Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития(Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, законодательство о физической культуре и спорте имеет достаточно четкую структуру и предусматривате основные вопросы регулирования данной отрасли. В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 мая 2016 года № Пр-905 осуществляется разработка проекта Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года[4]. Можно ожидать, что в основу проекта Концепции будут положены новые механизмы, обеспечивающие поступательное развитиедетского и молодежного спорта.

1.3. Структура и функции органов управления, осуществляющих регулирование индустрии физкультуры и спорта

Проблемы физической культуры и укрепления здоровья граждан Российской Федерации относятся к числу актуальных проблем государственного строительства, его политической, экономической и социальной независимости. Построение четкой системы государственного управления в области физической культуры и спорта - залог грамотного решения таких проблем.

Развитие физической культуры и спорта является составной частью социально-экономической политики региона. Главные целевые ориентиры перед государством – эффективное использование возможностей спортивно-оздоровительной отрасли в формировании ценностей здорового образа жизни жителей страны; всесторонняя реабилитация и профилактика здоровья; воспитание молодежной среды средствами физической культуры; повышение престижа страны посредством высоких спортивных достижений на международной арене[29, с.215].

Целью развития физической культуры и массового спорта является достижение к 2020 году показателя систематически занимающихся физической культурой и спортом в 40 % общей численности населения страны[2]. При этом доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом должна составить не менее 20 %, доля учащихся и студентов - не менее 8 0 % их общей численности. Показатель уровня обеспеченности населения объектами спорта, исходя из их единовременной пропускной способности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предполагается увеличить до 48 %[23,с.26].


Государственное управление в области физической культуры и спорта должно основываться на научно обоснованных принципах, оперировать проверенными на практике методами для наиболее полного и эффективного решения стоящих перед ним задач. Функционирование системы государственного управления во многом определяется ее организационной структурой и принципами построения.

В научной литературе государственное управление в целом рассматривается как отдельный вид деятельности, направленный на реализацию единой государственной власти. Государственное управление – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса[10, с.118].

Государственное управление – это, прежде всего, исполнительная деятельность, основное направление которой – исполнение, проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Одним из существенных признаков государственного управления является его подзаконный, вторичный характер, по сравнению с законодательной деятельностью[17, с.351].

Государственное управление в области физической культуры и спорта – это исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов, направленная на поддержку физической культуры и спорта, как одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, вовлечение граждан в занятия физической культурой и спортом, обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере физической культуры и спорта, создание условий для развития спорта высших достижений и повышения международного авторитета Российской Федерации. Государственное управление в области физической культуры и спорта является составной частью социального управления, его объектом выступают отношения по развитию физической культуры и спорта в стране и регионе[15,с.41].

Механизм управления в области физической культуры и спорта включает методы, формы, функции управления и систему органов.Схему взаимодействия органов власти с общественностью в области спорта можно представить в виде следующей схемы – рис. 1.3. Как видно из схемы на рис. 1.3, основные контакты и связи формируются по таким каналам как:

- Муниципалитеты → спортивные клубы по месту жительства,


- Муниципалитеты → первичные спортивные организации,

Рис. 1.3. Схема взаимодействия органов власти с общественностью в области спорта[6, с.21]

- Муниципалитеты → некоммерческие спортивные организации,

- Центры физкультуры и спорта → спортивные клубы по месту жительства,

- Центры физкультуры и спорта → первичные спортивные организации,

- Центры физкультуры и спорта → некоммерческие спортивные организации[26,с.124].

Взаимодействие региональных органов власти с общественностью осуществляется с целями:

- усиления влияния органов исполнительной власти (Комитета по физической культуре и спорту, Комитета по образованию и администраций районов) на состояние и результаты деятельности подведомственных учреждений;

- выработки единого подхода к ведению документации и планированию работы учреждений;

- эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти для развития физической культуры и спорта[25, с.103].

В целом систему участников и связей взаимодействия в области физкультуры и спорта можно обозначить следующей схемой – рис. 1.4.

Рис. 1.4. Участники и взаимосвязи взаимоотношений в области физкультуры и спорта[10,с.117]

Для достижения указанных целей разработаны общие критерии оценки эффективности деятельности учреждений, в соответствии с которыми ежегодно проводится смотр-конкурс учреждений физкультурно-спортивной направленности регионов. Участие в данном конкурсе является делом не только добровольным, но и вопросом престижа учреждения.

Государственное управление физической культурой и спортом осуществляется различными методами как в правовых, так и в неправовыхформах. Среди них можно выделить административные, экономические, методы морального стимулирования, а также императивные предписания. Форма управления физической культурой и спортом означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего организационного воздействия на управляемые объекты.

Функции государственного управления разнообразны и включают в себя: правовое регулирование, лицензирование, финансирование, информирование, кадровое обеспечение, осуществление контроля[10, с.118].

Система органов управления закреплена в законодательных актах. Каждая структура этой системы должна обеспечивать решение задач, взятых конкретно, в связи с целями и характером определенного объекта управления. Она представлена не только составом подразделений и служащих, обладающих определенной компетенцией, но и материальными, информационными, техническими и прочими ресурсами, а также технологическим и организационным механизмом, который обеспечивает реализацию процесса управления[14, с.540].


Итак, внутренняя структура, устройство органов управления определяются спецификой их работы, теми конкретными задачами, которые на них возложены. Под структурой обычно понимают совокупность их подразделений, схему распределения функций и полномочий, возложенных на тот или иной орган управления, систему взаимоотношений этих подразделений. Структура органов во многом зависит от их места в системе органов государственного управления, объема и содержания компетенции. Функции и права таких органов определяют их связи и отношения между собой, степень ответственности каждого за обеспечение наиболее эффективного управления в такой специфической области, как физическая культура и спорт.

Выводы по главе 1

Основанная на принципе эффективного сочетания отраслевых и территориальных форм управления, система органов управления физической культурой и спортом позволяет эффективно решать поставленные перед ней задачи. Основным звеном этой системы является Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Органы государственного управления осуществляют свою деятельность в области физической культуры и спорта в тесном сотрудничестве с общественными объединениями, федерациями, союзами, ассоциациями. Немалым авторитетом и влиянием пользуется в Российской Федерации Национальный олимпийский комитет, признанный Международным олимпийским комитетом и осуществляющий свою деятельность в соответствии с его Олимпийской хартией.

Таким образом, в области физкультуры и спорта налажены тесные связи органов власти со спортивными учреждениями для реализации управленческих функций. Вопросы управления отраслью физкультуры и спорта представляют большой интерес не только с точки зрения теории, но и с точки зрения практики, поэтому в следующей главе данной работы будет рассмотрено управление и состояние индустрии спорта в России.

2. Анализ развития индустрии физкультуры и спорта в России


2.1. Общая характеристика отрасли физкультуры и спорта в России

Физическая культура и спорт является составной частью социально-экономического развития России. В региональных и муниципальных образованиях области созданы и работают учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе: СДЮШОР, ДЮСШ, различных спортивных клубов и центров. Также в нашей стране работают множество государственных учреждения дополнительного образования детей типа специализированных центров спортивного обучения[16].

С 2009 года в стране действуютфедеральные и областные долгосрочные целевые программы – (на данный момент это «Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 302» [2]), в рамках которых осуществлялись мероприятия, направленные на развитие индустрии физической культуры и спорта, в том числе на развитие её материально-технической базы.На развитие инфраструктуры индустрии помимо средств федерального бюджета были привлечены средства региональных и местных бюджетов и внебюджетные средства. Строительство и реконструкция ряда спортивных объектов осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы», в рамках социальных программ партии «Единая Россия» и ПАО «Газпром»[22, с.75].

Анализ существующей спортивной базы показывает, что обеспеченность населения всеми видами спортивных сооружений составляет 38,9% от существующей нормативной потребности. На сегодняшний день обеспеченность спортивными сооружениями в России составляет: спортивными залами – 60,1% от нормы, плоскостными сооружениями – 24,7%, плавательными бассейнами – 4,5%. Такая низкая обеспеченность связана с тем, что жители небольших городов не имеют доступа к объектам спорта. Низкая обеспеченность населения области спортивными сооружениями, слабая техническая оснащенность и непривлекательность существующей спортивной базы не позволяет дополнительно привлекать жителей небольших городов к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Важной характеристикой индустрии и спорта в России является дефицит квалифицированных кадров в отрасли. Обеспеченность населения физкультурно-спортивными кадрами составляет 76,6% от нормативного показателя[10,с.118], то есть на сегодняшний день существует дефицит квалифицированных кадров, что отрицательно сказывается на развитии физкультурно-спортивной индустрии. Причины этого явления – низкая заработная плата, отсутствие спортивных баз, инвентаря, непредоставление жилья и т.д., отсюда непрестижность профессии преподавателя физвоспитания, тренера среди молодежи.