Файл: ответы зарубежка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.

2. Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.

3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.

4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.

5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.

6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».

13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.

14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)

15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.

16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.

17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».

2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").

3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)

18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).

19.Мастерство Мопассана-новеллиста.

20.Романное творчество Мопассана

21. Художественный мир ч. Диккенса

22. Жанр рождественской повести в творчестве ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» ч. Диккенса.

40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.

23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».

24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.

25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).

1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.

2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).

26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».

27.Художественный мир у.Теккерея.

28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.

2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:

36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).

5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.

35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.

34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.

33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.

32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.

31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.

30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.

1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.

Литерат. 19в. не совпадает с календарным веком, поскольку историко-культ. и историч. процессы определяются не датами как таковыми, а событиями, оказавшими существенное влияние на ход развития об-ва. Большое влияние – завершение промышл.переворота в Англии и война за независимость. Черта духовн.идеологич. атмосферы после революции – антипросветит., антибуржуазная реакция; тема утраченных иллюзий (возн.в конце 18 в. в тв-ве романтиков), теория утопич.социализма- проявление неудовлетворенности результатами франц.револции 1789-1799г, поисков внебуржуазногосоц.иэтич.идеала.Романтизм выражал учения утопич.социализма. Тв-во Гюго и Ж.Санд во Франции, Годвина и Шелли в Англии, Гейнев Германии, Герцена и Чернышевского в России. Европ.лит-ра 30-г. 19в. тесно связана с наполеоновск. и антинаполеон.войнами.Образ Наполеона Пушкин,Лермонтов,Байрон ,Гейне, Беранже,Гюго,Мандзони. Литер.процесс во Фр. складывается как синхронное развитие реализма ( в тв-веМериме,Стендаля,Бальзака,Флобера)и романтизма (в тв-веЖ.Санд и Гюго).Револ.-демокр.лит-ра 40-х гг. в Германии –револ.-романтич.начало; творч.метод от романтизма к реализму (Гейне,Байрон,Шелли). Периодизация историко-литерат.процесса:1)с1789по1830г.2)с1830по1871г.В основе романтизма лежит идеалист.мировоззрение, развивавш. преимущественно в направлении от субъект. идеализма к объективному: иенск.романтики (Шлегель) выраж.стремление ко всеобщности явлений,к универсализму. Тезис о местном колорите (Гюго, Нодье,Байрон) – описание внешней обстановки. Индивидуализм романт.героя,абсолютизациядуховн.мираотд.личности.Стихи (Вордсворт, Мюллер, Гейне,Байрон) раскрывали современникам богатства духовн.мираотд.личности. Расширение арсенала худож.ср-в искусства (создание жанров субъект.-филос.направленности: психологич.повесть,лиро-эпич. Поэма (Байрон,Шелли,Виньи),лирич.ст-е, историч.роман.Филос.-эстетич.искания романтиков. В50-е гг.- усиление соц. направленности (закрепл.позиции реализма в слав.странах).Задача реализма-объект. худож. воспроизведение действительности.

2. Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.

Реализм - литерат.-художеств. направление, к-е окончательно сформировалось приблизительно в сер. ХIХ ст. и разработал принципы аналитич. осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художеств. произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Писателиэтого направления исследовали внешние (конкретные соц.-историч.) и внутренние (психологич.) факторы описываемых ими событий, воплощали в персонажах не только индивидуальные человеч. х-ры, а и типичные черты представителей опред. обществ. слоев (именно благодаря реализму возникло представление о соц.-психологич. типах). Глубокий анализ в реалистических произведениях объединялся с острой критикой обществ. жизни, нарушением моральных и философских проблем. С реализмом ХIХ ст. связаны имена Стендаля, О. де Бальзака, П. Мериме, Г. Флобера, В. Теккерея, Ш. Бронте, Ч. Диккенса, И. Гончарова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л.Толстого, А.Чехова, М. Некрасова, Т. Фонтане, Марка Твена и других писателей. Прежде всего нужно определить расположение реализма и романтизма во времени и установить соотношение между ними. На самом деле романтизм влит-репродолжал развиваться и во второй полов. столетия, позднее трансформируясь в неоромантизм, а развитие реализма началось уже в 40-х годах XIX ст. Романтизм и реализм - осн. художеств. системы XIX ст., к-е развив. как во временной последовательности, так и синхронно, но романтизм был доминирующим художеств. направлением в лит-ре 1 полов. XIX ст., а реализм – во 2 полов. В тв-ве многих выдающихся писателей 40-х годов, к-е принято было относить к реалистам (Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс, Н.Гогольи прочие), мощно ворвалась романтич. струя, а их индивид. стили каждый на свой порядок синтезировали реалистич., романтич. и другие элементы. Писатели сами не сознавали себя реалистами, вместе с тем признавая принадлежность к «совр. искусству», противоположного «старому», классич., к иск-ву, к-е объединяло реалистич. и романтич. тенденции. Выделение реализма как художественного направления и размежевание его с романтизмом состоялось уже во второй половине XIX в. Романтизм расцвел в буревые времена, центром к-х была Великая франц. революция 1789-1799 гг., и стал мощным художеств. воплощением этих пор, ее идеальных надежд и горьких разочарований. Реализм возник в «прозаичную эпоху», к-я настала после великих потрясений конца XVIII - начала XIX ст. В этот период стабилизации и «мирного» развития нового буржуазн. общ-ва, когда на 1 плане - утилитарно-практич. ценности, составлялся другой тип взаимоотношений между людьми, другаяморальи психология. Такие изменения требовали новых средств и форм художеств. выражения, новой художеств. системы, внутренне соответств. современности, ее духа и стиля жизни, способной  наиболее адекватно ее постигнуть и высказать. Такой художеств. системой и был реализм 80-х годов XIX ст.Романтики изображают жизнь давно прошедших эпох, реалисты – совр. буржуазн. действительность. Реализм I этапа: Бальзак, Стендаль: имеет еще черты романтизма (художник вовлечен в художественный мир, им описываемый).Реализм II этапа: Флобер: окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности.



3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.

Этапы франц.реализма XIX в.:1)становление и утверждение реализма как ведущего направления в лит-ре(конец 20-х - 40-е гг.) –тв-во Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака2)50-70-е гг.: Флобер - наследник реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистич.реализма» школы Золя. Стендаль, изображая своих героев, во многом идет от Просветителей, к-е утверждали, что иск-во социально, оно служит общественным целям. В памфлете «Расин и Шекспир» (1825) он говорит, что старался, чтобы его герои соотв. детям революции, людям, к-е ищут мысли больше, чем красоты слов. Романы Скотта – романтические трагедии со вставленными в них длинными описаниями (внимание к широкой картине жизни былых времен, историзм событий и подробное описание костюмов, мелочей, предметов быта, соответствующего описываемой эпохе. Скотт изображал людей прошлого без ложной героизации, в повседневном их поведении, в их живой связи с бытом и исторической обстановкой их времени. Это взял у него Стендаль.Герой занимал особое место в эстетич.взглядах Стендаля, осн.место занимал вопрос о человеке. Подобно Просветителям, Стендаль утверждает мысль о том, что ч-к должен гармонично развивать все заложенные в нем способности; но, развиваясь как личность, свои силы и способности он должен направлять на благо родины, гос-ва. Способность к большому чувству, к героизму – вот качество, определяющее полноценную личность. В этом Стендаль следует идее Дидро (Просветитель). Главн. спор в трактате между Расином и Шекспиром: о том, можно ли соблюдать 2 единства места и времени, чтобы заставить сердце трепетать. Спор между академиком и романтиком (зритель, если не педант, ему не важны ограничения места, времени, действия). Два условия комического – ясность и неожиданность (комическое подобно музыке – красота его непродолжительна) 3 глава: Что такое романтизм? Романтизм – это искусство давать народу такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение.Романтические герои Стендаля – ФабрициоДельДонго, Жюльен Сорель и Джина – героические, страстные, но в бытовом смысле. Они близки к простому народу, они живут в тех же условиях.

4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.

Рассказ или новелла (итал.novella — «новость») — осн.жанрмалой повествоват.прозы. После смерти Гофмана в 1822 году новелла уходит с авансцены немецк. лит-ры; одновременно с тем начинается её бурное развитие вСШАи воФранции. Тв-во франц. последователей Гофмана принято обозначать терминомfantastique(«фантастика»), что подчёркивает нарочитое презрение авторов к эстетикереализма. УТеофиляГотье(«Кофейник», 1831) неправдоподобие описываемых событий зачастую оттенено иронич. тоном автора, уНодьеиНерваля— вторжением в повествование поэтич. (лирическ., элегич.) стихии. Последоват. стирание границ между сном и явью приводит в случае с Нодье и Нервалем к «деновеллизации». Готье также настаивает на том, что сон — это вторая жизнь, причём его фантастика обращена в прошлое и насквозь эстетизирована (её вмещают ковры, портреты и антиквариат). Наибольшее развитие во Франции получила психологич. новелла клейстовского типа — сухая, строгая, подчёркнуто сдержанная хроника драматич. страстей, к-е бурлят в душах горячих южан («Маттео Фальконе»П. Мериме, «Ванина Ванини»Стендаля, оба 1829), служителей муз («Неведомый шедевр»О. Бальзака, 1832), светских молодых людей («Этрусская ваза» Мериме, 1830), разочарованных в жизни офицеров («Красная печать»А. де Виньи, 1833). Для обозначения нового жанра вернулся в обиход старинный термин «новелла», напоминавший о ренессансной традиции. Наиболее последовательно работал с малой формойПроспер Мериме(1803-70), почти всё творчество которого состоит из новелл. Его влечёт диковатая естественность нравовцыгани других экзотических народов, завораживают роковые ошибки, к-е имеют св-во разъясняться слишком поздно. Действие часто разворачивается стремительно; один сюжет нередко прикрывает другой.



5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.

Философия сенсуализма близка Стендалю, но он опирался и на новую философию. Учитель Стендаля написал «Идеологию», по к-й поступки человека обусловлены его стремлением к счастью, которое в свою очередь зависит от общественной жизни и общественного счастья. Идея Стендаля «погоня за счастьем»: иск-во добродетели, добытое мышлением и ясным пониманием среды обитания чел., учитываются особенности психики. Учение о темпераментах. Х-р героя зависит от климата, еды, образа жизни, труда и пр. У Стендаля свое понимание нравственного долга. Борьба с расчетами в погоне за счастьем. «О любви» 1819-20 гг. – исповедь души после несчастной любви к женщине, анализ возникновения и развития чувства, филос.-психологич. эссе, размышление о любви с т. Зр. социологич., психологич. и эмоцион. В герое - 2 лица: одно действует, а другое за ним наблюдает. Наблюдая, он делает важнейшие открытие, которое сам бы не сумел реализовать полностью: «У души есть только состояния, у неё нет устойчивых свойств». Внутр. монологи Жюльена Сореля свидетельствуют о его напряжён. душевн. жизни. Для С. – ученика просветителей – в большей степени в душевной жизни человека интересует движение мысли, подсознат. действия персонажей. Психологизм С. – новый этап в развитии литерат. исследования личности, раздвоенность личности, неожиданность поступков персонажа. С. рисует поступки, изображает различн. реакции на них персонажа или ряда персонажей, показывая, как различны люди, как неожиданны их реакции. «Расин и Шекспир» – теоретич. попытка обосновать реалистич. тенденции в лит-ре. Главный жанр – трагедия, хотя Стендаль их и не писал. Современные произведения должны отвечать современному читателю, сопоставляя Расина и Шекспира, говорит, что Расин устарел. Нужно подражать способу изображения действительности Шекспира. С. отвращала тирания искусств., сковывающ. творч. инициативу единств места и времени. Его толкование шекспировск. вклада в мировой литерат. процесс ближе не к исконно романтич., а к реалистич. Термина «реализм» в 20-е годы XIX в. не существовало, и Стендаль полагал себя романтиком. Нельзя отказывать читателю и зрителю в воображении. Предмет изображения в лит. произведении: задача современного писателя отражать действительность, иметь возможность передавать то, как в реальности. Романтик («реалист») должен обладать дерзкой свободой. Драма д. б. написать прозой (лирики нет), она д. б. современна, отражать реальную действительность. Трагедия совр. – в прозе, события длятся несколько месяцев, кот. происходят в разных местах. Искусство должно давать современникам тот жанр, предмет, который им необходим. « В сущности, все великие писатели были романтиками. А классики – это те, которые через столетие после их смерти подражают им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе». Отсюда на первый взгляд, парадоксальный тезис, объединяющий Расина и Шекспира.