Файл: vrode_luchshie_filosofia_shpora.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.

2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.

3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы

4. Китай

6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.

7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.

8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.

9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.

10.Материализм…

11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта

12. Гегелевское учение о диалектике.

13. Антропологический материализм л. Фейербаха.

14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.

15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.

16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)

17. Исторические формы позитивизма

18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх

19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.

20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.

22.Структурализм

23.Постмодернизм

24. Особенности проблематики русск. Философии

25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.

27. Материя как философская категория и реальность.

28. Движение как способ сущ. Материи.

29. Пространственно-временная стр-ра бытия.

30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.

31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….

32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.

36. Проблема жизни и смерти в философии.

38.Мышление и язык.Сознание и мозг.

40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.

41. Предмет и осн. Понятия теории познания

42. Место и роль практики в познании.

44. Понятие истины.

47. Структура научного исследования.

48. Понятие метода(м) и методологии.

50. Феномен научной революции.

51. Структура научного сообщества и этич. Нормы науки.

53. Понятие соц. Реальности и общества

54.Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва

57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве

59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.

61Линейные и нелин. Интерприт

63. Глобализация

64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.

57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве

Культура– совокупность отношений и объектов, форм человеческого поведения и деятельности, созданных людьми в дополнение к природным. Виды культуры: материальная (ориентирована на преобразование предметной реальности), духовная (трансформация самого чела).элитарная (полузакрыт типа, культура професс-лов),народная (традиционность, опора на широкие слои нас-я) массовая (ориентирована не на творчество, а на потребление).Выдел. также Субкультуру– локальн целостное образование внутри господствующей культуры,отлич.собственн языком, обычаям, нравами. Формы культуры: религия, мифология, искусство, фил-ия.Ф-ии к-туры: 1)познавательная 2)информационная (обеспечивает историческую преемств-ть и передачу соц опыта) 3)коммуник-ая (обесп-ет сохранение, передачу и тиражирование культурных ценностей) Диалог культур– сумма отношений и связей, которые складываются м-ду разл.культурами.Уровни взаимодействия культур: 1) этнический (отношения м-ду локальными этносами,общностями)2)межнациональный (диалог разл гос-полит структур и полит элит) 3) цивилизационный (встреча принципиально различных типов социальности, сист. ценностей). Культурный шок – первоначальная реакция сознания на встречу с иной культурой.Культ. шок может перерастать в культурный конфликт.

59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.

Фил-я техники возникла во в. п. 19 в. Это было обусловлено формированием технических наук и необходимостью осмысления их специфики и статуса в сист. научн знаний и бурным разв-ем НТП. Проблемное поле фил-ии техники: сущность техники, статус техники в сист. человеческой деятельности и культуры, технический прогресс, угроза, кот несёт техника челу и природе.Техника – исторически развивающаяся сов-сть искусств ср-в (орудий, устр-в, навыков),созданных д/преобраз. природы с целью удовлетв-ия своих потребностей. Технич. прогресс –направленное поступательное развитие и усовершенствование технич. средств и навыков. 3 этапа разв-я техники: 1)орудия ручного труда 2) машины (чел–необход.технологич. звено) 3)автоматы(чел управляет и контрол). Техногенная цив-я – цив-я, основанная на приоритетном разв-ии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и соц. реальности. Оформляется с 16-17вв.Признаки: приоитет науки, техники, технологии; инновация как важнейшая ценность общ-ва;Созданная техносфера стала мощным фактором подавления биосферы, что привело к глобальным проблемам.


60. Источники и движ. силы обществ. разв-я. Проблема источника ист разв-я связана с реш-ем ? о том, что движет историю.3 основные модели: 1) теория социального противоречия (единство и борьба противоположностей явл-я источником развития в общ-ве, внутр динамику процесса определяет война проивоборствующих сил.) 2) концепция солидаризма:акцент на соц сплочённости как гаранте сбалансированного разв-я общ-ва. Конфликты и противоречия–отклонения от нормы, препятствие для прогресса.3)теория конфликта конфликт–более узк понятие,чем соц.противор-е. В ф соревнования и конкуренции конфликт явл ист-ком историч разв-я. Специфика данной теории – направленность на поиск консенсуса.

Роль личности, учение о народных массах. Теория элит.


61Линейные и нелин. Интерприт

В реш-ии вопроса о направленности ист проц-а выдел. Лин. и нелин. интерпретации истории. Нелинейная: развиваются в цивилизационно-циклических моделях,напр-р,теория локальных цивилизаций. Общее для этих моделей: 1) отказ от идеи единого общечеловеческ прогресса, акцент на множ-ность типов историч. развития 2)приоритет дух-мировоззренческих факторов над материально-производственными Линейные: Сущ-ют в 2 основных видах: регрессизм(идеализирует прошлое, а буд видит в катастрофах) и прогрессизм(в буд счастье).Для неклассич концепций прогрессизма хар-но: 1) выделение материально-производств. факторов в кач-ве критериев и гарантов прогресса 2)подчинение истории челов-ва единым универсальным законам 3)абсолютизация прогресса как направленного качествен развития общ-ва от низш стадий к высш.

Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, где история-закономерная смена общественно-экон формаций(рабов, феод, капитал и коммун). Цивилизац. 3 типа цивилиз:1доиндустриальная(аграрная, традиционная),2индустриальная(транспорт, промышл произ-во, власть капитала,3постиндустриальная,или информац (сфера услуг и потребления, информация-основной ресурс и капитал общ-ва).

62. Локальные цивилизации и пробл. сохр-я культ-нац. Идентичности Локальные цивилизации —самобытные национ.общности, отличающиеся друг от друга соц.-экономич., политич. и культурн. характеристиками,сущ.длит. время, имеет относительно устойч. пространств. границы.Хар-ки лок цив: 1.представляют устойч. системы, кот. способны воспроизводить себя. 2. Лок цив основана на традициях.Фундаментальной проблемой явл. проблема нац и культ самоидентификации, сохранен. своей уникальной культурной традиции, языка, обычаев.Культур. самоидент-ция есть осознание челом факта своей принадлежности к опред культуре.Для большей части мира национальная идентичность связана с национальным государством. В подавляющем большинстве стран именно государство продолжает оставаться несущей конструкцией национальной идентичности.Национальные культуры боятся потерять свою идентичность, стараются сохранить и возродить те ценности, которые копились на протяжении веков и они не готовы принять те ценности, которые им предоставляет современное общество.


63. Глобализация

Процесс увеличения экономич взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции их нац рынков, услуг и капиталов, активной миграции людей и движения информационных потоков за пределы нац границ. Это понятие введено в лексикон в сер 90х. 3 этапа: *1870-1914(увелич доля экспорта, сумма иностр инвестиций, миграция); *1950-1980е(только развитых стран)быстрый рост торговых и инвестиц потоков. А в развивающ экономич разрыв увеличился.; *с 1980х(новые технич возможности, снижение стоимости междунар перевозок, отмена гос огранич на импортные квоты, ввоз товаров из-за рубежа)

Политические предпосылки(крах соц режимов, переход от биполярного к многополярному миру, ориентация на демократич ценности и нормы), культурные(интернац ценностей и жизненных статегий поведения, массовизация и американизация культуры). В сложной ситуации оказались страны с переходной экономикой (постсоветские), тк не были готовы к международной конкуренции. Фундаментальной проблемой в условиях глобализации явл проблема нац и культ самоидентификации.


64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.

Глобальные проблемы(г.б.) – проблемы, кот. затрагивают жизненные интересы всего челов-ва и от реш-я кот. зависит его будущ существ-ие.Д/г.б. хар-но:наличие планетарного хар-ра; угроза деградации и гибели всего чел-ва; потребность в быстром реагировании и эффективном реш-ии г.п. .Г.п.классифицируют по сферам их проявления 1.Взаимодействие общества и природы: - экологические(охрана окр среды,сохр-е биологич разнообразия, поддержание устойчивого разв-я биосферы)2.Взаим-е между соц общностями: соц-полит(проблема войны и мира); соц-эк (проблемы эк отставания, преодоления нищеты,улучшения кач-ва жизни)3.Взаим-е чел. и общ-ва: демографич (проблема роста народонас-я);медицинские(пр-мы здравоохранения, продолжительности жизни); соц-культ (проблемы образования, сохр-я нац культ насл-я).Гл. причины г.п.: возраст-е мощи технич ср-в ведения войны и возд-я на природу, исчерпание естеств прир рес-ов, неравноправные эк отношения между странами.Выход: изменение отношения к природе(биосфере)–от потребительск к адаптивно-побтребительскому. Необходимо формировать экологическое сознание.