Файл: vrode_luchshie_filosofia_shpora.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.08.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.

2. Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.

3. Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы

4. Китай

6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Статус и функции.

7. Основные идеи философии Возрождения, её направленность и вклад.

8. Экономич. И духовные предпосылки филос. Нового времени.

9. Духовная атмосфера эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума.

10.Материализм…

11. Идея «гносеологической революции» и проблема Канта

12. Гегелевское учение о диалектике.

13. Антропологический материализм л. Фейербаха.

14. Основные хар-ки классической и неоклас. Филос.

15. Соц-эк и идейные предпос. Филос. Марксизма.

16. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше)

17. Исторические формы позитивизма

18. Философия постпозитивизма (Поппер, Кун, Лакатос)60-70хх

19. Филос. Экзистенциализма, отчуждение чел-ка и проблема его существ.

20. Проблема чел-ка и религ. Философии 20в.

22.Структурализм

23.Постмодернизм

24. Особенности проблематики русск. Философии

25. Бел. Филос. И обществ-полит. Мысль 11-19 вв.

27. Материя как философская категория и реальность.

28. Движение как способ сущ. Материи.

29. Пространственно-временная стр-ра бытия.

30. Диалектика как с-ма принципов.Ю законов и категорий.

31. Содержание, мировоззренческое и метологич. Зн-е осн. Законов….

32. Филос. Категории, выраж. Целостность и стреукт. Организ. Бытия.

36. Проблема жизни и смерти в философии.

38.Мышление и язык.Сознание и мозг.

40. Специфика познават. Отн-я чел-ка к миру. Проблема познаваемости мира.

41. Предмет и осн. Понятия теории познания

42. Место и роль практики в познании.

44. Понятие истины.

47. Структура научного исследования.

48. Понятие метода(м) и методологии.

50. Феномен научной революции.

51. Структура научного сообщества и этич. Нормы науки.

53. Понятие соц. Реальности и общества

54.Матеариальное и дух произ-во.Способ произ-ва. Роль экономики в развит общ-ва

57. Осн. Парадигмы филос. Анализа к-ры. Диалог культур в совр. Об-ве

59. Философия техники. Кризис совр. Техн. Цивилизации.

61Линейные и нелин. Интерприт

63. Глобализация

64. Глобальные проблемы современности. Экологич. Императивы.


42. Место и роль практики в познании.

Основной формой проявления жизни чела является деятельность-предметная,практическая, духовная,теоретическая.Чел активно воздействует на окружающие его вещи,придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения общественных и личных потребностей.Практика - целенаправленная деятельность людей, имеющая своей целью освоение и преобразование природн и соц-х объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не столько деятельность отдельного чела, сколько совокупн деятельность, опыт всего человечества.Практика включает в себя цель, потребность, мотив, отдельн действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности. Роль практики:1) является источником, основой познания чела, его движущей силой,дает ему необходим фактический материал;2)явл способом приложения знаний,в этом смысле она цель познания;3)служит критерием истинности результатов познания (показ.насколько истинными были знания, получ. в результате познавательной деятельности). Практика всесторонне определяет процесс познания, а познание в свою очередь совершенствует и направляет практику.

43. Осн. формы чувственного и рац. познания. Воображение Выделяют формы чувственного и рационального познания.Чувств познание-познав. процесс,кот. осущ-ся посредством органов чувств чел-ка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.Включает 4 формы-ощущение,восприятие, представление и воображение.Ощущ-е-непосредств. отражение отдельных свойств предметов,воздействующ на органы чувств. Воспр-ие-целостный образ,отражающ непосред-но воздействующие на органы чувств предметы,их свойства и отношения.Представл-е-высшая форма чувств. отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов; воспроизведение образов объектов, воздействов-х на органы чувств в прошлом.Вкл. память и Воображ-е-форма чувствен познания, результатом кот является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не восприним-сь челом в действительности.Рацион. познание- познават. процесс, кот. осуществл. посредством форм мыслительной деятельн-ти.Формы: понятие, суждение и умозаключение.Понятие-мысль, отражающая предметы в их общих и существенн признаках(фиксир. в отдельн. словах). Сравнение,абстрагирование, обобщение, идеализация, определение. Суждение-форма мысли, в кот. посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Предложение и высказывание.С пом. умозаключения из одного или нескольких суждений можно вывести суждение, заключающ в себе новое знание.Бывает индуктивное и дедуктивное.Интуиция-форма сопряжения чувств. и рац.познания;способность непосредственного/прямого усмотрения истины.


44. Понятие истины.

Она выступает в кач цели познават деят., характеризуя природу знаний как достоверной инф о действит. Цель,итог познания- получ-е истинных знаний,достиж-е истины.Истина- центр. категория теории познания.Выдел. 3 вида истины: 1.объективн-не зависит ни от чела,ни от человеч-ва;2.относительную- характер-ся определ. степенью точности и полноты на данном этапе познания;3.абсолютную- не опровергается последующ развитием познания (утверждения общ характера типа «мир существует»).Были выделены чувствен и логич критерии истинности знаний.Чув критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании.Средствами наблюдения д.б. подтверждено само сущ-ние изучаем объекта,его св-ва, характер отношений с др. объектами.Логич.критерий связан с требованием непротиворечивости(недопущение прямо противоположных утверждений) Критерием явл.также практика, кот.не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но степень истин-и знаний проявляется достаточно определённо.

45. Понятие и социальные функции науки Наука–сфера чел. деят-ти,направл. на пр-во и теоретич. систематиз. объективн. знаний. о природной,соц.,духовн. реальности.В данном определ. отражены 2 хар-ки науки:наука как специфич. вид познават. д-ти и её результат.Осн. аспекты:1) наука как специфич. д-ть (сист. познават. действ., направл. на пр-во и теоретич. систематиз. объективн. знан. о природн., соц и дух. Реальности).Наиб. масштабные ед-цы изм-я науки:а)естественные–о природе б)гуманитарные – об об-ве и чел-ке;в) технич – об искусств. объектах)2)как система знания(совок-ть систематизир. и обоснов. сведений о прир, соц и дух. реальности) 3) как соц. институт(сообщество занятых научн. деят-ю людей,организ. в системе научн. учреждений) 4)как производит. сила(одна из важн. составл. производ. сил и фактор их развития на пути использ. научн. знаний при разраб. новых технологий, предметов труда и продуктов прдметно-практич. д-ти) Функции: 1) культурно-мировоззренческая; 2) непосредственно производит. силы; 3) функция соц. силы.

46. Специфика научного познания. Научное познание существенно отличается от обыденного, кот. осуществляется стихийно, в процессе повседневной деятельности, на основе обычного естественного языка, без специальных средств познания. Оно отличается от художественного, в последнем не ставиться цель построения объективного,отвлечённого от субъекта знания. Специфические признаки научного познания: 1.ориентация на объективность и истинность как высшую ценность и главную цель науки;2. обоснованность с помощью научной картины мира, идеалов и норм научного познания;3.особый язык (строго определяемые понятия. машинные языки и др.);4. специальные орудия и средства, методы познания;5. особая организация (системность)



47. Структура научного исследования.

В стр-ре выдел 3 качественно различных уровня: эмпирический ,теоретический и метатеоретич.Эмпирич. ур-нь составляют знания, полученные в основном из опыта,он базируется на непосредственном практич взаимодействии исследователя с изучаемым объектом (наблюдение и эксперимент).Теоретич ур-нь характеризуется более высокой степенью обобщения и абстрагирования, отражением внутр. связей и закономерностей.Здесь отсутствует непосредственное практическое взаимодействие субъкта с объектами.Преобразование объекта осуществляется мысленно. Метатеоретич.-изуч общ хар-ки объектов науки и способов их познания.

Объект исследования – это то,на что направлена творческая активность исследователя.Предмет исследования – целостная совок-ть устойчивых взаимосвязанных характ-к объекта, определяющих конкретные цели исследования.Цель исследования – приращение научного знания о характеристиках объекта, составляющих предмет исследования.Метод-сист. предписаний, регламентирующих познавательные действия, операции, процедуры исследователя. Результат- приращённое знание как решение проблемы/задачи;фиксируется в форме нов. научных фактов,в идеале – в виде научной теории.

48. Понятие метода(м) и методологии.

Метод-сист. предписаний, регламентирующих познавательные действия, операции, процедуры исследователя.

Методология – сист принц-в, способов орган-ии и построения теорет и практ деят-ти, а также учен об этой системе.1.Общелогич М позн. Примен в чел познании вообще, а не только научн.Анализ, Синтез. Абстраг-ие-мысл отвлеч от тех или иных сторон, св-в, связей с целью выдел те сущ призн, кот интерес исс-ля;Обобщ – соедин существ-ого (абстраг-ие) и связыв-е его с классом предм и явл. Конкрет-ия – операция, обратная обобщ. Из общ понятия вывод-ся сужден принадл-сти единич вещей и явл к определ классу.Моделир – прием познан объектов(О) ч/з созд и исслед-е его копии (модели). Сравн – выявл сходства и различ в Объектах. 2. М эмпирич исс-я: Наблюд – преднамер и направл восприят О позн с целью получ инф-ии о его форме, св-вах.Виды наблюд: включенное, невключенное. Опис – форма фиксации инф-ции наблюдения, его заверш этап.Экспер – системное и многократно воспроизвод наблюд О в процессе преднамер и контролир воздействий субъекта на О исс-я.Виды: качеств-ый, количеств-ый,соц. 4. Спец или конкретнонауч М позн. Исп в отдельной науке или группе наук. Прим: анкетир, опрос.