ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

0 Модуль Тема: «Предмет и задачи пищевой химии. Химический состав продуктов питания»

Вопросы для самоподготовки:

1 Модуль Тема «Химический состав белков и их эссенциальные компоненты. Химическая и биологическая ценность белков растительного и животного происхождения»

Практическое занятие № 1 «Заменимые и незаменимые аминокислоты и их роль в обмене человеческого организма. Энергетическая ценность белков» Вопросы к семинарскому занятию:

Лабораторная работа № 1 «Качественный и количественный анализ белков растительного и животного происхождения»

Тесты для самопроверки и контроля знаний:

Тема «Каталитическая функция белков. Ферменты пищевой промышленности»

Практическое занятие № 2 «Классификация ферментов; строение коферментов и простетических групп их каталитических центров» Вопросы к семинарскому занятию:

Лабораторная работа № 2 «Изучение механизма действия витаминзависимых ферментов на примере оксидоредуктаз»

Тесты для самопроверки и контроля знаний:

Тема «Водорастворимые витамины, как составная часть каталитических центров энзимов. Роль жирорастворимых витаминов, как регуляторов, структурных элементов клеток и организма человека в целом»

Практическое занятие № 3 «Жирорастворимые витамины и их растительные предшественники» Вопросы к семинарскому занятию:

Самостоятельная работа: План написания реферата по теме «Водорастворимые витамины»

Лабораторная работа № 3 «Качественный анализ водо- и жирорастворимых витаминов»

Тесты для самопроверки и контроля знаний:

Триптофан в кислой среде вступает в реакцию с глиоксиловой кислотой (альдегидами), образуя при этом окрашенные в красно-фиолетовый цвет продукты конденсации.

6) Реакции на триптофан. Реакция Вуазене.К 2 мл пищевого белка добавляют одну каплю 2,5%-ного раствора формальдегида, смесь перемешивают и вливают порциями по несколько капель 6 мл концентрированной серной кислоты, охлаждая пробирку в ванночке со льдом. Смесь опять перемешивают и дают отстояться 10 минут. В дальнейшем при перемешивании в пробирку вносят 10 капель 0,5%-ного раствора нитрита натрия. Возникает интенсивная сине-фиолетовая окраска при достаточном количестве триптофана в белке.

7) Реакция Фоля на «слабосвязанную» серу цистеина и цистина. В пробирку вносят 1 мл пищевого белка, 2 мл концентрированного раствора гидроксида натрия и 0,5 мл 10%-ного раствора ацетата свинца. Смесь тщательно перемешивают и кипятят на водяной бане 2 минуты. Через 3-5 минут выпадает бурый или черный осадок сульфида свинца при наличии в белке достаточного количества цистеина и цистина.

При кипячении цистеина и цистина в щелочной среде от них легко отщепляется сера в виде сульфид-иона. Для выявления сульфид-иона можно использовать ацетат свинца, который при взаимодействии с гидроксидом натрия образует плюмбит натрия. В свою очередь плюмбит натрия, реагируя с сульфид-ионом (из сульфида натрия), приводит к образованию сульфида свинца черного цвета.

Таблица

Белок

Наблюдения

Интен-сивность окраски

1) Ксантопротеиновая реакция на ароматические амнокислоты

Яичный белок

Желатина

Белок пшеницы

2) Реакция Миллона на тирозин

Яичный белок

Желатина

Белок пшеницы

3) Реакция Сакагучи на аргинин

Яичный белок

Желатина

Белок пшеницы

4) Реакция Паули на гистидин и тирозин

Яичный белок

Желатина

Белок пшеницы

5) Реакции на триптофан. Реакция Адамкевича

Яичный белок

Желатина

Белок пшеницы

6) Реакции на триптофан. Реакция Вуазене

Яичный белок

Желатина

Белок пшеницы

7) Реакция Фоля на «слабосвязанную» серу цистеина и цистина

Яичный белок

Желатина

Белок пшеницы


- не окрашено

+ слабая окраска

++ окраска средней интенсивности

+++ интенсивная окраска

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тесты для самопроверки и контроля знаний:

  1. В каких пищевых продуктах белки связаны с водой?

а) мясе, рыбе;

б) крупах;

в) муке;

г) мясе, рыбе, крупах, муке.

  1. В каких продуктах питания белки в воде набухают с образованием клейковины?

а) мясе;

б) муке;

в) крупах, бобовых;

г) муке, крупах, бобовых.

  1. Последствиями денатурации белка являются:

а) потеря нативных свойств;

б) уменьшение способности связывать воду и стойкости из-за разрушения гидратной оболочки;

в) увеличение доступности для пищеварительных протеолитических ферментов, потеря растворимости и коагуляции;

г) все вышеперечисленное.

4. Какие факторы вызывают денатурацию белка?

а) тепловые, лучевые;

б) механические;

в) химические;

г) тепловые; лучевые; механические; химические.

5. Какой белок соединительной ткани является наиболее распространенным?

а) коллаген;

б) актин;

в) миозин;

г) эластин.

6. Какие основные изменения происходят с белками муки в процессе приготовления теста и его выпекания?

а) набухание;

б) денатурация;

в) набухание и денатурация;

г) переход коллагена в глютин.

Тема «Каталитическая функция белков. Ферменты пищевой промышленности»

Наука о питании основывается на точном знании поэтапного расщепления питательных веществ под действием пищеварительной системы, на количественный и качественный состав которых влияет характер нутриентов, которые поступают. Много наследственных заболеваний человека обусловлено нарушением или отсутствием синтеза специфических ферментов. Введение их в комплекс лечебных средств компенсирует их недостаток.

В основе всех процессов жизнедеятельности организма лежат тысячи химических реакций, которые катализируются особенными белками – ферментами (энзимами). Название «фермент» происходит от лат. fermentum(закваска); другой термин «энзим» - от греч.en– в середине,zyme– дрожжи. Именно с процессов брожения начинается наука о ферментах.

Благодаря ферментам в живых организмах происходят такие дивные превращения, которые в других условиях не всегда возможны даже при условии использования наиболее современных достижений науки и техники. Так, например, для расщепления молекул пероксида водорода на молекулярный кислород и воду в присутствии железа необходимо 300 лет, тогда как фермент каталаза осуществляет этот процесс в живой клетке за одну секунду.


Ферменты характеризуются очень высокой активностью. Ферментативная реакция происходит в 106-1012раз быстрее, чем спонтанная реакция в водном растворе, которая не катализируется. В живых организмах в присутствии ферментов за доли секунд могут происходить сложные упорядоченные во времени и пространстве реакции, для проведения которых в лабораторных условиях необходимы были бы дни, недели и даже месяцы. Так, 1 г пепсина, фермента желудочного сока, который катализирует переваривание белков, за 1 час может гидролизовать 100 кг яичного белка.

Реакции, которые катализируются ферментами, в отличие от многих химических реакций органических веществ, осуществляемых в лабораторных условиях, протекают без образования побочных продуктов, почти со 100-процентным выходом.

Ферменты в клетке жестко локализованы. Четкое соответствие биохимических процессов органоидам клетки обуславливает локализацию в них тех или иных индивидуальных ферментов, мультиферментных комплексов – полиферментных блоков. Например, в митохондриях сосредоточены комплексы окислительно-восстановительных ферментов, в рибосомах – ферменты, которые принимают участие в биосинтезе белка, в лизосомах – гидролазы, в протоплазме – ферменты, которые активируют аминокислоты, в ядерном аппарате клетки – в основном ферменты, которые осуществляют биосинтез нуклеиновых кислот. Благодаря такой локализации ферментных систем процесс катализа является серией последовательных элементарных превращений веществ, максимально скоординированных и организованных в пространстве и времени.

Обменные реакции, которые протекают в клетке под действием ферментов, жестко регламентированны: синтезируется только то количество разных видов простых молекул, которое необходимо для биосинтеза белков, нуклеиновых кислот, липидов, полисахаридов и т.п. Такая саморегуляция обеспечивает определенное стационарное состояние живых структур даже в случаях значительных изменений внешней среды.

По химическому строению ферменты представляют собой простые и сложные белки.

Простые ферменты состоят только из белков, поэтому их называют однокомпонентными. Сложные ферменты, кроме белковой, содержат и небелковую часть, поэтому они получили название двукомпонентных.

Белковую часть сложного фермента называют апоферментом (носитель), небелковую – дополнительной, простетической группой, коэнзимом или коферментом (активная часть). Общее название сложного фермента – холофермент (от греч. holos – целое).


Роль коферментов в сложных ферментах выполняют большинство витаминов (В1, В2, В3, В4, В5, В6, В12, Вс, Н и др.) или соединения, в состав которых входят витамины, ионы металлов и др. Например, витамин Н входит в состав кокарбоксилаз, которые катализируют биосинтез высших жирных кислот, потому что он способствует ассимиляции оксида углерода.

В состав кофермента А, или коэнзима А (KoAиHSKoA), входит пантотеновая кислота (витамин В3).

Действующие ныне номенклатура и классификация ферментов были утверждены в 1961 году на VМеждународном биохимическом конгрессе в Москве.

В основу номенклатуры были положены такие положения:

1) окончание –аза следует использовать только для простых ферментов; для мультиферментных комплексов рекомендован термин «система» (например, пируватдегидрогеназная система);

2) в названии должен быть отражен механизм реакции, название субстрата и кофермента, тип реакции, которая катализируется.

С учетом этих правил вместо бывшего названия, например, «лактатдегидрогеназа» рекомендуют систематическое название лактат-НАД-оксидоредуктаза, которое содержит три позиции: субстратом является лактат (молочная кислота), коферментом – НАД (никотинамидадениндинуклеотид), фермент оксидоредуктаза катализирует перенос водорода от субстрата к акцептору, т.е. указанныйтип реакции.

Все ферменты подразделяются на шесть классов: оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, лиазы, изомеразы, лигазы (синтетазы). Каждый класс имеет подклассы.

1. Оксидоредуктазы.К этому классу отнесены все ферменты (дегидрогеназы, оксидазы и др.), которые катализируют окислительно-восстановительные реакции. Эти реакции осуществляются цепью ферментов и промежуточных переносчиков водорода или электронов от первичного субстрата к конечному акцептору – кислороду. Особенностью оксидоредуктаз является их способность ускорять большое количество разнообразных окислительно-восстановительных реакций, что обеспечивает соединение кофермента с многими апоферментами. При этом каждый раз образуется оксидоредуктаза, специфична относительно того или иного субстрата. Оксидоредуктазы принимают участие в химических реакциях, связанных с освобождением энергии.

2. Трансферазы.Ферменты этого класса осуществляют внутренний и межмолекулярный перенос отдельных функциональных групп. В зависимости от характерагруппировок, которые переносятся, различают метилтрансферазы – переносят метильные группы – СН3, аминотрансферазы – осуществляют перенос аминных груп –NH2, фосфотрансферазы – транспортируют остаток фосфорной кислоты.