Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития(Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На последующих этапах подготовки спортсменов, когда они выходят на профессиональный уровень и, особенно, на уровень высших спортивных достижений, их соревнования могут быть организованы в форме спортивно-зрелищных мероприятий. При достижении этого уровня результаты проведения соревнований оцениваются с коммерческой стороны (с точки зрения спортивного бизнеса) и точки зрения оказания информационного воздействия на массы населения (с точки зрения популяризации спорта и активного образа жизни). Оптимальные результаты оказания спортивно-зрелищных услуг с точки зрения общества достигаются, когда помимо коммерческой успешности удается добиться целей пропаганды здорового образа жизни [9,с.42].

В целом в спортивном менеджменте следует выделить ряд следующих характеристик, которые отражают актуальное сегодня сочетание социальных и экономических черт спортивного менеджмента:

1) возможность влияния на образ жизни населения: распространение культуры активного образа жизни, улучшение здоровья населения происходит в ходе привлечения к занятиям массовым спортом большей доли населения, таким образом, реализуется основная социальная и экономическая цель государственного менеджмента в спорте[5,с.98];

2) возможность влияния на ценности населения: социальное воздействие спорта высших достижений на массы населения проявляется в развитии профессиональных и волевых ценностей у спортсменов, которые могут приобретать характер духовных и культурных ценностей для зрителей и болельщиков, что позволяет популяризировать занятия спортом;

3) двуединая роль соревнований для профессиональной подготовки спортсменов и для проведения спортивно-зрелищных мероприятий в спортивном бизнесе: если до достижения определенного уровня профессиональной подготовки участие в соревнованиях является неотъемлемой частью тренировочного процесса для профессиональных спортсменов, то в спорте высших достижений соревнования в форме спортивно-зрелищных мероприятий становятся частью спортивного бизнеса[11,с.57];

4) коммерческое использование соревнований в спорте высших достижений: высокое мастерство спортсменов обуславливает возможность коммерческого использования соревновательного процесса в рамках спортивного бизнеса. Возможность получения доходов (выручки) от проведения спортивно-зрелищных мероприятий достигается за счет массовости зрителей непосредственно в месте проведения мероприятий и на удалении за счет освещения в телевизионных и печатных СМИ, использования интернет-технологий, а также за счет уникальности хода соревнований, неизвестности их результата заранее (привлекательность интриги соревнований для зрителя)[20, с.124];


5) создание дополнительной привлекательности звезд и команд в спорте высших достижений для зрителей и спонсоров спортивно-зрелищных мероприятий: добавочная ценность для потребителя звезд профессионального спорта, спортивных мероприятий и сооружений обеспечивается за счет применения маркетинговых, PR и управленческих технологий при организации спортивно-зрелищных мероприятий и информационного освещения событий в профессиональном спорте;

6) максимально возможное использование экономического подхода и принципов окупаемости при строительстве спортивных сооружений: строительство спортивных сооружений и управление спортивными сооружениями становится частью спортивного бизнеса, при котором использование дорогостоящих материалов и инновационных технологий в строительстве и при оборудовании спортивных объектов должны окупаться при последующем управлении данными объектами;

7) оказание комплексного влияния на развитие смежных отраслей: расширение предложения в стране или регионе услуг, непосредственно связанных со спортивным бизнесом, оказывает влияние на потребности в сопутствующих услугах и, следовательно, на развитие ряда смежных отраслей и сегментов экономики (гостиничного бизнеса, отраслей строительства, транспорта, образования, науки и др.)[22, с.72].

В физической культуре и спорте стратегическое планирование имеет ряд специфических черт, связанных с особенностями данной сферы.

Первая из них связана с анализом информации касательно уровня развития физической культуры и спорта в стране, в рамках которого учитываются не только показатели развития отдельных отраслей данной сферы (физкультурно-спортивное образование, инвалидный и детско-юношеском спорт, профессиональный спорт и т.п.), но и общественное мнение о ее развитии;итогом аналитического этапа стратегического планирования в сфере физкультуры и спорта выступают итоговые выводы не только об уровне развития данной сферы в государстве, но и о состоянии здоровья нации, на основании чего формируется заключение о наиболее проблемных вопросах, а также о наличии и недостатках стратегических ресурсов, способных изменить ситуацию в данной сфере в лучшую сторону[9,с.42].

Вторая особенность заключается в том, что на этапе аналитической работы в рамках стратегического планирования основные тенденции развития физкультуры и спорта по динамике основных показателей сравниваются с аналогичными показателями зарубежных стран. На основании подобного сопоставления и комплексного анализа развития сферы физической культуры и спорта, а также с учетом мировых тенденций развития проводится подготовка и обоснование альтернативных вариантов развития рассматриваемой сферы. В настоящее время в качестве альтернативных вариантов наиболее адекватными считаются следующие:


- стратегия стратегической поддержки;

- стратегия «разумной достаточности»;

- стратегия селективной (выборочной) поддержки[25, с.84].

Выбор конкретной стратегии развития физической культуры и спорта осуществляется на основании стратегических приоритетов государства, а также его финансовых и организационных ресурсов. В настоящее время в России выбран первый вариант из рассмотренных альтернатив. Он нашел свое документальное отражение в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»[2], которая, в свою очередь, опирается на стратегические приоритеты российского государства, определенные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[3], в которой роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России была определена одной из ведущих. Определение целей и задач развития сферы физической культуры и спорта в нашей стране в рамках разработки данной стратегии было сделано на основании анализа комплекса проблем, в котором ведущее место занимает ухудшение здоровье и физического развития населения Российской Федерации, низкий уровень развития детско-юношеского спорта и отсутствие эффективной системы подготовки спортивного резерва, а также усиление международной конкуренции в сфере т.н. «спорта высоких достижений».

Таким образом, отрасль физкультуры и спорта включает три основных стороны – это развитие и укрепление здоровья, соревновательный процесс у профессиональных спортсменов и организация зрелищной стороны спортивных мероприятий. Основным продуктом спортивной индустрии является спортивное мероприятие, которое собирает огромное количество болельщиков и зрителей, а также спонсоров и средств массовой информации

1.2. Нормативно-правовая база индустрии физкультуры и спорта

В настоящее время выработана достаточно устойчивая система правовых норм, непосредственно регулирующих организацию и функционирование связей с общественностью в области спорта. Основу этих норм составляет свобода массовой информации (ст. 29 Конституции РФ) – рис. 1.1.

Рис. 1.1. Иерархия законодательства о физической культуре и спорте[24, с.41]


Она означает, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, не подлежат ограничениям.В рамках законодательных инициатив в области спорта формируется следующая взаимосвязь общественного мнения и работы органов власти – рис. 1.2[16].Основной массив источников нормативно-правового регулирования отношений в сфере спорта в данный период составляют акты органов государственного управления. Наряду с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ в систему нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта входят подзаконные акты органов государственной власти. К ним относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ[8,с.410].

Рис. 1.2. Формирование законодательных инициатив на основе связей с общественностью в области спорта [30, с.81]

Компетенция отдельных органов (в том числе и нормотворческая) может быть закреплена в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ. Так, например, ст. 7 Основ законодательства о спорте 1993 года устанавливалась компетенция государственных органов управления физической культурой и спортом в РФ. В Законе о спорте 1999 года закреплялась компетенция федерального органа исполнительной власти в области физической культуры испорта (п. 1 ст. 6) и компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ в данной области (п. 2 ст. 6) [1]. Также, в отдельных статьях законабыла предусмотрена компетенция ПравительстваРоссии по принятию следующих нормативныхправовых актов:

– Федеральные программы развития физической культуры и спорта[2, 4];

– Положение об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений(федераций, союзов, ассоциаций) по различнымвидам спорта (п. 4 ст. 8);

– Положение о спортивном паспорте (п. 4ст. 23.1);

– Перечень должностей работников спортивных организаций;

– Положение о порядке присвоения работникам физкультурно-спортивных организаций квалификационных категорий (п. 2 ст. 27).

Среди указанных актов, наибольший интересв настоящее время представляет Федеральнаяцелевая программа (ФЦП) развития физическойкультуры и спорта (ФКиС)[2]. Она представляетуникальное по юридической природе явление.Уникальность состоит в том, что она являетсякомплексным правовым актом. В ее содержанииодновременно присутствуют нормативные, индивидуально-конкретные и интерпретационныеправовые предписания.


Действующий Закон о спорте 2007 года содержит положения, устанавливающие нормотворческую компетенцию уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти[1].Например, в соответствии с п. 8 ст. 22 им утверждаются Положение о Единой всероссийскойспортивной классификации; Положение о спортивных судьях. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг(включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществомв сфере физической культуры, и спорта является – Министерство спорта, туризма и молодежной политики (см.: Указ Президента РФ от 12 мая2008 года № 724 «Вопросы системы и структурыфедеральных органов исполнительной власти»)[24,с.102].

Перечень нормативных правовых актов, принимаемых данным федеральным органом исполнительной власти закреплен в п. 5.2 Положенияо Министерстве спорта, туризма и молодежнойполитики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая2008 года № 408.Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области спорта специальнозакрепляются в региональных законах о спорте[5, с.106].

В действующем Законе о спорте устанавливается, что по вопросам деятельности в области физической культуры и спорта принимаются муниципальные правовые акты, которыене могут противоречить настоящему закону (п. 3ст. 4). Кроме того, законом устанавливаются полномочия (ст. 9) и права (ст. 9.1) органов местногосамоуправления в области физической культурыи спорта. Для органов местного самоуправлениявнутригородских муниципальных образований вгородах федерального значения Москве и СанктПетербурге предусмотрено, что их полномочия вобласти физической культуры и спорта устанавливаются законами данных городов[26,с.79].

Роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта может выражаться в организационно-методическом обеспечении деятельности муниципальных спортивных учреждений в части решения спортивных задач (в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре спорте в Российской Федерации»)[1].

Речь идет: о реализации в муниципальных спортивных учреждениях программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки; об участии муниципальных спортивных учреждений в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий муниципального уровня (в том числе в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; о подготовке спортивного резерва для сборных команд муниципального образования и субъекта Российской Федерации.