ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.
2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.
3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы
6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.
7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.
8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.
9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.
11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта
12. Гегелевское учение о диалектике.
13. Антропологический материализм л. Фейербаха.
14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.
15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.
16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)
17. Исторические формы позитивизма
18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх
19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.
20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.
24. Особенности проблематики русск. Философии
25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.
27. Материя как философская категория и реальность.
28. Движение как способ сущ. Материи.
29. Пространственно-временная стр-ра бытия.
30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.
31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….
32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.
36. Проблема жизни и смерти в философии.
38.Мышление и язык.Сознание и мозг.
40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.
41. Предмет и осн. Понятия теории познания
42. Место и роль практики в познании.
47. Структура научного исследования.
48. Понятие метода(м) и методологии.
50. Феномен научной революции.
51. Структура научного сообщества и этич. Нормы науки.
53. Понятие соц. Реальности и общества
54.Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва
57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве
59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.
64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.
20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.
Совр. религ. направления фил. возникли в русле христ. религ. Наиб. устойчивостью и влиянием отличаются неотомизм и персонализм. Неотомизм- офиц.ф-я катол. церкви. Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет. постулатов. Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и провозглаш. себя«ф-ей, сохран. В веках». Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Фомы Аквинского.Неотомизм оперирует 2мя гл.парами категорий:«существование и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»-самый факт бытия нек-ой вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой эту вещь в глазах разума. «материя»-неопредел. субъект, к-ый без формы не обладает реальным существованием, «форма»-животворящее начало, вносящее в мир качеств. различия и структурную определённость вещей. Задачи неот-стов - превратить ф-ю в служанку богословия. Персонализм сформировался в к.19в.в России (Бердяев) и США(Брайтмен). Фр(Лакруа). Мировозр-ая установка персонализма- примирить религию с некот. буржуазными гуманистич ценностями. Осн.?ф-и решается ими в традиции субъективного идеализма. Исходный пункт-самосознающая чел.индивид-ть. Основу личности образует не разлож-ая на части цельность, ее«абсолютная и суверенная самос-ть»,к-ая проявляет себя в неограниченной свободе. Абсолютная свобода-всего лишь усл-е реал-ии личности, а не ее цель, сущность, рез-т. Высшая ценность личности-ее априорная продуктивная активность, сп-ть к соверш-ию. Осозн-е челом своего ед-ва с др.людьми имеет в кач-ве прообраза изв. связь чела с Богом.
21. Философская герменевтикаВ античн. время под Г. понималось искусство истолкования и разъяснения. оснават. совр. Г-Дильтей.,положил нач. наукам о межличностном понимании. Интерпретация стала теоретич базисом наук о Духе.Ядро Г-искусство аллегорич интерпретации, с пом кот раскрывался скрытый смысл текста.Мартин Хайерггер:Г. есть ни что иное, как феноменология человеч. бытия. Г. выдвинула проблему понимания текстов. Любой текст всегда имеет два смысла: то, что мы можем увидеть и прочитать и скрытый смысл. Задача герменевтики состоит в том, чтобы понять скрытый смысл. Основу познания всегда сост-ет «предварительное понимание», заданное традицией.
22.Структурализм
Носителем же понимания, традиции явл. язык. Структурализм-строение гуманитарного знания. Можно охарактериз как попытку выявить глубинные универсальные ментальные стр-ры социума на всех его уровнях – в лит-ре,матем. и т. д.Основан на убеждении в сущ ед всего сущного,универсальности его принципов. Фердинаед де Соссюра. Рассматр. язык как с-му знаков, вследств. чего лингвистика станов. частью нов. науки – семиологии, изуч. знаки. Клод Леви-Стросс стремился постичь универсальные стр-ры об-ва через исслед. мифов.Они выступают как особые языки,организ в соответствии с устойчивыми структурными правилами,соблюд кот явл гарантом нормального функц общ.Язык определяет мышление и поведение людей.
23.Постмодернизм
Определяют как особое состояние в культХХ-нХ1 в,связ с разочарованием в ценностях Просвещения и индустр-капитал общ. (Деррида, Гваттари)уделяя внимание описанию «игры частностями», не претендует на создание общей теории .Идеалом П-ма выступает единство предметных полей, т.е. соединение религии, искусства, науки, философии, искусства и т.п. Общие установки П-ма: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируютя в текстах, философствование без субъекта.Критика логоцентризма.Ирония по отношению к любой позиции,претендующей на авторитет,акцент на анализе поверхностных явлений,стирание пространственных и временных границ.
24. Особенности проблематики русск. Философии
Формир собственно рус ф относ к серХ1Хв Импульсом стали письма Чаадаева,где острой критике была подвергнута рос истор.Фил. мысль в Р.формир-сь под влиянием общемировой ф-и. Специфика Р.ф-и во многом складывалась под влиянием соц.-культурн пр-ов, происх. на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус.фил. мысли. В это вр формир базовые мировоззрен установки,кот потом выр в рус ф:Онтологизм(мир как сфера осущ Божествен премудрости),антропологизм и психологизм как интерес к внутрен опыту личности.Подчинение истины идеалам справедливости.
Западники(Белинский,Герцен,Грановский,Корш)реформир Рос по зап образцус целью либерализации соц отнош,развит науки и образ. Их наследниками стали народники и марксисты.
Славянофилы(Кириевский,Хомяков,Данилевский)критик запад,идиализ Р историю,Р-хранительница провославия,самодержавия и народности,призвана указать Европе путь к спасению.
Философия всеединства (Соловьев)стала попыткой соед В и З, правосл и катол,разума и интуиции.
Рубеж Х1Х-ХХ-золотой век р ф(Булгаков, Карсавин.Русский космизм:Вернадский).Развитие было прервано 1917. Ф в ССР подчинено марксизму.
25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.
Б ф в опред мере отражает не столько нац, сколько географ-территор специфику фил.1этап-предфилософский.Зарожд. связано с образ-ем Киевской Руси. Важн. знач-е для дух.жизни Др.Р.имело христ-во(988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию лит-ры, становлению опред.системы фил. мысли. Задолго до нее сущ-л фольклор, оказавший бол. вл-е на дух. жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса. В 10-11в.на б.землях появляются 1-ые лит. памятники. Распростр-ся произведения –сл. о полку игореве, повесть временных лет. Кирилл Туровский. Призывал к просвещению и«книжному почитанию. 2этап-гуманистич и реформац движ(16-пп17) формирование бел.народности связано с благотворным влиянием эпохи Возрож-я. Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист. Осн.девиз-все для науки и блага простых людей. Продолжателем Скорины выступил Будный. Использовал идеи реформации в борьбе за бел. культуру, распростр-ие светских зн-й. Религиозно-фил.взгляды Будного претерпели боль.и сложную эволюцию.Начав с критики дух-ва,он постепенно пришёл к отрицанию ряда догматов христ.церкви.3этап-доминир схоластич ф(к17-пп18)связан с господством ордена иезуитов.Смотрицкий.4этап(вп 18-н19). в Беларуси получают распространение идеи Просвещения. Образов и воспит, тайные студ сообщ. Чечот,Нарушевич,Мицкевич,Зан. 5этап-нац-демократ идеи (вп19-н20)акцент на проблеме нац возрожден и освобожден бел,статуса нац культ и языка. Калиновский,Богушевич,Богданович, Купала, Колас. Тема нац самосознания и нац идентичности в раб Абдираловича «Адвечным шляхам». 6этап-доминир марксистской традиции(20-80 ХХ)Исследования в области истор ф(Лущицкий),ф и методологии науки(Ивановский), теории диалектики,соц ф, ф культуры. 90 ХХ-расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развит Бел в глобализир мире.
26. Метафизика и онтология как с-мы филос. знания. Бытие и небытие. метафизика (греч. то, что после природы) употребляется в следующих основных смыслах: 1. как синоним фил-ии в целом 2. как учение о сверхчувственных началах и принципах бытия 3. как метод познания, альтернативный диалектике.Онтология исследует проблему бытия реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. Отцы-Гераклит, Парменид, Платон.
Люб.фил.рассуждение начинается с понятия о бытии,? о том,что такое бытие,постоянно присутствует в люб.философствовании.Он возник вместе с зарождением ф-и и будет постоянно сопровождать ее.Это вечный ?. И глубина его содержания неисчерпаема.Историч и логич началом онтологии служат такие категрии:бытие, небыт,сущее,сущность,субстанция,реальность,материя,движение,развитие,пространство,время.Под бытием в самом широком смысле поним-ся предельно общее понятие о существовании.Бытие есть все то, что есть–«вся видимая же и невидимая».Бытие материальное и идеальное(сознание). Бытие в обыденном понимании–существование. Бытие как фил.категория–не просто существование,а то, что гарантирует существование.Уровни бытия: Бытие природы; Бытие общества; Бытие личности; Формы бытия:1.Вещей и процессов–естественное бытие, иногда его разделяют на миры:микромир–на уровне элементарных частиц, макромир–на уровне человека, мегамир–дали.Представлены первой и второй природой:Первая природа–существовала до чела,с ним и после него.Вторая природа–вечный мир,созданный челом. 2.Человека.Чел сущ-ет как чел благодаря уникальной связи природного тела и чел.духа (созн-я). в других объектах отсутствует. 3.Духовн. (идеального)-наш внутренний мир,нет нас–мир