Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития(Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления физкультурой и спортом
1.1. Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления
1.2. Нормативно-правовая база индустрии физкультуры и спорта
2. Анализ развития индустрии физкультуры и спорта в России
2.1. Общая характеристика отрасли физкультуры и спорта в России
2.2. Анализ состояния отрасли физкультуры и спорта в России
2.3. Анализ индустрии физкультуры и спорта в России
3. Совершенствование развития индустрии спорта в России
3.1. Основные инструменты реализации политики в области спорта в России
Уровень профессиональной квалификации имеющихся физкультурно-спортивных кадров России (51328 штатных специалистов) достаточно высокий – 87% имеют высшее и среднее профессиональное образование[34]. Однако меняющиеся технологии спортивной подготовки требуют постоянного повышения квалификации имеющихся кадров, а также привлечения в сферу новых квалифицированных специалистов, в том числе из зарубежных стран.
Кроме перечисленных выше, к факторам, сдерживающим полноценное развитие физкультурно-спортивной индустрии, относятся:
- низкий качественный уровень спортивной материально-технической базы по видам спорта;
- низкая заработная плата работников физкультурно-спортивной отрасли не позволяет привлекать в эту сферу высококвалифицированных специалистов;
- не в полной мере используются возможности и потенциал современных средств массовой информации для пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, повышения популярности индустрии спорта[21 ,с.66];
- низкий уровень оснащенности спортивных объектов для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к занятиям физической культурой и спортом;
- недостаток средств в бюджетах региональных и муниципальных образований не позволяет реализовать полномочия по привлечению населения к занятиям массовой физической культурой и спортом, в том числе по строительству новых спортивных сооружений[21, с.66].
Все перечисленные выше проблемы приводят к достаточно низкой численности занимающегося физической культурой и спортом населения.
2.2. Анализ состояния отрасли физкультуры и спорта в России
Показателем достижения социально-экономического эффекта деятельности в сфере физической культуры и спорта является уровень физкультурно-спортивной активности населения, характеризуемый численностью граждан, занимающихся физической культурой и спортом на регулярной основе, а также ее долей в общей структуре населения. В последние годы физкультурно-спортивная активность населения возрастает[9, с.42].
Динамика показателя доли населения, занимающегося физической культурой и спортом в области (в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1ФК), представлена в таблице 2.1.
Численность населения, занимающегося физической культурой и спортом, в 2016–2018 годах[на основе ист.34]
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Численность населения, занимающегося физической культурой и спортом, тыс. человек |
37515,4 |
41105,2 |
44064,1 |
Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения РФ, % |
25,6 |
28 |
30 |
Отразим данные таблицы 2.1 на рисунке 2.1:
Рис. 2.1. Доля населения РФ, занимающегося физической культурой и спортом, в 2016 – 2018 годах[на основе ист.34]
На конец2018 года численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составила 192,4 тыс. человек, или 30,0% от общей численности населения РФ[34].
Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений.
Созданная в РФ система спортивных сооружений состоит сегодня из 41212 объектов. Исходя из нормативной потребности, обеспеченность основными типами сооружений составляет:
- спортивными залами – 60,1% от нормы,
- плоскостными сооружениями – 24,7%,
- плавательными бассейнами – 4,5% [34].
Отразим эти данные на рис. 2.2:
Рис. 2.2. Обеспеченность жителей РФ спортивными сооружения разных типов [на основе ист.: 34]
Таким образом, имеет место весьма низкая обеспеченность населения необходимыми типами спортивных сооружений, особенно – по плоскостным сооружениям – 24,7%, а также по бассейнам – 4,5%[34].
Динамика показателя обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности спортивных сооружений области (в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1ФК) представлена в таблице 2.2.
Обеспеченность населения РФ спортивнымисооружениями в 2016–2018 годах[на основе ист.:34]
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
обеспеченность населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности спортивных сооружений страны, % |
36,7 |
37,4 |
38,9 |
Как видно, в последние три года обеспеченность населения спортивными учреждениями растет, но незначительно: с 36,7% в 2016 году до 38,9; в 2018 году. В основном, это обусловлено капитальным ремонтом уже существующих спортивных учреждений.
Основные показатели, влияющие на развитие физической культуры и спорта в РФ – это наличие спортивной базы, кадров, финансовых ресурсов и, как результат эффективности их совокупного использования – численность занимающихся физической культурой и спортом в стране, а также результаты спортсменов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.
2.3. Анализ индустрии физкультуры и спорта в России
Основные показатели физической культуры и спорта за 2018 год в сравнении с Северо-Западным федеральным округом (в качестве примера) и в целом по Российской Федерации представлены (в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме №1ФК[10,с.116]) в таблице 2.3.
Основные показатели развития физической культуры и спорта за 2018 год в по субъектам Северо-Западного федеральным округом и в целом по РФ [34]
Наименование показателя |
2018 год |
|||
по Псковской области |
по Ленинградской области |
по СЗФО |
по РФ |
|
Доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общей численности населения, % |
17,4 |
24,1 |
20,2 |
22,5 |
Численность физкультурно-спортивных кадров, чел. |
1328 |
3045 |
32018 |
330728 |
Обеспеченность населения спортивными сооружениями, % от нормы |
38,9 |
45,6 |
21,1 |
25,1 |
Обеспеченность спортивными залами, % от нормы |
60,1 |
70,6 |
50,9 |
55,5 |
Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями, % от нормы |
24,7 |
45,1 |
17,4 |
26,7 |
Обеспеченность плавательными бассейнами, % от нормы |
4,5 |
40,6 |
9,7 |
8,5 |
Финансирование физической культуры и спорта, руб./жит.населения |
967,1 |
2110,3 |
1515,1 |
1935,1 |
Несмотря на общую положительную динамику в развитии индустрии физической культуры и спорта, имеются проблемы, требующие разработки новых подходов их решений.
Существуют проблемы в массовом спорте, хотя проводится большое количество мероприятий, но темпы роста основных показателей развития отрасли пока не гарантируют достижение их целевых значений, предусмотренных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года[4]. Достижение этих значений возможно при взаимодействии с муниципальными образованиями, одной из основных задач которых является создание условий и содействие массовому привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.
В индустрии ощутим недостаток в специализированных спортивных сооружениях: стрельбищах, легкоатлетических манежах, велотреках, лыжных базах. Особенно остро стоит вопрос с обучением детей плаванию – в некоторых регионах отсутствуют бассейны[10, с.117].
Состояние существующей материально-технической базы не соответствует современным требованиям развития физической культуры и спорта, не позволяет проводить официальные соревнования на всероссийском и международном уровне. Ввиду отсутствия современной спортивной базы сборные команды некоторых регионов выезжают на учебно-тренировочные сборы по подготовке к крупным соревнованиям в другие субъекты РФ.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Государственной программы задач требует четкой координации и управления. Государственная программа позволит обеспечить последовательность, системность и комплексность развития физической культуры и спорта в области в течение ближайших семи лет[9,с.42].
Представим расчет коэффициента локализации и коэффициента душевого производства в данной отрасли в таблице 2.4:
Таблица 2.4
Расчет коэффициентов локализации и душевого производства в индустрии и спорта в отрасли услуг в целом[на основе ист.10 и 34]
Коэффициенты |
2010 г. |
2014 г. |
2018 г. |
|
Кir |
||||
- по валовой товарной продукции |
0,89 |
0,94 |
0,97 |
|
- по основным производственным фондам |
0,75 |
0,72 |
0,78 |
|
- по численности персонала |
0,81 |
0,79 |
0,86 |
|
Кд |
0,94 |
0,96 |
0,99 |
Коэффициент локализации в индустрии и спорта РФ, рассчитанный по валовой продукции, в 2010 году составлял 0,89, что свидетельствует, что в среднем валовая продукция отрасли в РФниже, чем в среднем по отрасли услуг в России. В 2014 году этот коэффициент вырос и составил 0,94, в 2018 году – коэффициент составил 0,97. Таким образом, индустрияфизкультуры и спорта в РФ имеет меньшее значение, чем эта же отрасль услуг в целом в экономике России[на основе ист. 34].
Коэффициент локализации в индустрии и спорта в РФ, рассчитанный по основным производственным фондам, в 2008 году составлял 0,75, что свидетельствует, что в среднем основные фонды отрасли спорта ниже, чем в среднем по отрасли услуг в России. В 2012 году этот коэффициент снизился и составил 0,72, в 2017 году – коэффициент вырос и составил 0,78[34].
Таким образом, обеспеченность индустрии и спорта основными фондами в имеет меньшее значение, чем этот же показатель по России в отрасли обслуживания населения.
Коэффициент локализации в индустрии и спорта РФ, рассчитанный по численности персонала, в 2010 году составлял 0,81, что свидетельствует, что в среднем численность персонала индустрии и спорта в индустрии спорта ниже, чем в среднем по отрасли услуг в России. В 2014 году этот коэффициент снизился и составил 0,79, в 2017 году – коэффициент вырос и составил 0,86. Таким образом, обеспеченность индустрии и спорта персоналом в РФ имеет меньшее значение, чем этот же показатель по отрасли услуг в целом по России[34].
Коэффициент душевого производства в 2010 – 2018 гг. имел положительную динамику. Так, он вырос с 0,94 в 2010 г. до 0,96 в 2014 г. и до 0,99 в 2018 г.[34]. Это свидетельствует о том, что удельная валовая продукция отрасли спорта на жителя РФчуть нижеэтого же показателя по отрасли услуг в целом в России.
В табл. 2.5представлен SWOT-анализ политики в области физической культуры и спорта РФ, разработаны парные комбинации, которые явились основой для обоснования направлений развития индустрии спорта.
Таблица 2.5
SWOT – анализ индустрии спорта в РФ[на основе ист. 18 и 28]
Возможности 1. Рост внимания органов власти к спорту и образованию; 2. Развитие международного и регионального сотрудничества; 3. Рост числа источников финансирования; 4. Интерес в обществе к здоровому образу жизни; |
Угрозы 1. 1. Демографическая проблема; 2. Общее снижение здоровья и общей физической подготовки населения. Результат - снижение спортивных достижений. 3. Конфликты с участниками отношений по управлению отраслью; 4. Снижение имиджа здорового образа |
Сильные стороны 1. Высокая степень использования информационных технологий; 2. Начат процесс рекрутирования кадров (привлечение молодых специалистов); 3. Определены строгие стратегические ориентиры; 4. Наличие опытного, авторитетного персонала; 5. Участие в социальных акциях; 6. Участие в организации соревнований, спортивно-массовых праздников. |
Слабые стороны 1. Устаревшие элементы материально-технической базы; 2. Низкая базовая ставка заработной платы спортивных специалистов; 3. Несистемная работа по имиджу спорта и физкультуры. |