ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.
2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.
3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы
6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.
7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.
8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.
9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.
11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта
12. Гегелевское учение о диалектике.
13. Антропологический материализм л. Фейербаха.
14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.
15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.
16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)
17. Исторические формы позитивизма
18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх
19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.
20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.
24. Особенности проблематики русск. Философии
25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.
27. Материя как философская категория и реальность.
28. Движение как способ сущ. Материи.
29. Пространственно-временная стр-ра бытия.
30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.
31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….
32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.
36. Проблема жизни и смерти в философии.
38.Мышление и язык.Сознание и мозг.
40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.
41. Предмет и осн. Понятия теории познания
42. Место и роль практики в познании.
47. Структура научного исследования.
48. Понятие метода(м) и методологии.
50. Феномен научной революции.
51. Структура научного сообщества и этич. Нормы науки.
53. Понятие соц. Реальности и общества
54.Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва
57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве
59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.
64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.
12. Гегелевское учение о диалектике.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. классич. фил-я). отвергая учения Шеллинга об интеллектуальной интуиции, фил. попыт. показать, что пр-сс возн. многого из единого постигается путём рационального познания. Инструментом он считал логическое мышление, а осн. формой – понятие. Отождествив понятие с самой сущностью вещей, Гегель представил всё мировое раз-е как развитие духа «абсолютн. идеи». На пути к вершинам самопознания «абс.ид-я» находит для себя сотв. формы: созерцание, представление и, наконец, понятное мышление.
Подлинной заслугой явл. разработка диалектическ метода. Гегель развил глубокие мысли о движ-ии, о переходе колич. измен-ий в качеств. и обратно, о противоречии как источнике развития, об отрицании, о развитии от низш. к высш. не по прямой, а по спирали. Он разраб. и сформ. осн. законы диалект-и. Признал разумность мира. Провозгласил: «Всё действительное – разумно, всё разумное - действительно», имея в виду, что разумен не рез-т развития, а само развитие, включ. в себя свой рез-т.Фил-я Гегеля оказ. огромн. возд. на мир. фил. мысль, подтвердив гегелевские слова: «Ответ на вопросы, кот. оставляет без ответа фил-я, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены»
13. Антропологический материализм л. Фейербаха.
Первый с острой критикой филос. Гегеля выступил Людвиг Фейрбах. Его труды сыграли значит. роль в дальн. разв. материалистич. филос. Выступая против идеализма Гегеля, Фейербах ставил вопрос о коренной реформе философии. Необходимость её он пыт. связать с новыми задачами чел-ва, его потребностями. Подлинная философия, по Фейербаху, призвана носить антропологический хар-р. Предметом её изуч. должен стать человек. понимание чела как высшего продукта природы. Разр. концепция «разумного эгоизма» - человеку достаточно лишь осознать свою зависимость от др. людей, чтобы понять, что реализация его личного стремления к счастью связана с необх-ю способствовать осуществл. таких же желаний у других . Учение носило огранич. хар-р. Человек как отправной пункт его философии был конкретен лишь в физиологическом отношении, в плане же соц-ист-ом отн-ии он предст. собой абстракцию, созданную на основе того образа чел-ка, кот. запечатлен в религиозном сознании.
14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.
Классич.и неклассич.философия - термины, появившиеся из естествознания. Венцом классич. фил-ии считают нем. класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив. не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз. общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн. порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Нач. 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем .Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Др.фил-ие течения порывают с классич. теорией,уже не основываются на разуме, идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич. фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр. состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен. чувств.связь с миром Гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной. Истина относительна(релятивизм),практическая ориентация ф,субъективизм, приоритет вероятностных связей в мире,действительность иррациональна и абсурдна, разум и смысл вносятся в нее самим человеком.
15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.
Предпосылки: 1) соц-полит. условия ( развитие антагонистических противоречий капитализма и прежде всего между трудом и капиталом). 2) теоретические источники ( классическая немецкая философия: идеалистическая диалектика гегеля, философский материализм фейербаха). 3) естественно-научные предпосылки ( три великих открытия 19в.: открытие клетки, закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение дарвина о происх. видов)Маркс определил суть нового мировоззрения: «Философы лишь различным образом объясняют мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Задача:проникнуть в загрань внеш.ясности обыденной жизни. Осн..?.ф-и. есть ? об отношении мышления и бытия,духа и природы, объект.и субъективного,психического и физического, материального и идеального, материи и созн-я и т.д. О.?.фс.имеет две стороны:1.что первично,что вторич-но,2.познаваемый мир
Социальная филос. марксизма. Эволюция в учениях зап. маркс. и неом…
Основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс.Развитие общества они рассматривали по аналогии с развитием природы.Основу общества составляет экономическая сфера, связанная с трудовой деятельностью людей по производству благ.Черты:1.Материалистич поним-ие истории (экономические отношения—базис, все остальные сферы жизни общ-ва определ ими)2Коммунистич формации присущи: отсутствие эксплуатации чела челом и противопост-ия умственного труда физическому, превращение труда в первую потребность жизни, всесторонне развитие индивидов («Каждый по способностям, каждому по потребностям»)3.Предложили понимание сущности чела как совокупности общественных отношений, где господствуют производственные отношения, включающие отношение людей к средствам производства, отношения обмена, отношения распределения.4.Проанализировали проблему отчуждённого труда как такой тип деятельности, который одновременно является условием жизни индивида и лишает его возможности развивать свои способности. При капитализма происходит отчуждение чела от результатов его труда, его творческой природы, другого чела. Классический марксизм получил дальнейшее развитие в:Отказе от догматизации основных положений марксизма (Бернштейн, Каутский): например, допущение возможности мирного развития капитализма;
16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)
А. Шопенгауэр(,«Мир как воля и представление») стал основателем течения «фил-я жизни». Жизнь понимается как исходная прир реальность. Воля – бессознательный слепой порыв, стремление к жизни. Воля первична по отношению к разуму, истории и культуре. Чел – раб воли, страдающее сущ-во, где страдание явл-я следствием желания. Выход– преодоление животного инстинкта жизни. Фил-ю Шопенгауэра отличает крайний пессимизм: люди злобны и эгоистичны, а мир – «наихудший из возможных».Фр. Ницше ( «Рождение трагедии из духа музыки»)шопенгауэрск волю к жизни конкретизирует как волю к власти. Жизнь – воля к власти, всё живое как бы стремится к власти, неравенство сил создаётся естеств образом. Жизнь – борьба всех против всех. Ницше критикует существующую форму нарвственности и культуры: наука и искусство уводят чел-а от жизни в мир искусственной гармонии, мораль вырастает из усилия слабых оправдать свою слабость, религия призывает не столько к жизни, сколько к смерти. История нуждается в новой иерархии ценностей, основанных на приоритете жизни и силы, носителем к-ой выступает грядущий сверхчел. Ницше одним из первых сказал о наступлении нигилизма.
Шопенгауэр основал фил жизни(Мир как воля и представление) В кач субстанцеального принципа жизни высткпает воля.Чел явл рабом своей воли. 2 разновидности людей,не явл рабом воли:святые в земной жизни и гении в искусстве.Каждый чел располагает 3 высшими благами:здоровье, молодость, свобода,но мы их не ценим. Крайний пессимизм:люди злобны и эгоистичны. А этот мир наихудший из возможных.
17. Исторические формы позитивизма
Преувеличение роли науки.Гл. тезис позитивизма: всё подлинное, положительное знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных спец. наук или их синтетич. объед-я и что философия как самост. наука, претенд. на исслед-е особой сферы реальности, не имеет права на существов. Позит. пережил 3 этапа эволюции:
1.Классич П(Конт, Милль, Спенсер)30-40 Х1Х. Попыт. осмыслить противореч. между наукой того врем. и филос.,претендовавшей на роль «науки наук»,систематизация н.2. эмпириокритизм,(Мах, Авенариус)научн знание возможно как результат синтеза физич и психич опыта.Целью физич знания явл устан зависимости между чувчтв переживаниями, а понятия и теории науки-эт средства ее достижения.3.неопозитивизм 20 ХХ(Шлик, Карпан, Витгенштейн). Логич позитивизм(принципы:верификации, физикализм, конвенционализм) и лингвистич позитив.
18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх
-изучение динамики н/з, -реабилитация метафизики как эвристического средства научного поиска, -исследование социокультурных факторов развития и функционирования н/з.Важнейш. задачу фл-ии Поппер считал проблему демаркации – отделение научн. зн-я от ненаучн. и нахождение критерия, кот. позволял бы провести разгранич. между эмпирич. науками, с одной стороны, и математикой, логикой, а также философскими сист-ми - с другой. Методом демаркации явл. фальсификация – принцип. опровержимость любого научного утверждения. Однако данную методологическую процедуру он рассматривал не как самоцель, а лишь как спос-ть теории, гипотезы и т.д. подвергнуться критическому анализу.В работах Поппера видят истоки постпозит-ма ( к нему отн. Куна, Лакатоса). Для него хар-но след.: снижение интереса к поблемам формальной логики; обращение к истории науки; изучение, а не анализ динамики развития «готового» научного зн-я; отказ от всяких жёстких разграничений – эмперии и теории, науки и филос-ии; осмысление разв-я знания как единства количественных и качеств. изм-ий.
19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.
Возник в нач. 20-х гг. в Германии, позже во Франции. Экзистенциализм-иррационалистич ф, предметом рассмотр кот явл не объективная реальность, а внутр мир чел.Фил-я Э обратилась к проблемам критических, кризисных ситуаций в разв. об-ва, пытаясь рассмотреть чел-ка в его хождении по мукам, переживаний жестоких испытаний. В центре вним. - частные злободневные вопросы: смысл жизни, вина и ответственность, решение и выбор своего жизн. пути, отн-е чел-ка к смерти. Гл. проблема Э – проблема существования. Осознание каждым индивидом собственной смерти и несовершенства. Она есть сугубо личное, глубоко интимное, непроизвольное переживание субъектом обстоятельств своего бытия. Побуждение к подлинному существ. содержится в таких феноминах как страх, экзистенциональная тревога, тошнота. По мнению Э., человек вынужден пребывать в истории и не может жить вне об-ва.История есть обстоятельства чел. жизни, разросшиеся до размеров об-ваю Человек просто пребывает в ней, стихийно вовлечённый в данный процесс. Осознав это он преобретает стойкость, неох. для того, чтобы не впадать в отчаяние даже при самом мрачном историч. прогнозе.В 1939-45 гг. центром Э. дв-я становится Франция. Жан-Поль Стар. «Бытие и ничто».По Стару, мир составляют два типа реальности, разделённые изначально: всё то что есть, т.е. бытие, и нечто, не укладывающееся в понятие «есть».Человек есть, прежде всего то, кем он выступает в своих проектах, замыслах, к чему стремится.Основной хар-кой явл свобода(негативная бунт, позитивная выбор).Э стал отражением кризисности человеч существован и попыткой защиты чел индивид в усл омассовления культ и общ.