Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития(Индустрия физкультуры и спорта, как объект управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для обоснования стратегии развития индустрии спорта в РФ можно использовать:

В поле СИВ: 1) продвижение видов двигательной активности, которые не требуют затрат и дополнительной материальной базы; 2) утверждение и реализация «брендовых» ежегодных физкультурно-спортивных мероприятий; 3) поддержка и продвижение массовых видов двигательной активности; 4) развитие рекреационных зон.

В поле СИУ: 1) Повышение роли физкультурно-спортивных организаций в развитии физической культуры и спорта; 2) Повышение уровня и качества спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.

В поле СЛВ: 1) мониторинг потребностей населения; 2) повышение доступности спортивных сооружений; 3) создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства.

В поле СЛУ: 1) разработка и принятие стратегии развития физической культуры и спорта[32, с.10].

Таким образом, анализ состояния индустрии и спорта в РФ свидетельствует как о наличии положительных тенденций, так и отрицательных. Отрицательные тенденции должны преодолеваться на основе анализа состояния отрасли, а также возможностей, угроз и перспектив отрасли, что и осуществлено с помощью SWOT-анализа. Это позволило определить возможности для развития физкультуры и спорта в РФ, которые и рассмотрены в следующей части данной работы с учетом особенностей реализуемой политики в данной отрасли.

Выводы по главе 2

Итак, функционирование отрасли «Физическая культура и спорт» на территории России, относительно обеспечения межуровневого взаимодействия между органами власти и организациями, осуществляется в пределах определенных федеральным законодательством полномочий и реализуется Министерством спорта.

Основными проблемами индустрии и спорта в России стали:

1. Устаревшие элементы материально-технической базы отрасли;

2. Кадровые проблемы: низкая базовая ставка заработной платы спортивных специалистов и низкая обеспеченность спортивных учреждений квалифицированным персоналам;

3. Проблемы информирования и продвижения, а именно: несистемная работа по имиджу спорта и физкультуры.

3. Совершенствование развития индустрии спорта в России


3.1. Основные инструменты реализации политики в области спорта в России

Политика в области индустрии спорта в РФ реализуется через работу специального ведомства. Министерство спорта РФ(далее – Министерство) является органом исполнительной власти, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере физической культуры и спорта на территории страны[35].

Основные задачи Министерства:

- Разработка и реализация утвержденного в установленном порядке комплексного плана в РФ учебно-спортивной работы, направленной на формирование здорового образа жизни, гармоничное развитие личности.

- Осуществление мер, направленных на реализацию на территории РФ федеральных и областных целевых программ в сфере компетенции Министерства [30,с.87].

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство выполняет следующие виды работ:

- разрабатывает и реализует областные долгосрочные целевые программы в пределах своей компетенции;

- организует и проводит учебно-спортивные мероприятия и спортивные мероприятия в области;

- обеспечивает участие спортсменов области и сборных команд области в межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятиях и учебно-спортивных мероприятиях;

- утверждает и реализует Календарный план официальных физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий учебно-спортивной работы;

- устанавливает порядок проведения официальных мероприятий в области учебно-спортивной работы;

- устанавливает порядок утверждения положений (регламентов) об официальных учебно-физкультурных мероприятиях [35];

- осуществляет материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское мероприятий учебно-спортивного характера;

- организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в РФ физической культуры и спорта.

- обеспечивает деятельность центров спортивной подготовки, областных общеобразовательных школ-интернатов и детско-юношеских спортивных школ;

- осуществляет государственную аккредитацию областных спортивных федераций в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта;

- оказывает организационную и информационную помощь органам местного самоуправления, общественным организациям по вопросам учебно-спортивной работы[35];


- координирует деятельность образовательных учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в том числе детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, детских оздоровительно-образовательных спортивных центров в части реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;

- содействует развитию физкультурно-спортивного движения;

- проводит конференции, совещания, коллегии, семинары в области учебно-спортивной работы, организует областные учебно-тренировочные сборы и другие мероприятия в области физической культуры и спорта;

- осуществляет пропаганду в средствах массовой информации здорового образа жизни, информирует население о деятельности в сфере физической культуры и спорта.

В целом работу Министерства можно разделить на три основных направления – рис. 3.1:

Рис. 3.1. Составляющие работы Министерства спорта РФ [на основе ист.35]

Основные инструменты реализации политики в области физкультуры и спорта в РФ укрупнённо можно разделить на финансовые и информационные – рис. 3.2.

Рис. 3.2. Классификация основных инструментов реализации политики в области физкультуры и спорта в РФ [на основе ист.35]

Состояние физической культуры и спорта напрямую зависит от эффективности используемой организационно-экономической системы, в том числе принятой стратегии развития финансирования, формирования положительного имиджа спортивных сооружений, маркетинга спортивных услуг, что определяет важность финансовых инструментов для реализации политики развития физкультуры и спорта в регионах и в стране в целом[23,с.24].

Объем финансирования Государственной программы из областного бюджета определяется исходя из расходов, необходимых для реализации основных мероприятий подпрограмм, и подлежит ежегодному уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год[28,с.17].

Финансовые инструменты реализации политики развития физкультуры и спорта являются определяющими для поддержания и приумножения материально-технической базы спорта и обеспеченности населения спортивными учреждениями, поэтому далее представим объемы финансирования развития физкультуры и спорта в РФ на основе реализации государственной областной программы по развитию физкультуры и спорта на 2014 – 2020 гг. – таблица 3.1:


Таблица 3.1

Объемы финансирования развития физкультуры и спорта в РФ в 2015 – 2018 гг.[на основе ист. 34 и 35]

Источники финансирования

Оценка расходов по годам (млн. рублей)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

всего

768897

727254

622099

807375

федеральный бюджет

510240

452312

461318

491206

бюджеты субъектов

234096

246330

131670

286188

внебюджетные источники

24561

28612

29111

29981

Структуру источников финансирования политики развития физкультуры и спорта в РФ представим на рис. 3.3.

Таким образом, среди источников финансирования преобладают в течение последних 4-х лет средства федерального бюджета. Весьма невелика доля финансирования со стороны внебюджетных источников, что свидетельствует о низком интересе бизнеса к развитию спорта[35].

Сложившийся объем финансирования спорта не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта. Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы.

Рис. 3.3. Структура источников финансирования политики развития индустрии спорта в РФ[на основе ист.35]

Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляется на коммерческой основе и находится под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений и др.).

В рамках информационных инструментов реализации политики в области физкультуры и спорта Министерствоосуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и региональными органами власти, иными органами и организациями. Министерство имеет общую пресс-службу с другими Министерствами[35].

Важное место в формировании системы методического обеспечения развития физкультуры и спорта занимают мероприятия по взаимодействию, направленные на повышение уровня компетенций педагогического сообщества, обобщение и распространение опыта работы образовательных организаций, специалистов физкультурно-спортивного профиля на федеральном и региональном уровне.


Итак, проанализировав деятельность в области поддержки спорта можно сделать выводы: финансирование данной деятельности осуществляется из бюджета РФ, а также регионов, также отрасль спорта может получать средства из дополнительных источников, но их доля в последние 4 года невелика.

3.2. Рекомендации по совершенствованию физкультуры и спорта

В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере физической культуры и спорта в РФ целью развития физической культуры и спорта должны стать следующие ориентиры:

- привлечь жителей области к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;

- обеспечить успешное выступление российских спортсменов и спортивных сборных команд области на всероссийских и международных соревнованиях и совершенствовать систему подготовки спортивного резерва страны;

- развить инфраструктуру физической культуры и спорта[33, с.189].

Исходя из этих целей, а также с использованием результатов SWOT-анализа разработаны общие рекомендации по совершенствованию политики страны в области физической культуры и спорта, а именно:

1. Расширение целевой группы физической культуры и спорта в РФ. Так, деятельностькак федеральных органов, так и органоврегионального и местного управления в области спорта должна быть направлена, помимо детей и молодежи, на другие категории граждан такие, как пенсионеры, лица с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим предполагается активное взаимодействие с органами здравоохранения и социальной защиты населения[29, с.217].

В рамках этой рекомендации могут реализовываться следующие мероприятия: создание городских спортивных клубов для лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение общегородских, общерегиональных и всероссийских спортивно-массовых мероприятий среди лиц пожилого возраста (Фестиваль бега, лыжный спринт) с вручением грамот и символических призов; проведение спортивных праздников среди воспитанников детских домов и школ-интернатов. Прежде чем разрабатывать мероприятия, направленные на интеграцию отдельных категорий населения в городское спортивное движение, необходимо провести анализ потребностей и выявление особенностей этих граждан. В рамках данной рекомендации также необходимо использование инновационных методов пропаганды спорта, физической культуры и здорового образа жизни.