Файл: ответы зарубежка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.

2. Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.

3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.

4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.

5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.

6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».

13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.

14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)

15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.

16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.

17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».

2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").

3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)

18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).

19.Мастерство Мопассана-новеллиста.

20.Романное творчество Мопассана

21. Художественный мир ч. Диккенса

22. Жанр рождественской повести в творчестве ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» ч. Диккенса.

40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.

23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».

24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.

25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).

1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.

2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).

26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».

27.Художественный мир у.Теккерея.

28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.

2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:

36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).

5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.

35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.

34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.

33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.

32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.

31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.

30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.

место действия город Тост - монастырь – ферма отца Эммы Бовари;

Роман о времени в целом. На смену бурной половине 19 века приходит полная неподвижность. В романе господствует серый цвет: это мир цвета плесени.

Муж Шарль Бовари – врач, трудолюбивый, добрый, но ограниченный. Главный принцип лечения – не навредить больному.

Эмма Бовари – обычная девушка, но в отличие от сонных обывателей провинции, у нее есть идеалы, которые, к сожалению, оказались ложными.

Ф. показывает постепенное формирование этого характера:Монастырь, любовные романы пробуждают в ней романтическую мечтательность, экзальтацию. Этот набор фальшивой красивости приводит к тому фальшивому восприятию мира. Для нее форма важнее содержания. Главное – внешнее. Она мечтает о Париже. Он привлекает ее только внешне. В сознании Эмма смешивает чувства утехи с сердечными радостями; изысканные манеры с тонкостью души;Эмма проходит определенные этапы в своих томлениях: в начале жизни ожидание чего-то радостного и прекрасного, в выборе мужа ошиблась, пыталась раздуть любовь к мужу (не получилось).

Перед зорким оком писателя-реалиста Эмма Бовари, оставаясь героиней буржуазного адюльтера, раскрывается как личность трагическая, пытавшаяся восстать против ненавистной пошлости, но в конце концов поглощенная ею. Образ героини внутренне противоречив.особенности характера Эммы открываются глазами героев произведения.

Главная тема романа – утраченные иллюзии. Подсознательная поэтика – главный художественный прием. Это когда не все мысли и чувства могут выражаться словами. Ф. использует лейтмотивные повторы сцен, деталей, символов (повторяется борзая собака на картине; шторы; мягкие сапоги Родольфа)Ф. трижды дает портрет героини.


15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.

В 50-60-х годах было 2 направления: парнасцы и революционно-демократическое. Последние выступали за народ, за патриотизм. Парнасцы же декларировали «искусство для искусства», «бесстрастную» поэзию прекрасных форм, изысканность поэтического языка.

Глубоко трагической фигурой был самый яркий поэт этой эпохи Шарль Бодлер (1821—1867), автор книги «Цветы зла» (1857 г.). Бодлер так же, как и Флобер, ненавидел буржуазное общество. Он сочувственно рисовал в своих стихах бунтарей и богоборцев, поднявшихся против существующего строя (Каин в стихотворении «Авель и Каин», Сатана в «Литаниях Сатане», алхимик в «Каре гордости»). Бодлер не чужд демократической симпатии к простым труженикам, он говорит об их тяжелой жизни (стихотворения «Душа вина», «Сумерки вечера»), но видит в них лишь страдальцев, а не борцов. Ему кажется, что он одинок в своей ненависти к буржуазному миру. Буржуазная цивилизация для Бодлера — гниющая и умирающая цивилизация, и вместе с тем он не может вырваться из ее объятий. Это порождает в его поэзии мотивы смерти, гниения, распада.

Современниками Бодлера были поэты группы «Парнас», вступившие в литературу в 50—60-х годах. В число их входили Леконт де Лиль, ТеофильГотье, Теодор де Банвиль и др. Утрата большого общественного содержания, характерная для этих поэтов, связана с их односторонним интересом к вопросам формы. Эстетизм и отрыв поэзии от больших общественных идей позволяют считать творчество «парнасцев» одним из первых проявлений кризиса французской поэзии и началом ее поворота к декадансу.

16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.

Это не поэтическая школа, а группа с общими тенденциями. Первоначально наз-сь «Языческая школа». В 1852 году опубликованы 2 сборника: ТеофильГотье «Эмали и Камеи» и Ш. Леконт де Лиль «Античные поэмы», в которых авторы обращаются к классицистическому искусству.

1860 – 66гг. – группа формируется вокруг 2х журналов, кот потом объед-ся в один журнал «Искусство» 65-66. (против романтич напыщенности и чувств-ти). С 1866 издается альманах «Современный Парнас» - стремление художников уйти от суетности повседневного мира. В альманахе печатались: Т.Готье, Ш. Леконт де Лиль, Теодор де Банвиль. Свою эпоху рассматривали как эпоху упадка, враждебную искусству. От романтизма парнасцы унаследовали: - стремление к экзотике - мотивы страдания и одиночества- прием двоемирия


В отличие от романтиков парнасцы отказались от субъективного (личность поэта отодвигается на 2 план, на 1ом- к-л предмет или явление). Близки к поэзии акмеизма.

В эстетике отражается принцип «искусства для искусства», который сформулировал Т. Готье в предисловии к роману «Мадемуазель де Мопен»: «Прекрасно только то, что ничему не служит». Манифестом парнасцев послужила работа Т. Готье «Искусство». Выдвигали идею о том, что «все преходяще, только искусство вечно».

В сборнике «Эмали и Камеи» Готье попытался словами создать чувственную картину мира, дать образ предмета. У Готье 3 ипостаси в поэзии: художник – график (четкость линий), живописец-колорист (преобладание ярких красок), ваятель-скульптор (дает представление о форме). Любимый жанр – экфрасис (античный жанр, посвященный описанию к-л предмета искусства). Поэзия Готье – словесная живопись. В поэзии предвосхищает живопись импрессионизма.

«Симфония ярко-белого» (перевод Н. Гумилева «Симфония в белом мажоре»)

В стихотворении много цвета и света. Готье дает множество образов белизны и оттенков белого (лебединый пух, мрамор, перламутр, матовое серебро, слоновая кость). Изображает сказочную красавицу, которая иногда спускается с небес. На ней белы атласные одежды. С помощью оттенков белого создает удивительное существо. Античность предстает как царство белого мрамора. Белый – символ чистой красоты. Скульптуры живут в необычных условиях (Сфинкс среди зимы). У Готье античность противостоит средневековью и современности (Античное пространство наполнено светом, мир средневековья – ужасная непознаваемая, ночная тьма).

Шарль Леконт де Лиль (1818 – 1894) глава Парнаса. Автор предисловия к сборнику «Античные стихотворения» - программа парнасской эстетики: 1. Безличность, противопоставленная ром-му индивид-му; 2. Соед-е иск-ва и науки, т.е. источник их поэзии интелл. искания эпохи. 3. Формализм (приоритет формы над сод-м), 4. Культ красоты. Гл-воплощать красоту – единств объект иск-ва. 5. Чистота языка, точность рифмы, 6. Гармонич, спокой, «мраморная» красота.

Единство сборника достигается приемом контраста. Язычество – христианство. Античность – буржуазность(современность).

Античность – прообраз будущего.


17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».

Теория соответствий - это особая концепция творчества Ш. Бодлера. Он не был ее изобретателем, однако систематизировал ее и придал ей совершенную форму. Основа теории - принцип единства мира и многообразия взаимосвязей всех его элементов. Бодлер обращается к размышлениям Гофмана (идея соответствия между цветами, звуками и запахами). Бодлер выделяет 3 типа соответствий:

1) Одно чувство (звук запах или цвет) вызывает в сознании другое, которое относится к другой области восприятия. Эта связь аффективно-ассоциативная. Возникает под влиянием к-л душевного волнения или страха (например, стихотворение "Соответствия": природа - строгий храм (античная тема, зрительные образы храма, изображение гармонии природы, стихотворение "Маяки": маяки - это художники западно-европейской цивилизации, такие как Рубенс, да Винчи, Рембрандт, де Лакруа).

2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").

3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)

«Цветы зла» — сборник стихотворений, выходивший с 1857 по 1868 годы в трёх редакциях с различным объёмом.Положил начало европейскому модернизму. Хар-но: абсолютный пессимизм, глобальное разочарование в мире в духе Байрона.

Как литературный манифест - "Соответствия".

В цикле «Сплин и идеал» находят выражение не только самые общие представления Бодлера о красоте, искусстве, судьбе художника, но и концепция «соответствий», которая является отличительной особенностью его эстетики. В поэтической форме она воплощена в знаменитом программном сонете «Соответствия», а теоретически аргументирована в статьях об Э. Делакруа, Р. Вагнере и Т. Готье.

В названии циклов книги скрыто присутствует мысль об испытаниях, через которые проходит человек в поисках идеала.

Основная тема сборника стремление к абсолюту и невозможность его достижения.

Логика произведения предполагает более компактную структуру ликующее стремление соединиться с абсолютом, горечь разочарования и поиск форм, эстетизирующих действительность. Несмотря на безуспешность боренья с Мирозданием, несмотря на недостижимость истины человек в глазах Бодлера никогда не оставит попыток овладеть действительным познанием мира.


Первая и самая длинная глава, Сплин и Идеал (SpleenetIdal), показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса. Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или «сплина».

Во второй главе, Парижские картины (TableauxParisiens), поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города.

В третьей главе, Вино (LeVin), он пытается найти забвение в вине и наркотиках.

Четвертая глава, Цветы зла (Fleursdumal) – это цикл искушений, бесчисленных грехов, перед которыми он не устоял.

В пятой главе, Мятеж (R volte), брошен яростный вызов судьбе.

Последняя глава, Смерть (LaMort), означает конец странствия.

18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).

Термин натурализм был предложен Эмилем Золя. Он образован от латинского слова natura — природа. Золя так определяет сущность новой эстетики: “Произведение искусства — это кусок природы, преломлённый через темперамент художника”.

Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания дейст-ти, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов.

В предисловии к роману «Тереза Ракен» Золя впервые сформулировал свой метод натурализма

В своих многочисленных статьях он изложил и обосновал теорию, натурализма как нового и единственного метода в литературе: «Экспериментальный роман».

Золя считал, что писатель должен строго объективно изучать и отображать факты действительности, и не должен руководствоваться личными или политическим симпатиями.

Стремление к натуралистическому анализу, детали быта, интерес к физиологии сочетались у Золя с тенденцией создания циклов романов, охватывающих большие и разные группы людей, связанных между собой родственными отношениями и социальными судьбами.

Одним из самых знаменитых романов Золя было «Ругон-Маккары» - это серия романов, состоящих из 20 томов, которые он писал 22 года. Это была социальная история одной семьи.

Роман «Жерминаль» (1885) - одно из самых ярких произведений в семейной хронике «РугонМаккары». В нем Золя, как ранее в «Западне», значительное место отводит картинам тяжелых условий труда и жизни рабочих. *Первый роман о рабочем движении.