ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

0 Модуль Тема: «Предмет и задачи пищевой химии. Химический состав продуктов питания»

Вопросы для самоподготовки:

1 Модуль Тема «Химический состав белков и их эссенциальные компоненты. Химическая и биологическая ценность белков растительного и животного происхождения»

Практическое занятие № 1 «Заменимые и незаменимые аминокислоты и их роль в обмене человеческого организма. Энергетическая ценность белков» Вопросы к семинарскому занятию:

Лабораторная работа № 1 «Качественный и количественный анализ белков растительного и животного происхождения»

Тесты для самопроверки и контроля знаний:

Тема «Каталитическая функция белков. Ферменты пищевой промышленности»

Практическое занятие № 2 «Классификация ферментов; строение коферментов и простетических групп их каталитических центров» Вопросы к семинарскому занятию:

Лабораторная работа № 2 «Изучение механизма действия витаминзависимых ферментов на примере оксидоредуктаз»

Тесты для самопроверки и контроля знаний:

Тема «Водорастворимые витамины, как составная часть каталитических центров энзимов. Роль жирорастворимых витаминов, как регуляторов, структурных элементов клеток и организма человека в целом»

Практическое занятие № 3 «Жирорастворимые витамины и их растительные предшественники» Вопросы к семинарскому занятию:

Самостоятельная работа: План написания реферата по теме «Водорастворимые витамины»

Лабораторная работа № 3 «Качественный анализ водо- и жирорастворимых витаминов»

Тесты для самопроверки и контроля знаний:

3. В каких случаях жирорастворимые витамины становятся дефицитными и почему?

4. Биологическая роль жирорастворимых витаминов (A,D, E,F,K), химическое строение, суточная потребность и пищевые источники.

5. Формы витамина А (ретинол, ретиналь, ретиноевая кислота) и его роль в организме человека.

6. Провитамины А (каротины).

7. Витамины группы D и их природное происхождение.

8. Витамины группы Е и их происхождение.

9. Витамины группы К и их происхождение.

10. Полиненасыщенные жирные карбоновые кислоты (витамин F): источники и биологическая роль.

11. Что происходит с жирорастворимыми витаминами при различных видах кулинарной обработки?

Самостоятельная работа: План написания реферата по теме «Водорастворимые витамины»

  1. Название витамина (по рациональной – химической и тривиальной – физиологической номенклатуре).

  2. Строение витамина (химическая структура). Отношение витамина к воде или маслам.

  3. Клиническая картина авитаминоза и гиповитаминоза.

  4. Признаки гипервитаминоза, если известны.

  5. Роль витамина в обмене веществ.

  6. Суточная потребность человека в витамине (с учетом пола, возраста и вида деятельности).

  7. Главнейшие источники витамина за исключением медицинских препаратов.

  8. Что происходит с витамином при различных видах кулинарной обработки?


Лабораторная работа № 3 «Качественный анализ водо- и жирорастворимых витаминов»

Задание 1. Реакция Друммонда на витамин А. Каплю рыбьего жира растворяют в 4-5 каплях хлороформа и прибавляют 1 каплю концентрированной серной кислоты. Появляется голубое окрашивание, быстро переходящее в буро-красное. В основе приведенной реакции лежит способность серной кислоты отнимать воду от витамина А с образованием цветных продуктов реакции. Реакция неспецифична.

Задание 2. Качественные реакции на витамины группы D.

  1. Реакция с анилином. В сухую пробирку наливают 1 мл рыбьего жира и 1 мл смеси анилина с концентрированной соляной кислотой (15:1), перемешивают, осторожно нагревают при постоянном перемешивании до кипения и кипятят полминуты. При наличии витаминаDжелтая эмульсия делается сначала зеленой, а затем красной. Через 1-2 минуты эмульсия делится на два слоя, из которых нижний окрашен в интенсивный красный цвет.

  2. Бромхлороформная проба. В сухую пробирку наливают 1 мл рыбьего жира и 1 мл раствора брома в хлороформе (1:60). В присутствии витаминаDвозникает зеленовато-голубое окрашивание при нагревании на водяной бане в течение 1-2 минуты.

Задание 3. Реакция с анилином на витамин К. К 2 мл 0,2%-ного раствора метионина в этиловом спирте добавляют 1 мл анилина, перемешивают. Смесь окрашивается в красный цвет.

Задание 4. Реакция с хлоридом железа (ІІІ) на витамины Е, В6, Р.

  1. Проба на витамин Е.В сухую пробирку вносят 4-5 капель 0,1%-ного спиртового раствора α-токоферола, прибавляют 0,5 мл 3%-ного раствора хлорида железа (ІІІ) и тщательно перемешивают содержимое пробирки. Раствор окрашивается при нагревании в красный цвет в результате окисления токоферола хлоридом железа (ІІІ) в токоферилхинон.

  2. Проба на пиридоксин.К 0,5 мл 5%-ного водного раствора пиридоксина прибавляют 1 каплю 3%-ного раствора хлорида железа (ІІІ) и встряхивают. Смесь окрашивается в красный цвет вследствие образования комплексного соединения типа фенолята железа.

  3. Проба на рутин.К 1-2 мл насыщенного водного раствора рутина прибавляют несколько капель 3%-ного раствора хлорида железа (ІІІ). Хлорид железа (ІІІ)образует с рутином комплексное соединение изумрудно-зеленого цвета, в котором координационные связи возникают между ионом железа и атомами кислорода фенольных гидроксильных групп молекулы рутина.


Задание 5. Диазореакция на тиамин. К 0,5 мл 1%-ного раствора сульфаниловой кислоты прибавляют 0,5 мл 5%-ного раствора нитрита натрия. Получают диазореактив. К диазореактиву прибавляют небольшое количество порошка тиамина (на кончике шпателя) и 1 мл 10%-ного раствора карбоната натрия. Жидкость окрашивается в оранжевый или красный цвет. Если раствор карбоната натрия приливают осторожно, по стенке наклоненной пробирки, то на границе двух жидкостей образуется красное кольцо.

Реакция обусловлена способностью тиамина в щелочной среде образовывать с диазобензолсульфокислотой сложное соединение типа азокрасителя.

Задание 6. Реакция восстановления рибофлавина. 1/10Часть таблетки рибофлавина растворяют в 0,5 мл воды. В полученный желтоокрашенный раствор добавляют 10 капель концентрированной соляной кислоты и небольшой кусочек металлического цинка. Начинается бурное выделение пузырьков водорода, и жидкость постепенно окрашивается в розовый (или красный) цвет, затем окраска жидкости начинает бледнеть и жидкость обесцвечиваетя.

Реакция обусловлена восстановлением рибофлавина выделяющимся водородом в родофлавин (промежуточное соединение) красного цвета, а затем в бесцветный лейкофлавин.

При взбалтывании обесцвеченного раствора лейкофлавин окисляется кислородом воздуха в рибофлавин – появляется желтое окрашивание.

Задание 7. Проба с ацетатом меди (II) на никотиновую кислоту. 10 мг Никотиновой кислоты растворяют при нагревании в 0,5 мл 10%-ного раствора уксусной кислоты и нагревают. К нагретому до кипения раствору добавляют равный объем 5%-ного раствора ацетата меди (II). Жидкость становится мутной, окрашивается в голубой цвет, а при стоянии и охлаждении выпыдает синий осадок плохо растворимой медной соли никотиновой кислоты.

Задание 8. Обнаружение кобальта в витамине В12. Содержимое одной ампулы витамина В12переливают в пробирку, добавляют 3-5 капель концентрированной серной кислоты, закрепляют пробирку в штативе в несколько наклонном положении и производят сжигание (нагревание) до обесцвечивания в вытяжном шкафу. По окончании минерализации добавляют осторожно в пробирку по каплям примерно 1 мл воды, постоянно перемешивая. На беззольный фильтр наносят 2-3 капли 10%-ного раствора тиомочевины и высушивают над пламенем горелки. После этого наносят на фильтр в то же пятно 1-2 капли полученного минерализата и снова нагревают фильтр над горелкой. На фильтре, чаще всего по краю, появляется зеленое окрашивание, свидетельствующее о наличии кобальта.


Задание 9. Качественные реакции на аскорбиновую кислоту. Реакции на аскорбиновую кислоту основаны на ее способности легко вступать в окислительно-восстановительные реакции. При окислении аскорбиновая кислота переходит в дегидроаскорбиновую кислоту.

  1. Восстановление феррицианида калия.В пробирке смешивают по 2-3 капли раствора железосинеродистого калия и 1%-ного раствора хлорида железа (III). Жидкость приобретает зеленовато-бурую окраску. При добавлении 5-10 капель 1%-ного раствора аскорбиновой кислоты жидкость окрашивается в зеленовато-синий цвет и затем выпыдает темно-синий осадок берлинской лазури. При осторожном наслаивании дистиллированной воды осадок на дне пробирки становится более отчетливым.

Реакция обусловлена окислением аскорбиновой кислоты (АК·Н2) в дегидроаскорбиновую (АК) и восстановлением железосинеродистого калия К3[Fe(CN)6] в железисто-синеродистый калийK4[Fe(CN)6], который с хлоридом железа (III) образует берлинскую лазурьFe4[Fe(CN)6]3.

  1. Восстановление метиленовой сини.В пробирке смешивают по 1 капле 0,02%-ного раствора метиленовой сини и 10%-ного раствора карбоната натрия и прибавляют 0,5 мл 1%-ного раствора аскорбиновой кислоты. При нагревании пробирки над пламенем горелки происходит обесцвечивание жидкости.

Реакция обусловлена окислением аскорбиновой кислоты (АК·Н2) в дегидроаскорбиновую (АК) и восстановлением краски в лейкосоединение.

  1. Йодная проба на витамин С.В пробирку наливают 0,5 мл 0,1%-ного раствора йода и 1 мл дистиллированной воды, прибавляют 0,5 мл 1%-ного раствора аскорбиновой кислоты. Раствор йода обесцвечивается.

Реакция обусловлена окислением аскорбиновой кислоты (АК·Н2) в дегидроаскорбиновую (АК) и восстановлением молекулярного йода с образованием йодистоводородной кислоты.

Таблица

Качественные реакции на витамины

Иссле-дуемый мате-риал

Наиме-нование вита-мина

Химическая структура витамина

Приме-няемые реак-тивы

Полу-чаемое окра-шива-ние

Чем обуслов-лена реакция