ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История отечественного кино как научная дисциплина
Периодизация истории отечественного кино
I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры
История отечественного кино и другие специальные дисциплины
Киноискусство в годы великой отечественной войны (1941-1945)
Советское киноискусство в послевоенный период
Советское киноискусство 1950-1960-х годов
Фильмы режиссера В.Скуйбина «Жестокость» (1959, по одноименной повести и сценарию П.Нилина), «Чудотворная» (1960) и «Суд» (1962, сорежиссер А.Манасарова) по одноименным повестям В.Тендрякова. Проблемы нравственного выбора и гражданской совести.
Художественное осмысление на экране противоречий общественного развития страны, лоследствий культа личности. Выдающаяся роль в этом направлении фильмов «Чистое небо» (1961, авт. сцен. Д.Храбровицкий, реж. Г.Чухрай) и «Председатель» (1964, авт. сцен. Ю.Нагибин, реж. А.Салтыков). Активная гражданственность авторской позиции. Публицистический пафос фильмов. Психологическая разработка характеров и драматических судеб героев. Летчик-герой Астахов («Чистое небо») в исполнении Е.Урбанского и председатель колхоза Трубников («Председатель») в исполнении М.Ульянова.
29
30
Фильмы С.Герасимова «Люди и звери» (1962) и «Журналист» (1967). Проблемы нравственной ответственности в «Людях и зверях», становления личности молодого человека в «Журналисте». Особенности сюжетосложения и композиции. Документальность фактуры. Образы современников в исполнении актеров: Н.Еременко-старшего, Т.Макаровой, Ж.Болотовой («Люди и звери»), Ю.Васильева, Г.Польских («Журналист»).
Фильм М.Хуциева «Мне 20 лет» («Застава Ильича», 1964, авт. сцен. Г.Шпаликов, М.Хуциев). История постановки. Тема становления гражданского и нравственного сознания молодых современников в пору «оттепели». Жанровые особенности фильма. Образы Сергея (В.Попов), Николая (Н.Губенко) и Славы (С.Любшин). Активность лирического авторского начала. Поэтичность документальной изобразительной стилистики фильма (опер. М.Пилихина).
«Июльский дождь» М.Хуциева (1967, авт. сцен. А.Гребнев и М.Хуциев). Эволюция авторского мироощущения. Социальные проблемы и нравственный конфликт. Образы Лены (Е.Уралова) и Володи (А.Белявский). Образ времени в фильме. Своеобразие поэтики и стилистики. Особенности изобразительного решения (опер. Г.Лавров).
«Девять дней одного года» М.Ромма. (1962, авт. сцен. М.Ромм и Д.Храбровицкий). Тема судеб научного познания, нравственной позиции ученого в современном мире. Образы физиков Гусева (А.Баталов) и Куликова (И.Смоктуновский). Своеобразие драматургической композиции фильма. Особенности изобразительного решения (опер. Г.Лавров, худ. Г.Колганов). Черты нового в творческом стиле М.Ромма.
«Твой современник» Ю.Райзмана (1968, авт. сцен. Е.Габрилович, Ю.Райзман). «Производственный» конфликт и нравственная позиция героя. Образы Губанова (И.Владимиров) и Ниточкина (Н.Плотников). Документальная стилистика фильма (опер. И. Ардашников). Активность выражения гражданской позиции авторов.
Фильмы В.Шукшина (1929-1974) «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970). Национальная самобытность творчества Шукшина -писателя, режиссера, актера. Актерские работы В.Шукшина в фильмах «Два Федора» М.Хуциева, «Простая история» Ю.Егорова, «Когда деревья были большими» Л.Кулиджанова и др. Русская деревня и ее люди в фильмах В.Шукшина. Проблема сохранения духовных и нравственных ценностей. Образы, созданные в фильмах В.Шукшина Л.Куравлевым, С.Никоненко, В.Санаевым и др. актерами. Характерные черты и способы выявления национального характера.
Фильмы Л.Шепитько (1938-1979). «Зной» (1963, по мотивам повести Ч.Айтматова «Верблюжий глаз», авт. сцен. И.Ольшанский). Нравственное противоборство Кемаля (Б.Шамшиев) и Абакира (Н.Жантурин). Документализм изобразительной манеры (опер. Ю.Сокол, В.Архангельской). «Крылья» (1966, авт. сцен. Н.Рязанцева). Драматизм образа героини фильма Надежды Петрухиной (М.Булгакова). Смысл метафорического финала фильма. Особенности режиссерского почерка Л.Шепитько.
Фильмы К.Муратовой. «Наш честный хлеб» (1965, авт. сцен. И.Бондин, реж. К. и А.Муратовы). Критика бюрократизма и волюнтаризма в руководстве сельским хозяйством. Острота драматического конфликта. «Короткие встречи» (1968, авт. сцен. Л.Жуховицкий и К.Муратова) и «Долгие проводы» (1970, ВЭ -1987, авт. сцен. Н.Рязанцева). Особенности драматургии. Психологические и нравственные конфликты. Принципы режиссуры и изобразительного решения. Современные женские характеры, созданные К.Муратовой, Н.Руслановой («Короткие встречи»), З.Шарко («Долгие проводы»). Драматическая судьба фильмов.
Фильм А.Михалкова-Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была» (1967, ВЭ -1988, авт. сцен. Ю.Клепиков, опер. Г.Рерберг). Современная деревня на экране. Документальное и игровое начала в образной структуре фильма. Образ Аси (И.Саввина) и образы, созданные «неактерами» Драматическая судьба фильма.
Фильм Т.Океева «Небо нашего детства» (1967, авт. сцен. Т.Омыркулов и Т.Океев). Проблема национальных традиций и научно-технического прогресса в фильме. Образ Бакая в исполнении М.Рыскулова. Поэтичность изобразительного строя (опер. К.Кыдыралиев).
Художественное исследование важных аспектов духовной жизни, нравственного
становления молодого человека в фильмах «Нежность» (1967) и «Влюбленные» (1969) Э.Ишмухамедова по сценариям О.Агишева, «Листопад» О.Иоселиани (1968, авт. сцен. АТигнадзе). «Три дня Виктора Чернышева» М.Осепьяна (1968, авт. сцен. Е.Григорьев). Способы воплощения авторской гражданской позиции. Своеобразие жанровых и стилевых решений этих картин.
Фильмы о Великой Отечественной войне
Новые аспекты в художественной трактовке военного материала, в толковании подвига. Пристальное внимание к драматическим судьбам и психологии рядовых участников войны. Новый подход к характеристике образов врагов. Этапное значение фильмов «Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Дом, в котором я живу», «Иваново детство». Выдающийся международный успех этих фильмов.
«Солдаты» (1957, по повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», авт. сцен. В.Некрасов, реж. А.Иванов (1898-1984), опер. В.Фастович). Простота, безыскусственность решения героической темы. Правдивое изображение будней войны, фронтового быта. Рядовые защитники Сталинграда в исполнении В.Сафонова, И.Смоктуновского, В.Соловьева, Н.Погодина, Л.Кмита и др.
«Летят журавли» (1957, авт. сцен. В.Розов, реж. М.Калатозов). Новаторство драматургического замысла и его экранного воплощения. Массовые сцены в композиции фильма. Взаимосвязь внешнего и внутреннего конфликтов. Образы Вероники (Т.Самойлова) и Бориса (А.Баталов). Новаторский характер изобразительного решения (оператор С.Урусевский). Значение фильма в дальнейшем развитии образного языка киноискусства.
«Дом, в котором я живу» Л.Кулиджанова и Я.Сегеля (1957, авт. сцен. И.Ольшанский). Новое в решении военной темы. Образ времени и среды. Актерский ансамбль.
«Судьба человека» (1959, по одноименному рассказу М.Шолохова, авт. сцен. Ю.Лукин, Ф.Шахмагонов, реж. С.Бондарчук). Судьба героя и судьба народа. Образ Андрея Соколова, созданный С.Бондарчуком. Пластическое решение фильма (опер. В.Монахов). «Баллада о солдате» (1959, авт. сцен. В.Ежов, Г.Чухрай, реж. Г.Чухрай). Своеобразие драматургической композиции. Солдат Алеша Скворцов - В. Ивашов. «Балладность» образного строя. Особенности изобразительного решения (опер. В.Николаев, Э.Савельева).
«Мир входящему» А.Алова и В.Наумова (1961, авт. сцен. А.Алов, Л.Зорин, В.Наумов). Напряженность действия. Антивоенный пафос фильма. Образы Ямщикова (В.Авдюшко), Ивлева (А.Демьяненко), Рукавицина (С.Хитров). Выразительность монтажно-изобразительного решения (опер. А.Кузнецов, худ. Е.Черняев).
«Иваново детство» А.Тарковского (1962, по мотивам рассказа В.Богомолова «Иван», авт. сцен. В.Богомолов и М.Папава). Переосмысление жанра и стиля литературного первоисточника. Особенности композиции. Тема трагизма войны. Образ Ивана (Н.Бурляев). Метафоричность образного языка. Экспрессивность изобразительного решения (опер. В.Юсов, худ. Е.Черняев). Новаторство режиссуры.
«Повесть пламенных лет» Ю.Солнцевой (1961, по сценарию А.Довженко). Жанр и стиль. Способы выявления авторского начала. Образ Ивана Орлюка (Н.Винграновский). Изобразительное решение (опер. Ф.ГТроворов, А.Темерин, худ. А.Борисов). Декларативность, внешний пафос некоторых постановочных решений.
«Живые и мертвые» (1964, по роману К.Симонова, реж. А.Столпер). Роман и фильм. Образ народной войны на экране. Трагедия первых дней отступления. Тема стойкости и мужества. Образы Серпилина (А.Папанов) и Синцова (К.Лавров). Документализм изобразительного решения (опер. Н.Олоновский, худ. С.Волков).
Художественно-публицистический фильм «Обыкновенный фашизм» М.Ромма (1965, авт. сцен. М.Ромм, М.Туровская, Ю.Ханютин).
«Отец солдата» (1965, авт. сцен. С.Жгенти, реж. Р.Чхеидзе). Народность и национальность образа Махарашвили (С.Закариадзе).
«Никто не хотел умирать» (1966, авт. сцен, и реж. В.Жалакявичюс). Особенности жанрового решения. События и характеры. Актерский ансамбль: Д.Банионис, Р.Адомайтис, Ю.Будрайтис, Б.Оя и др. Изобразительное решение (опер. И.Грицюс).
31
32
Значение этих и других фильмов о Великой Отечественной войне в развитии киноискусства в республиках.
Историко-революционная тема
Героико-романтическое звучание дебютных фильмов середины 50-х годов о гражданской войне, о судьбах молодежи первых послереволюционных лет, новизна ситуаций и конфликтов: «Школа мужества» (1954, авт. сцен. С.Розен, К.Семенов, реж. В.Басов и М.Корчагин), «Они были первыми» (1956, авт. сцен. Ю.Принцев, реж. Ю.Егоров), «Тревожная молодость» (1955, авт. сцен. В.Беляев и М.Блейман), «Павел Корчагин» (1956, авт. сцен. У.Исаев, по роману Н.Островского) и «Ветер» (1958) режиссеров А.Алова и В.Наумова.
Новаторское значение фильмов «Сорок первый» (1956) и «Коммунист» (1958). Отказ от стереотипов, стремление к осмыслению некоторых реальных драматических конфликтов революции. Обогащение гуманистического потенциала фильмов.
«Сорок первый» Г.Чухрая (авт. сцен. Г.Колтунов, по одноименному рассказу Б.Лавренева). Социально-психологический конфликт фильма. Образы Марютки (И.Извицкая) и Говорухи-Отрока (О.Стриженов). Поэтичность изобразительно-музыкального строя (опер. С.Урусевский, комп. Н.Крюков).
«Коммунист» Ю.Райзмана (авт. сцен. Е.Габрилович). Бытовое и героическое в драматургии фильма. Новое в трактовке традиционного героя. Василий Губанов в исполнении Е.Урбанского.
Интерес кинематографистов к личности В.И.Ленина. Стремление осветить на экране новые факты его биографии. Трактовка личности и деятельности Ленина в рамках официальной мифологии и злободневных идеологических установок. Иллюстративность, идеологическая заданность большинства фильмов ленинианы. Наиболее интересные с художественной точки зрения фильмы этой тематической группы.
«Рассказы о Ленине» (1958) С.Юткевича. Неравновценность двух новелл, составляющих фильм. Новизна биографического материала, попытка раскрытия внутреннего мира Ленина во второй новелле - «Последняя осень» (авт сцен. Е.Габрилович). Образ Ленина, созданный М.Штраухом. Роль изобразительного решения (опер. Е.Андриканис, худ. А.Бергер, П.Киселев) и музыки Рахманинова и Танеева в создании эмоциональной атмосферы фильма.
«Ленин в Польше» (1966, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. С.Юткевич, производство «Мосфильм», СССР и «Студио», Польша). Особенности художественного строения фильма. Оригинальное воплощение принципа «внутреннего монолога».
«Шестое июля» (1966, авт. сцен. М.Шатров, реж. Ю.Карасик). Фильм как политическая документальная драма. Новый подход к трактовке политических оппонентов Ленина. Образы Ленина (Ю.Каюров) и Марии Спиридоновой (А.Демидова). Эстетика кинохроники 20-х годов в изобразительной стилистике фильма (худ. Б.Бланк, опер. М.Суслов).
Постижение диалектики революционных процессов и трагизма гражданской войны в киноискусстве второй половины 60-х годов. Поиски нового художественного языка.
«Первый учитель» (1965, по одноименной повести Ч.Айтматова, авт. сцен. Ч.Айтматов и Б.Добродеев при участии А.Михалкова-Кончаловского, реж. А.Михалков-Кончаловский). Образы Дюйшена (Б.Бейшеналиев) и Толганай (Н.Аринбасарова). Трактовка среды. Особенности изобразительного решения фильма (опер. Г.Рерберг).
«Начало неведомого века» - киноальманах (1967, ВЭ - 1987). «Ангел» (по мотивам новеллы Ю.Олеши, авт. сцен. Б.Ермолаев, И.Суслов, М.Суслов, реж. А.Смирнов, опер П.Лебешев). Трагедийный пафос киноновеллы. Притчевая природа ее сюжетной структуры. Жизненная достоверность и символика персонажей. Актерский ансамбль: Л.Кулагин, Н.Губенко, Г.Бурков и др. «Родина электричества» (по мотивам рассказа А.Платонова, авт. сцен, и реж. Л.Шепитько, опер. Д.Коржихин). Поиски экранных эквивалентов стиля писателя. Переосмысление финала рассказа. Образ Жаренова (Е.Горюнов). Повышенная экспрессия образного строя.
«Комиссар» (1967, ВЭ -1987, по мотивам рассказа В.Гроссмана «В городе Бердичеве», авт. сцен, и реж. А.Аскольдов, опер. В.Гинзбург, худ. С.Серебряков, комп. А.Шнитке). Нравственная проблематика фильма и его гуманистический пафос. Образы,
составляющих фильм. Новизна биографического материала, попытка раскрытия внутреннего мира Ленина во второй новелле - «Последняя осень» (авт. сцен. Е.Габрилович). Образ Ленина, созданный М.Штраухом. Роль изобразительного решения (опер. Е.Андриканис, худ. А.Бергер, П.Киселев) и музыки Рахманинова и Танеева в создании эмоциональной атмосферы фильма.