Файл: vrode_luchshie_filosofia_shpora.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.

2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.

3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы

4. Китай

6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.

7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.

8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.

9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.

10.Материализм…

11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта

12. Гегелевское учение о диалектике.

13. Антропологический материализм л. Фейербаха.

14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.

15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.

16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)

17. Исторические формы позитивизма

18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх

19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.

20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.

22.Структурализм

23.Постмодернизм

24. Особенности проблематики русск. Философии

25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.

27. Материя как философская категория и реальность.

28. Движение как способ сущ. Материи.

29. Пространственно-временная стр-ра бытия.

30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.

31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….

32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.

36. Проблема жизни и смерти в философии.

38.Мышление и язык.Сознание и мозг.

40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.

41. Предмет и осн. Понятия теории познания

42. Место и роль практики в познании.

44. Понятие истины.

47. Структура научного исследования.

48. Понятие метода(м) и методологии.

50. Феномен научной революции.

51. Структура научного сообщества и этич. Нормы науки.

53. Понятие соц. Реальности и общества

54.Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва

57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве

59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.

61Линейные и нелин. Интерприт

63. Глобализация

64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.

Сер15в. неоплатонический этап.Новая в тенденции пантеистическая картина мира.Центр. идея – возвыш. чел-ка в силу его причастности ко всему земному и небесному.Период формир. Возр. мысли заверш. натурфилософский этап.Кузанский. Идея взаимосв. всех прир. явл.,идея о бесконеч-ти Вселенной, идея о челе как микросхеме, принцип совпадения противоположностей.Дж.Бруно. Гл. было учение бесконечности мира. Говорит о Вселенной как о бесконечн. субстанции. Вне её нет ничего, ибо она предст. собой всё сущее, всё бытие. она вечна, не сотворена Богом,неподвижна.

Никколо Макиавелли: первый, кто предложил рассм. гос-во не через призму теологии, а на основе разума и опыта. Мотитвы политич. д-ти опред. реальные интересы: корысть, стремл. к власти, обогощению. принцип: «цель оправдывает ср-ва» . Цинизм по отношению к власти.


8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.

Развитие фил. мысли в Нов. врем. было тесно соп­ряжено с утверждением и развитием капитализма. Итал.Возр., революции в Нидерландах, Анг.,Фр. дополнили друг друга и слились вместе.Были сломлены мощь феод. двор-ва и дух. диктатура церкви, расчище­ны пути для развития промыш-сти и торговли. Европ.чел постепенно освобождается от средневек. связанности, вследствие чего рожд. его субъекти­визм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов. време­ни, по справедливому замечанию нем. ф-фа Хайдеггера, принадлежат также наука, машинная техника и ис­кусство. Чел.дея-сть понимается в целом как культура. Ускоряющееся развитие буржуазных отнош-й предъяв­ляло новые требования к отд.наукам и к методологии. Именно в данный период возникает"наука Нов.времени", т.е. наука в собственном смысле этого слова. В16-18вв.выдел в самост науч. дисциплину астроном, физика, химия, био­логия и др.Появляется плеяда видных ученых и мыс­лителей, сыгравших огромную роль в борьбе с религ. схоластикой, в разработке науч. и фил. проблем. Особ место среди них принадлеж Ньютону, от­крытия к-ого произвели подлинную революцию.Им был заложен фундамент механ. картины мира и механис­т. мировоззрения. Содержание науч. метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавлива­емые на основе опыта путем индукции. Цель этого метода-про­тивопоставление достоверного естественнонауч. зн-я домыслам натурфилософск. хар-ра. Знаменитый девиз уче­ного "гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостоя­ния.

Дилемма эмпиризма и рационализма в филос. Нового времени. Хар-на ориентация на позн-е реаль-ти,основ-ое на чувств-ом.Тенденция позн-я на ед-ых фактах.Ф.Бэкон «знание сила»

в кач-ве осн. метода позн-я выдвинул индуктивный метод – метод восх. от единичных фактов к обобщениям и понятиям. Согласно Бэкону, учёный, изучая конкретн. предметы и явл., сравн. их друг с другом, анализ. разл. их стороны, получает богатейший материал для широких обобщений и выводов. Идя таким путём исследователь соберёт богатую жатву полезных открытий. Философ подверг критике источн. чел. заблужд.(идолы):1. «идолы рода» - предрассудки чел. ума, проистекающ из смешивания нашей собств. природы и прир. вещей; 2. «идолы пещеры» - предрассудки, кот. заполняют ум из такого источника, как нашеиндивид. полож-е в мире;3. «идолы рынка» - заблужд., обусловл. необходимостью польз-ся словами с уже изв. значениями, восприн. чел-ом некритически; 4. «идолы театра» - заблужд. разума ввиду безоговорочн. подчинен. авторитету. Залог научн. позн. и увелич. власти чел-ка над прир. Бэкон видел в правильном сочет. органов чувств и эксперимента. Чувственные восприятия он считал единств. источником знаний, заложив тем самым основы эмпиризма. Основоположн. рационализма Р.Декарт(Рассуждение о методе) цель ф в познании истины, основание которой находится в сознании. принимал необходимость знания.Он полагал, что единств. ист. истинных знаний явл. разум. Исходн. началом служит сомнение. «Мыслю, следовательно существую». 4 правила декарта:1. не принимать ничего на веру, включать в суждения только то, что представляется разуму ясно и отчётливо. 2. разделить кажд. проблему на столько частей, сколько нужно для её решения. 3. начинать изучение с простейших предметов, постепенно переходя к более сложным. 4. делать перечни настолько полными, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль дедук-ции.



9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.

В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ. -идейное течение, связ. с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма. Основные черты эпохи Просвещения:Идея переустройства мира на разумных началахбыла унаследована из предшествующих эпох и стала одной из самых главных идей Просвещения.Антиклерикализм (борьба с Церковью и религиозными предрассудками во имя разума и свободомыслия-гл.задача) – главная характеристика духовной атмосферы эпохи Просвещения. Уверенность в силе человеческого разума, вера в его безграничные возможности.Ориентация науки на достижение экономического и социального благосостояния.Англ.(Дж. Локк), фр.(Д. Дидро, К. А. Гельвецкий, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер), нем. (И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Г. Э. Лессинг, В. Гумбольдт)Пр-я. Особое внимание уделялось правителям. т.к.просвещенные монархи Европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в. Особенно сильно заявило о себе во Фр. Наиб.яркая фигура-Вольтер. понимал ф-и как действенное орудие разума в борьбе против неразумного, отжившего свой век общ-ва. Руссо-один из наиб.влият.идеологов Пр-я. 1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прогресса.в трактате«Об общ.договоре» ф-ф разработал концепцию такой орган-ии общ-ва, кот. предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я, рав-во всех лиц и признание ими осн. з-нов. Для Фр Просвещ госуд выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них.

Гоббс(Левиафан)-природе чел присущи соперничество, недоверие и жажда славы, -госуд, возникшее на основе договора, призвано обеспечит порядок, -монархия-наилучшая форма правления.

Локк(трактаты о госуд правлении) –для естеств состояния людей характерны равенство, свобода. –госуд-результат необходимости защащать свободу и собственность, -разделение властей, -народ может свергнуть правит-во, если оно не выполняет условия договора.

10.Материализм…

Материализм: Ламетри,Дидро,Гельвеция. В центре- чел,его интересы и стремления, к-ый рассм-ся ими как часть природы. От природы все люди равны - одинаково стремятся к выгоде и личному благосост, рождаются не добрыми не злыми. Боролись за коренное изменение общ. отн-й. Единств. источником зн-й чела о внеш.мире считали ощущения. Титаническим делом фр.


11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта

Заверш .этапом форм-я фил. мысли Просвещ. явл. философия Канта. Тв-во делится на 2 периода: докритический и критический. В перв. периоде интересы фил-фа сосред. на проблемах естественнонаучного и натурфилософского хар-ра. Тв-во предст собой синтез 2-х осн. традиций европ. филос. – эмпиризм и рационализм. Различие мира и явлений вещей кант связывал с понятиями трансцендентального и трансцендентн. Первый термин означ, что явл. имеет признаки априорности, второй – указыв. на нахожд. чего-либо за границами опыта. Исследуя возм-ти ума, Кант обнаруживал склонность к объединению рассудочных операций в форме идей. Таких идей три: Бог, Мир, Душа.Свою этику Кант строил с учётом рез-ов критики теоретич. разума. Данной пробл. посвящ. труд «Критика практического разума»,в кот. выявляются«условия возможности» чел. ума к моральному действию. Исходной посылкой было убеждение Канта в том, что всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как ср-во осуществл. каких то ни было задач, даже если бы это были задачи всеобщего блага.