ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.08.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.
2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.
3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы
6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.
7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.
8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.
9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.
11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта
12. Гегелевское учение о диалектике.
13. Антропологический материализм л. Фейербаха.
14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.
15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.
16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)
17. Исторические формы позитивизма
18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх
19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.
20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.
24. Особенности проблематики русск. Философии
25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.
27. Материя как философская категория и реальность.
28. Движение как способ сущ. Материи.
29. Пространственно-временная стр-ра бытия.
30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.
31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….
32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.
36. Проблема жизни и смерти в философии.
38.Мышление и язык.Сознание и мозг.
40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.
41. Предмет и осн. Понятия теории познания
42. Место и роль практики в познании.
47. Структура научного исследования.
48. Понятие метода(м) и методологии.
50. Феномен научной революции.
51. Структура научного сообщества и этич. Нормы науки.
53. Понятие соц. Реальности и общества
54.Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва
57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве
59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.
64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.
27. Материя как философская категория и реальность.
Материя - это фил-ская категория для обозначения объективной реальности, которая дана челу в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них Содержание М. прошло неск.этапов. На 1 этапе считалось, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией) – Анаксимен –воздух; Фалес – вода; Гераклит – огонь; 2 этап материя тождествлялась с атомами как особой формой вещества (атомизм наибольшее распространение получил в 17-19 вв: Ньютон, Бойль, Ломоносов) 3 этап: В 19-20 вв. в связи с революцией в естествознании (открыта радиоактивность,расщеплен атом) зародилось фил-ско-гносеологическое понимание М: отвлечение от всех конкретных и общих св-в материальных образований, кроме двух 1. Способность М существовать независимо от сознания 2. ее способность отражаться человеческим сознанием. Такое понимание фиксировало генетическую первичность материи относительно сознания.На совр.,4этапе формир. концепция М как системы, охватывающей широк совок-ть ее атрибутов: несотворяемость, неуничтож-ть, бесконечн-ть, безграничность, движение,пространство,время,сознание как атрибут высокоорганизованной материи.
Структурные уровни живой, неживой и соц материи.
28. Движение как способ сущ. Материи.
Движение-способ существования материи, проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований. Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи. Критериями классификации: 1)наличие специф. материального носителя, т.е. соотнесенность с опред. уровнем организации неорганич., живой или соц.материи;2)наличие специф. или системы специф. взаимодей-ий м/д объектами, образующими опред. ур-нь организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-нов, управляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующими (высш форма возникла на основе предшествующ и ее законы не противоречат законам последней); 5)несводимость высших форм движения к предшествующим.На основе отмеченных критериев выделяют 5 осн.форм движения: механическую-пространственное перемещение материальных образований; физическую- взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на ядерном и атомном уровнях(кристаллизация, смены агрегатных состояний,носители-молекулы); химическую-пр-сы взаим-я и изменения матер. образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции,Носители+ионы, радикалы); биологическ - взаимод-я и сопутствующие им изменения объектов, образующих уровни организации живой материи(обмен вещ-в ,самовоспроизведение); социальную-процессы взаимодей-я соц.групп и институтов, изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы.
29. Пространственно-временная стр-ра бытия.
Материя не сущ вне пространства (П) и времени (В), как и П и В не существуют вне материи. П – форма сущ-я материи, выражающ протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах: взаимное расположение предметов, их способность занимать определенный объем,иметь опред.форму Основные свойства П: протяж-ность,однородность,трехмерность,изотропность. В – форма существования материи, выражающая длительность существования и смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем:продолжительность существования предметов, явлений, процессов, длительность изменения и развития их отдельных строн,фаз, ступеней(постоянно,непродолжительно); порядок следования смены состояний, событий и процессов в сфере материальных объектов (до, после),скорость и ритм процессов изменения и развития(быстро,медленно). Основные свойства В: длительность,однородность,одномерность, необратимость. Однородность П и В означает равноправие всех точек П и моментов В. Изотропность П – равнозначность всех его возможных направлений. Трехмерность П - возможность определить положение любого предмета с помощью трех независимых измерений. Концепции П и В: субстанциальная(рассматр П и В как особые самостоят сущности.П-пустота, а В-бесконечный поток состояний и событий), реляционная(П и В выступают как особые хар-ки вещей).В трактовке В выделяют 2 концепции:динамическая(указ прошл, буд) и статич(нет разницы между временными событ)
30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.
Слово «д» в переводе с греч означает «ис-во вести спор»,1 употребл приписывают Сократу(д – ис-во обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений, как способ вести фил диалог).Платон(«того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, мы называем диалектиком»).В античности д –способ обретения истинного знания. Средневековье:логика, ис-во различения истины и лжи. Гегель д – универсальн метод мышления.Д – фил учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи. Истор формы1.стихийная диалектика древнегреч фил-ф, развивающаяся как на материал,так и на идеалистической основе (д-метод правильного мышления)2.идеалистическая диалектика классич нем ф (Кант,Гегель)как теория развития и универсальный метод мышления.базир на идеях развития и противоречивости бытия. 3.материалист(Маркс,Энгельс)фил учение о развивающемся бытии и метод его познания,основан на принципах взаимосвязи и развития..Принципы1.универсальной взаимосвязи(все объекты сущ во взаимодействии)2.развития(всеО сущ, претерпевая кач и колич изменения)3.детерминизма(они причиннообусловлены, взаимозависимы) 4системности(означает наличие в мире закономерной орг-ции).Осн з-ны:1.з-н единства и борьбы противоположностей (выясняет источник развития)2.взаимного перехода кач и колич изменений(раскрывает механизм развития) 3.з-н отрицания отрицания(указывает направление развития). Т.о.Д – система з-нов, категорий и принципов, кот функционируют в мышлении чела и ориентируют его на анализ любого явл в его развитии и связи с др явлениями.
31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….
Законы Д – формы филос знания, выражающие связь явлений природы, общества и обуславливающие их развитие: 1.единства и борьбы противоположностей: развитие мира и познания осущ. путем раздвоения единого на противополож стороны, взаимодействие кот-ых характеризуют данную систему как целостное образование и сост внутр импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество(произв-во - потребление) Противоречия не исчезают,не уничтожаются, а разрешаются.2. З-н взаимного перехода качественных и количественных изменений: накопление колич изменений в определ для каждого отдельн предмета момент приводит к его кач изменению(с нов количеств харктер-ми; изменение климата) Св-во, качество, колич, мера.3. З-н отрицания отрицания: Всякая конечная сис-ма в развитии проходит ряд внутрене связанных этапов. Предыдущий этап развития отрицается по след.этапам. В тоже время сущ.преемственность развития,связь м/д этапами.Ед-во преемственности, поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания. (возрастные стадии в развитии чела). Мировоззр знач: знание з-нов необходимо для понимания процессов,происходящ в изменяющ мире;осмысление их причин и тенденций;выбора методологии исслед-ния.
32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.
Категория – форма осмысления способов отношения чела к миру, отражения наиб общих св-в бытия 1.Единичное–категория, выраж. св-ва и связи, присущие отдельным предметам и отсутствующие у др предметов(история гос-в,способности чела)2.Общее–фил к.,выраж. свойства, связи, присущие определен множ-ву предметов(одинаковые ф-ции,стр-ра предмета) 3.Особенное–к,обознач связи и отношения, кот отличают отдел предметы друг от друга1.Часть–к,обознач предметы, явл, образующие более сложн предметы, явления(отдельн детали,кот образ изделие) 2.Целое–к,обозн-щая предметы, включающие в себя в качестве составных частей др предметы:•неорганизованное(части объединены только пространств. связями –случайн скопление людей) •организ(части объединены функц связями – мех устройства)•органическое(части сохраняют свое качество только в рамках целого и развив-ся одновременно с ним – ч-к)1.Система – сов-сть элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определенн целостность – литер-ый язык 2.Элемент – составн часть системы 3.Структура–сов-сть связей эл-тов, обеспечив-х целостность сис-мы и сохранение ее осн св-в при внеш и внутр изиенениях. 1.Содержание–к, обознач совок-ть элементов, образующ вещь, взаимодействие эл-тов и рез-тов взаимодействия 2.Форма–совок-ть отношений и связей эл-тов, образующих предмет. Содержание – определяет основное качество предмета, форма – закрепляет достигнутое кач-во.(молекула воды)
33. Филос. катег, выраж. осн. типы детерминации.Категория – форма осмысления способов отношения чела к миру, отражения наиб общих св-в бытия1.Причина - фил к,обозначающая явление, действие кот-го порождает или изменяет другое явление(причина низкой онкурентоспособ-сти–плохое качество)2.Следствие – явление, порождаемое или или изменяемое действием др явления. Особенности:Прич. всегда предшествует следствию по времени,они связаны взаимодейст-м,связаны необходимым образом(есл есть причин, следствие неизбежно)1.Необходимость–фил к, выражающая регулярную связь явлений(смена времен года) 2.Случайность – ф к, выраж связь явлений, не обладающую регулярностью и устойчивостью(выигрыш в лотерее) 1.Возможность–ф к, обозначающая предметы, явл, кот-ые еще не стали бытием, но предпосылки возникновения кот. уже имеются в действит-сти: •формальная(противоречит з-нам реального мира)•абстрактная(не противоречит з-нам реальности,но для ее превращения нет условий) •реальная 2.Действительность – реально существующие предметы и явления
34. Понятие природы. Типы отн-я чел-ка к природе. Природа •совокупность всего сущего; •противостоящий челу объективно существующий, развивающийся по своим законам и независимый от нее мир;•сущность той или иной вещи—это мир в целом, бесконечное многообраз его конкретных проявлений. -античнось: прир - изменяющееся целое,чел-к–ее часть; -средневек: прир-нечто сотворенное Богом, но более низкое, чем сам чел, т.к. только он в процессе творения был наделен божественным началом — душой. Прир нередко мыслилась как источник зла, кот нужно преодолеть или подчинить. Жизнь чела -борьба божественного начала с греховным прир началом. -Возрождение: пр – ист-к радости, убежище, противостоящее челов цивилизации-новое время:пр–объект интенсивн преобразовател деят-сти.Типы отношения чела к природе: 1.древнейший(присвоение и использование готов продуктов пр с помощью орудий труда) 2.аграрн (гл сферы деят-сти – земледелие, животн-во; разви ремесел, появление городов) 3.промышленный (созд. машин, вовлечение в пр-во новых ресурсов, интенсивное развитие науки, осн сферы–промыш-ть, машинное пр-во).4соврем(бурное н/т развитие, возрастание потребления прир ресурсов).
Проблема коэволюции природы и об-ва.
Вступив в 21в, челов-во столкнулось с рядом сл проблем, обусловл-х противоречиями м-ду общ-вом и природой.Чел-к своей деят-стью влияет на окр среду, нарушая ее равновесие, способствуя переходу биосферы в такое состояние, где место челу нет. Неучет критич параметров биосферы ведет к необратимым процессам(увиличение СО2 в атмосфере ведет к росту ср t).Поэтому особое внимание уделяется разработке концепции уст развития чел-ства, т.е. развития всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и сущ-ния чел-ства. Т.е.. д.б. обеспечена коэволюция(лат co-совместно) – совместное и согласованное развитие чела и биосферы.(впервые с этой концепцией – Тимофеев-Ресовский в1968). Согласно принципам, на которых базируется концепция коэволюции, чел-ство, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно и само изменяться с учетом объект. требований природы. Назрела необх-сть разработки партнерской, диалоговой модели, основанной на взаимопонимании, гармоничном соединении чела с природой, диалоге отдельных культур.
35. Проблема антропогенеза в фил. и науке. Биологическое и социальное в челе. Антропогенез – отдел антропологии, изучающий происхождение чела. Так как возникновение физич типа чел происходило одновременно с образоанием общ-ва как надприродной системы связей между индивидами, проблема А в фил и науке интерпретируется одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокультурогенеза.Стала актуальной в естествознании в Х1Х Дарвин, Маркс(труд создал человека)Сущ несколько подходов к решению проблемы происх чела: 1.мифологич (рождение чела из земли,воды,космоса) 2.религ-зный–божеств происхожд жизни и чела; душа-источник жизни 3.уфологический (возникн с участием внеземного разума) 4..эволюционизм(19в Дарвин –идея появления животных в ходе эволюц развития и приспособления их к изменениям окр среды.Основа эволюции – естест отбор)Энгельс впервые указал на особый статус труда в антропогенезе и выделил труд как гл причину превращения обезьяны в чела. В науке сложились 2 т.зр:1.биологизаторство, абсолютизирующее роль ест начал в челе(соц-дарвинизм,фрейдизм)и 2.социологизаторство, преувеличивающее роль соц начала(структурализм-личность-актер) Чел-к – единство биологич и соц начал С1ст.,чел.– животное, принадлеж к классу млекапит-хся.С 2ст-особое существо, входящ в разл соц сис-мы, обладающ способ-тью взглянуть на себя «со стороны», перестроить усл существ-ия в соотв-ии со своими потребностями.