ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.
2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.
3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы
6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.
7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.
8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.
9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.
11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта
12. Гегелевское учение о диалектике.
13. Антропологический материализм л. Фейербаха.
14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.
15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.
16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)
17. Исторические формы позитивизма
18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх
19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.
20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.
24. Особенности проблематики русск. Философии
25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.
27. Материя как философская категория и реальность.
28. Движение как способ сущ. Материи.
29. Пространственно-временная стр-ра бытия.
30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.
31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….
32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.
36. Проблема жизни и смерти в философии.
38.Мышление и язык.Сознание и мозг.
40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.
41. Предмет и осн. Понятия теории познания
42. Место и роль практики в познании.
47. Структура научного исследования.
48. Понятие метода(м) и методологии.
50. Феномен научной революции.
51. Структура научного сообщества и этич. Нормы науки.
53. Понятие соц. Реальности и общества
54.Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва
57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве
59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.
64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.
1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.
М-е – сов-ть представл. о реальности, сис-ма принципов, эталонов, убеждений, определ. направление д-ти и отн-ие к действ-ти чел-ка, соц.группы или общ-ва.Типы: 1) Мифилогическое – сов-ть представлений о мире, основанных на фантазии в сверхъест. силы, их сходство с чел-ом и чел. поведением.Признаки:синкретизм(ед.чел. и прир.),антропоморфизм,вера в сверх. сущ., доминир. чувств-эмоц. 2) Религиозное – сов-ть представл-ий о мире и его происх-ии, месте в нём чел-ка,основ.на вере в сверхъест.силу и существов. двух миров – высшего (соверш-но небесного) и низшего (несов.неб-го). 3) Философское – сис-ма рационально обоснов. представлений о мире, месте в нём чел-ка, направленности, принципах и целях его д-ти.Логич оргументация идей, опора на разум и внутр опыт чел. Определяющим явил способ формир-ия: базир-ся на методах рацион-го обоснования его содерж-ия.Структура:уровни-*обыденно-практ.(мироощущ.,мировосприят.) *рац.-теоретич.(миропонимание).Осн. элем.:знания,ценности,убеждения.
2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.
Возникла в 7-6 в.д.н.э. в Индии и Китае.В Др. Греции расцвет. Аристотель:люди начали фил,избегая незнания,которое надо осознать. Платон:философ пребывает посередине между мудростью и невежеством.Причины возн-ия: 1) Установление демократического соц.строя, предполаг. участие в общественных делах, в решении полит. и хоз. вопросов основной массы свободного населения. 2) Расширение культурных и хоз-эк. контактов. Расшир. культ. конт. давало возм-ть сопоставить обычаи, верования, традиции, нрав др. народов с собственными и увидеть необщезначимость собственных представлений о мире и норм жизненного уклада. 3) отделение умств.труда от физическогоПредмет филос –целостное познание предельных оснований бытия прир, чел,общ и культ. Филос. знания включают неск. крупн. разделов:*онтология *гносеология *эпистегия (научн познания,учение о специфике и общих процедурах научного исследования) *философская антропология *аксиология(роль ценностей) *праксеология(деятельности) *соц фил.Концепции генезиса фил:-мифогенная –гносеогенная –гнос-мифоген.
3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы
Религиозный характер школ.Индийская фил. к-ра явл. одной из самых древних. Положили начало филос. традиции ВЕДЫ, предст. собой обширн. и многослойн. тексты, запис. на языке ариев. Собственно филос. частью Вед явл. Упанишады(тайное знание,передававшееся учителем ученику), кот. в послед. легли в основу всех ортодакс. религ-филос. сист-м Индии.Ортодоксальные шк:*йога *Веданта – одна из перв. сист-м инд. филос., возникш. на базе Упонишад, пытавш. представить несистематиз. предфилос. и филос. идеи в виде теоритич. с-мы. Брахман-высшая объективная реальность,благодаря кот все возник и сущ. Атман-высш дух сущность. В упанишадах Бр=Атм. Материально-чувств природа подчинена сансаре(колесо жизни).Его регулирование осущ кармой. Дхарма(принцип справедливости). Мокша (религ идеал спасения) явл высшей целью чел сущ.Инд фил 6-5 в до нэ, возник сильных арийских госуд.Принцип ведантизма пр-п ахимсы (непричинен. зла). Неортодоксальн * Буддизм. Будда отриц. авторитет вед, но именно они с некотор. измен-ми легли в основу буддизма. Основа буддизма явл. представление о постоянном круговороте сменяющ. друг друга эл-ов материи и сознания – драхм. Путь чел-ка в мире–бесконечно вулнующ. океан, где кажд. подъём или спад волны – движ-е драхм, их мгновенное взаимод-е.В 3 в.д.н.э. буддизм постепенно перерожд. в религию.
К Ведам относ-ся корни Йоги (с-ма освобождения от страдания), *джайнизм
Особенности Инд фил:яркая самобытность, значит число источников и текстов, недостат связь с ф идеей и научн мыслью, высокий нравственный пафос ф Индии.
4. Китай
Истоки Китайской филос. обнар. на рубеже 5 в.д.н.э.Наличие мощного централиз госуд.СДревнейш. памятн: «Пятикнижие» - основа мировоззрения образованного китайца того времени.( «Книга Песен»«Кн.Истории» «Кн. Перемен»)Даосизм: Лао-цзы5-6 в.д.н.э.Центр.понятие дао- первопричина мира естественный путь,по кот. должны следов все в мире.Даосизм проповедует пассивное отн-е к миру, слияние чка с природой и космосом.Оснопол. принцип -«увэй»(бездействие) (чел след. эт. принципу обязат. достиг. успеха, процвет.,счастья и полн.своб-ы) Конфуцианство. Родонач – Конфуций.В центре оказ. взаимоотн-я между людьми и проблемы воспитания. Гл. звено: концепция «человеколюбия» (жень), предст. собой сов-ть идей, как преданность правителю,верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим и др.Школа Моизма.Осн. Мо-цзы.Ядро моизма сост. идеи всеобщ любви, преуспеваемости и взаимной пользы. Обязательной для всех членов социума д.б. стать общая мера взаимной человечности – все должны были заботиться о взаимной пользе.
Легизм(законники):идея сильного госуд.
5. Философия Античного мира, её периодизация и эволюция.
Мн-во фил.учений и школ начин. складыв-ся в VIIв.д.н.э. Формируется под влиянием вост. мифологии и фил. учений. Своим хар-ом, содерж. и направленностью отличается от них, т.к.явл-ся истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион. картину мироздания. Космоцентризм как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности сост хар-ку античной мысли.В развитии 3 осн. этапа: 1.Досократовский(6-5 до н.э.):*милетская школа(Фалес вода,Анаксимен воздух,Гераклит)в кач первонач выступ стихия *пифагореизм *элейская(Парменид:бытие есть,небытия нет) *атомизм(Демокрит);2.Античная классика (5-сер4до н.э.):Греческое Просвещение(акцент на проблемах чел,его воспит) *софисты(Протагор:человек есть мера всех вещей) *Сократ, Зрелая классика *Платон(модель идеального госуд:высш власть у философов,стражи мужество, ремеслен . Госуд приносит в жертву целому счастье отдельных граждан) *Аристотель(под счастьем понимает следование добродетели,тк чел может реализовать себя только в обществе);3.Эллинистический(вт пол4-1до н.э.) *стоицизм(Сенека:счастье в следовании судьбе) *эпикуреизм(счастье через наслаждение, страх перед смертью) *скептицизм; 1ые попытки фил. осмысления мира обнаруживаются у Гомера. В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины: Нике- универсальная потенция всех состояний мира, Океаное -некое праморе и Тетис- жизн. сила.
Стремление отв. на ?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению фил. школ. Существовали 4 школы:1)Фалес, Гераклит - Милетская2)Ксенофан, Парменид, Зенон,Мелисс- Элейская школа3)Пифагор,Алкмеон-пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп-атомисты.Все они были натуралисты. Материальное начало,кот. они брали за основу имело бож. сущ-ть.Фалес считал первоначал воду.Гераклит-огонь(1ый подметил то, что мир находится в бесконечном изм-ии, движ-и,и вывод, что огонь наиболее подвижный, способный к изм-ию эл-т бытия). Парменид - основатель онтологии (учение о бытие).Его учение было направл против учения Гераклита.Считал,что бытие конечно, неподвижно. Говорил, что познать мир возможно только рацион.путем(путем умозаключ.)и все чувственное относил к ложному. Пифагорейцы-пришли к выводу о том, что колич. отнош-я являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр. фигур. Анатомисты :все тела состоят из атомов. Атомы+пустота-основа всего сущего. Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.
6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.
Принципы средневекового фил мышл: монотеизм, теоцентризм, символизм, провиденциализм, эсхатологизм(учение о конечности бытия)
Раздел. на 2 этапа: патристика (2-6в) и схоластика (9-14).1. Предст: Аврелий Августин. Гл. филос. труды посвящ. проблемам бытия и времени, личности чел-ка, его воли и разума перед лицом Творца. Чел. душа не имеет ничего общ. с материей, т.к. она сотворена Богом. Душа бессмертна, она единств. носительница знания, кот. исходило от Бога. Свобода воли. В учении больш. место заним. проблема об-ва и истории. Августин явился родонач. европейск. христианск. философии истории.2. Схоластика (деятельность ума). Фома Аквинский. Осн. цель: разработка догматов христ. вероучения в формах здравого смысла. Именно с Ф.А. начинает проявляться двойственность религиозн.псих-гии. Стремление проникнуть в божеств. тайну парадоксальным образом сталкивает требования холодного рассудка с личностными чувствами верующего.
Проблема отнош-я понятия к слову и предметам.
С попытками решения проблемы универсалий связаны три филос. течения:1) концептуализм – существ. общего внутри единичного2) реализм – направление в средн.схоластике,утверждавшее,что общие понятия (универсалии) имеют реальное сущ-е и предшествуюто сущ-ю ед.вещей.3) номинализм – направл в ср.фил-ии,считавшее общие понятия лишь именами ед-ых предметов. Номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отд.вещи с их индивид. кач-ми.Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах,не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и кач-в.
7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.
Философию эпохи Возр. отличают ярко выраж. антропоцентризм и гуманизм. Чел-к не только выступает в ней важн. объектом рассмотрения, но и оказыв-ся центр. фигурой цепи космич. бытия. Гуманизм концентр. вним. на внутр.мире личности и через него по-новому трактует место чел-ка во Вселенной,утверж. его право на счастье и гармоничн. разв-е. Принцип свободного разв-я личности Осн. принципы:1.Учение о ценности, самодостаточности чел. жизни. 2. Учение об абсолютн. духовн. свободе чел-ка в его отн-ии к миру, познанию, тв-ву, самому себе.3.Натурализм как универс. принцип объясн. чел-ка, прир. и соц. действ-ти. Гуманистич. мысль рассм. чел-ка с т.з. не грехопадения, а возможного его истинного чел-го сост-я. высш. рез-т возвыш. чел-ка, обреет. чел. дост-ва, явл. его «божественность» - возвыш. чел-ка до того,по образу и подобию кот.он был создан.