (п. 1 ст. 6) и компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ в данной области (п. 2 ст. 6) [1]. Также, в отдельных статьях законабыла предусмотрена компетенция ПравительстваРоссии по принятию следующих нормативныхправовых актов:
– Федеральные программы развития физической культуры и спорта[2, 4];
– Положение об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений(федераций, союзов, ассоциаций) по различнымвидам спорта (п. 4 ст. 8);
– Положение о спортивном паспорте (п. 4ст. 23.1);
– Перечень должностей работников спортивных организаций;
– Положение о порядке присвоения работникам физкультурно-спортивных организаций квалификационных категорий (п. 2 ст. 27).
Среди указанных актов, наибольший интересв настоящее время представляет Федеральнаяцелевая программа (ФЦП) развития физическойкультуры и спорта (ФКиС)[2]. Она представляетуникальное по юридической природе явление.Уникальность состоит в том, что она являетсякомплексным правовым актом. В ее содержанииодновременно присутствуют нормативные, индивидуально-конкретные и интерпретационныеправовые предписания.
Действующий Закон о спорте 2007 года содержит положения, устанавливающие нормотворческую компетенцию уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти[1].Например, в соответствии с п. 8 ст. 22 им утверждаются Положение о Единой всероссийскойспортивной классификации; Положение о спортивных судьях. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг(включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществомв сфере физической культуры, и спорта является – Министерство спорта, туризма и молодежной политики (см.: Указ Президента РФ от 12 мая2008 года № 724 «Вопросы системы и структурыфедеральных органов исполнительной власти»)[24,с.102].
Перечень нормативных правовых актов, принимаемых данным федеральным органом исполнительной власти закреплен в п. 5.2 Положенияо Министерстве спорта, туризма и молодежнойполитики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая2008 года № 408.Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области спорта специальнозакрепляются в региональных законах о спорте[5, с.106].
В действующем Законе о спорте устанавливается, что по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты, которыене могут противоречить настоящему закону (п. 3ст. 4). Кроме того, законом устанавливаются полномочия (ст. 9) и права (ст. 9.1) органов местногосамоуправления в области физической культурыи спорта. Для органов местного самоуправлениявнутригородских муниципальных образований вгородах федерального значения Москве и СанктПетербурге предусмотрено, что их полномочия вобласти физической культуры и спорта устанавливаются законами данных городов[26,с.79].
Роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта может выражаться в организационно-методическом обеспечении деятельности муниципальных спортивных учреждений в части решения спортивных задач (в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре спорте в Российской Федерации»)[1].
Речь идет: о реализации в муниципальных спортивных учреждениях программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки; об участии муниципальных спортивных учреждений в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий муниципального уровня (в том числе в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; о подготовке спортивного резерва для сборных команд муниципального образования и субъекта Российской Федерации.