Файл: ответы зарубежка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.

2. Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.

3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.

4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.

5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.

6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».

13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.

14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)

15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.

16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.

17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».

2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").

3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)

18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).

19.Мастерство Мопассана-новеллиста.

20.Романное творчество Мопассана

21. Художественный мир ч. Диккенса

22. Жанр рождественской повести в творчестве ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» ч. Диккенса.

40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.

23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».

24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.

25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).

1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.

2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).

26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».

27.Художественный мир у.Теккерея.

28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.

2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:

36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).

5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.

35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.

34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.

33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.

32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.

31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.

30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.

Шарлотта Бронте (1816 — 1855) — английская писательница, соавтор поэтического сборника «Поэмы Каррера, Эллиса и Эктона Беллов» (1846), автор романов: «Джейн Эйр» (1847), «Шерли» (1849), «Городок» (1853) и «Учитель» (1846, изд. 1857). Роман «Джейн Эйр» принадлежит в числу самых значительных произведений английской литературы. Произведение было опубликовано в октябре 1847 года и имело поразительный успех. Теккерей признавался, что, взяв в руки книгу, он провел с ней весь день, отбросив в сторону дела, будучи пораженным своеобразием художественного метода, «соединением чистого чувства с исповедальной искренностью». Ш. Бронте продемонстрировала в своем произведении блестящее знание Библии, греческой мифологии, английской литературы предшествующих веков. Сила воздействия и обаяния произведения Ш. Бронте – в правде чувств, в их истинности, в соединении реального и романтического, в покоряющей своей увлекательностью истории простой маленькой гувернантки, способной на большую и преданную любовь и сумевшей найти свое счастье. В книге заключен бессмертный мотив сказочной Золушки, предстающей в образе столь похожей на саму Бронте юной Джейн Эйр. Ее собственная героиня, скромная гувернантка, также сумеет противостоять превратностям судьбы, энергичному напору своего хозяина, сохранить чувство собственного достоинства и заключить в финале счастливый брак с богатым и достойным ее человеком. Новаторский характер романа «Джейн Эйр» состоит в том, что в нем изображена героиня, смело отстаивающая свое человеческое достоинство, право на самостоятельную трудовую жизнь и любовь. Писательницей создан образ свободолюбивой и мятежной женщины, серьезно размышляющей о жизни, глубоко чувствующей и в полный голос заявляющей о своих стремлениях и взглядах. В образе Джейн Эйр Ш. Бронте воплотила свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь и стать не только женой, Нои достойной подругой мужчины. В романе «Джейн Эйр» рассказана история простой девушки, вынужденной вести борьбу за существование. Повествование в романе выстроено хронологически, оно ведется от первого лица, все главы объединены главной героиней, Джейн Эйр, существом гордым, благородным, имеющим романтическую душу и отстаивающим право свободно распоряжаться собственной судьбой. Каждая глава романа, по мнению автора, похожа на действие в пьесе. Принцип драматического построения – один из характерных в творческой манере Ш. Бронте. Движение прозы осуществляется через многочисленные диалоги, в построении которых Ш. Бронте обнаружила удивительное мастерство. Каждый из диалогов имеет специфическую окраску: самоутверждение, страстная исповедь, печальное предчувствие, философски окрашенный спор о мире, человеке, вопросах нравственности. Лейтмотивом романа является почти постоянно дующий холодный, пронизывающий ветер, метафора эмоционально насыщенной и быстро меняющейся жизни. Большую роль в романе играют звуки, краски, явления непонятные на первый взгляд – дикие крики и странный смех в доме, неожиданно начинающийся пожар, разорванная фата героини – все эти моменты не преследуют цель просто ужаснуть читателя Для характеристики героев автор часто использует принцип контраста. Ослепительная красота аристократки Бланш Ингрем сочетается с крайним эгоизмом, жестокостью. Внешняя невзрачность Джейн Эйр – с глубиной и искренностью чувств, душевным благородством. Природа и человек воспринимаются Ш. Бронте в тесном единстве. Разнообразные явления природы: гроза, буря, проливной дождь – подчеркивают эмоциональное состояние героев, усиливают нюансировку чувств. Бурному объяснению в любви и несостоявшейся свадьбе (кульминация романа) предшествует символическая сцена грозы в саду Торнфильда, удар молнии, расколовший на две части старый каштан. Роман распадается на две части. В первой рассматривается личность в соотнесении с ее душевным миром, вопросы нравственности, женского равноправия и т.д. Во второй, повествующей о скитаниях Джейн Эйр, также поставлены актуальные проблемы. Более остро звучит тема социального неравенства, тяжелого положения батраков, чьих детей учит Джейн Эйр в деревенской школе, постепенно осознавая, что бедные крестьяне – «такие же существа из плоти и крови, как и отпрыски самых знатных фамилий». Два мужских центральных образа представляют собой антитезу (слепой, но обладающий внутренним зрением Рочестер, и зрячий «слепец» Сент-Джон). Особую глубину повествованию придает философский стержень, гегелевская мысль о живом развитии идеи как тезис, антитезис и синтез, что определяет внутреннюю структуру. Каждый из трех центральных персонажей олицетворяет собой определенный жизненный путь, который соотносится так или иначе с нравственным идеалом, выдвигаемым автором.


Эмилия Бронте. В суждениях современников и потомков Эмилии Бронте (1818 – 1848) не раз звучала мысль, что она в гораздо большей степени поэт, чем романист. Между тем в историю литературы Эмили вошла прежде всего как создатель романа «Грозовой перевал». Эмилия была самой загадочной из сестер – худенькая, застенчивая, очень замкнутая, скрывающая от всех глубинные движения души и чувства. Роман «Грозовой перевал» (1847) – явление совершенно уникальное в английской литературе. В нем ощущается влияние Дефо и Ричардсона, В. Скотта и Шелли. В произведении Э. Бронте живет романтическая традиция, сливающаяся с реализмом.Дух романтизма воплощен в произведении с огромной эмоциональной напряженностью. Не случайно «Грозовой перевал» называли «романтичнейшим из романов» (У. Пейтер), «дьявольской книгой, объединившей все самые сильные женские наклонности», одним из самых лучших романов «по силе и проникновенности стиля» (Д.Г. Росетти), «одним из манифестов английского гения… романом, перерастающим в поэзию» (Р. Фокс). Известная писательница XX века В. Вульф писала: ««Грозовой перевал» – книга более трудная, чем «Джейн Эйр», потому что Эмили – больше поэт, чем Шарлотта. Шарлотта все свое красноречие, страсть и богатство стиля употребила для того, чтобы выразить простые вещи: «Я люблю», «Я ненавижу», «Я страдаю». Ее переживания, хотя и богаче наших, но находятся на нашем уровне. А в «Грозовом перевале» Я вообще отсутствует. Здесь нет ни гувернанток, ни их нанимателей. Есть любовь, но не та любовь, что связывает мужчин и женщин. Вдохновение Эмили – более обобщенное. К творчеству ее побуждали не личные переживания и обиды. Она видела перед собой расколотый мир, хаотическую груду осколков и чувствовала в себе силы свести их воедино на страницах своей книги. От начала и до конца в ее романе ощущается этот титанический замысел, это высокое старание – наполовину бесплодное – сказать устами своих героев не просто «Я люблю» или «Я ненавижу», а – «Мы, род человеческий» и «Вы, предвечные силы».«Грозовой перевал» – это роман о любви в условиях социального неравенства и несправедливости. В романе изображена Англия, какой она была в 40-е годы XIX века; Э. Бронте повествует не только о любви вообще, она говорит о выгодах, которые сулит прочное общественное положение, о браках по расчету, о смысле и роли религии, и взаимоотношениях между богачами и бедными. Мир, возникший в романе Э. Бронте, – не воплощение гармонии; скорее это – поле жестокой борьбы, но он в то же время поразительно красив. Герои «Грозового перевала» – высоконравственные Линтоны и диковатые Эрншо с их суровым пуританизмом, странностями поведения, грубостью – сформированы тусклой, монотонной жизнью Йоркшира. Сюжет романа отчасти был навеян семейными преданиями, в частности историей о таинственном найденыше, который, мстя за испытанные в детстве невзгоды, унижения и оскорбления разорил воспитавшую его семью. По воспоминаниям Шарлотты, Эмилия «особенно интересовалась теми трагическими и ужасными событиями, которые поневоле поражают людей, знакомых с историей любой дикой местности».Пейзаж становится в романе соучастником и предвестником событий. Вересковые поля и торфяные болота озаряются блеском молний, на них падает тень предвещающих бурю грозовых туч; раскаты грома сопутствуют переживаниям мятущихся и страдающих героев. Мрачноватую атмосферу бытия иногда украшают лишь краски звуки. Вымышленный мир сплетался в романе с миром реальным. Англия переживала в ту пору серьезные политические и социальные катаклизмы, что не могло не отразиться на социальной атмосфере, на характерах людей, пытающихся приспособиться к изменившейся жизни. Композиционно роман построен мастерски. Судьба главных героев в целом известна еще в начале произведения, но тем не менее разворачивающееся далее повествование насыщено такой динамикой, борьбой характеров, которое позволяет сохранять внутреннюю напряженность. Главные действующие лица не только говорят сами за себя, но и представлены через восприятие других персонажей, благодаря чему возникает ощущение особой объемности романа.Внешняя канва повествования передана автором в руки Локвуда, прибывшего в этот провинциальный угол из мира более цивилизованного, но в то же время совершенно лишенного накала страстей. Он – человек сдержанный, воспитанный, что накладывает отпечаток на характер его впечатлений. Другим рассказчиком является Нелли Дин, служанка, доверенное лицо семьи Эрншо и Линтонов. Ее восприятие событий несет на себе печать определенного социального положения. Использование двух рассказчиков, каждый из которых по-своему интерпретирует происходящее, позволило Э.  Бронте создать двойной фокус повествования и дополнительно драматизировать его. Кроме того в повествование включаются вставные эпизоды, письма, отрывки из дневников. Сложная композиция позволяет держать читателя в постоянном напряжении. В центре повествования оказывается история любви дворянки Кэтрин Эрншо и бездомного сироты Хитклифа. В произведении противопоставляются два мира – подкидыша Хитклифа и обитателей помещичьих усадьб. Мир зла воплощен в тиране Хиндли, в Джозефе, избивающем Хитклифа. Хиклиф – бунтарь, поднимающийся против установленных порядков, против бога и религии, против зла и несправедливости. Во многом под стать ему и Кэтрин – тоже сильная и яркая личность, которую отличает природный ум и решительность. Но мир все же оказал не нее свое пагубное воздействие. Прекрасно понимая, что брак ее с Эдгаром Линтоном внутренне несостоятелен, Кэтрин все же выходит за него замуж и предает самое дорогое, что было в ее жизни – любовь к Хитклифу. При этом она хорошо осознает, к кому питает истинную и глубокую привязанность, о которой говорит: «… Я и есть Хитклиф! Он… все мое существо». Уход Хитклифа, узнавшего о желании Кэтрин выйти замуж на другого, а затем его возвращение приводят молодую женщину к быстрой смерти. Любовь, изображенная в романе, лишена гармонии, но ее нет и в окружающем мире, где действуют разрушительные силы. Тема спокойного и безмятежного счастья не интересует Эмилию Бронте как романиста.Трагизм в «Грозовом перевале» связан не с темой гибели героев, как в «Ромео и Джульетте» Шекспира, но с нарушением гармонического начала внутри человека. Хитклиф и Кэтрин могли быть счастливы лишь до тех пор, пока между ними не встали деньги, предрассудки, условности. Однако ничто не смогло убить их любовь друг к другу. Хитклиф уходит в добровольное изгнание, чтобы бороться за свою Кэтрин. Он многое претерпел в жизни, но несправедливое общество, которое стало ему ненавистно, воспитало его по своему образу и подобию. Поэтому герой посвящает свою жизнь мести. Он женится на сестре Линтона и превращает ее жизнь в цепь бесконечных унижений, прибирает к рукам имущество Эрншо, обращаясь с его сыном Гэртоном так же, как когда-то обращались с ним, силой и хитростью заставляет дочку Кэтрин Кэти выйти замуж за своего тяжело больного сына. Но в конечном итоге герой понимает бесплодность и пагубность избранного им пути. «Подобно тому, как Кэтрин была вынуждена полностью осознать весь нравственный ужас измены своей любви, так и он, Хитклиф, тоже должен был понять весь ужас собственной измены своей человеческой сущности. Человеческое одерживает в герое победу, и он отказывается от мести Кэти и Гэртону, молодым бунтарям, отстаивающим свое право на счастье.Символичны имена героев. Хитклиф означает «утес, поросший вереском». Кэти – производное от Катерины, причисленной за испытанные ею страдания к лику святых. Оба они – «как неразделенные скалы». «Добро» и «зло» получило в «Грозовом перевале» совершенно неадекватное, противоположное общепринятым канонам звучание и несколько шокировало современников. Однако последующему развитию жанра романа Эмилия Бронте дала сильный и плодотворный импульс.


Джордж Элиот, 1819-1880 - это псевдоним Мэри Энн Иванс.

Особенности:


1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.

4) Решающее воздействие на формирование взглядов писательницы имела общественно-политическая жизнь Англии после 1848 г. (в этот период - ослабление социальной борьбы). Успехи Англии в области экономики порождали у многих иллюзию возможности социального равновесия и благоденствия.

Подготовленное достижениями предшественников - Диккенса и Теккерея, Ш. Бронте и Гаскелл, -творчество Элиот обозначило новый этап в развитии реализма и поворот в направлении исканий писателей второй половины века. Острота социальных противоречий, получившая яркое отражение в произведениях блестящей плеяды английских романистов, стремление к глубокому проникновению в сущность явлений уступили место преимущественному интересу к этической проблематике. Важной сферой исследования стала психология человеческой личности.

Так как Мэри Энн Ивенс родилась в семье фермера в Уорвикшире, то ей хорошо была известна жизнь сельской Англии.

В 1841 г. вместе с отцом она переехала в Ковентри; ее последующая жизнь протекала в Лондоне. Элиот была одной из самых образованных женщин своего времени. Она свободно владела многими языками, ее интересовали проблемы науки, она была осведомлена в вопросах философии и религии, литературы и истории.

Важное значение для формирования эстетических принципов Элиот имели открытия в области естественных наук. 50-60-е годы были периодом важных научных открытий (в 1859 г. - «Происхождение видов» Дарвина, в 60-е годы выходят работы Т. Гексли «Место человека в природе» и «Физические заботы жизни»; открытие клетки, актуальны проблемы генетики и наследственности; философия позитивизма во Франции - Огюст Конт, а в Англии - Герберт Спенсер).

Дж. Элиот знакомится с основоположником позитивизма в Англии Гербертом Спенсером и последователем его учения философом и критиком Джорджем Генри Льюисом. Нарушив запреты викторианской Англии, Элиот вступила в гражданский брак с Льюисом. Это оказало влияние на ее мировоззрение.

Позитивисты переносили законы природы на жизнь общества, применяя идею эволюции к общественным явлениям. Эволюционный путь развития Спенсер противопоставлял классовой борьбе. Элиот разделяла взгляды Спенсера, хотя отмечала присущую позитивистской системе односторонность. Как и позитивисты, она развивает в своих произведениях идеи «социального равенства» и эволюции, склоняясь подчас к биологическому истолкованию человеческого поведения и к идее предопределенности, связанной с законами наследственности. В отличие от позитивистов, ей чужд буржуазный утилитаризм и проповедь эгоизма как разумного начала существования. Она отстаивает гуманизм и веру в человека. Элиот верит в моральное возрождение общества. Отвергая официальную религию, она противопоставляет ей «религию сердца» и истинную нравственность.


Два периода:

1) конец 50-х - начало 60-х годов; «Сцены из жизни духовенства» (Scenes of Clerical Life, 1858), «Адам Бид» (Adam Bede, 1859), «Мельница на Флоссе» (The Mill on the Floss, 1860); «Сайлас Марнер» (Silas Marner, 1861)

2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).

В романах первого периода Элиот пишет о сельской Англии. Ее герои - простые люди: столяр Адам Вид, ткач Сайлас Марнер, фермеры, сельские священники. Элиот с симпатией относится к этим трудолюбивым и честным, отзывчивым и добрым людям. В их среде она ищет своего положительного героя. Высокие нравственные качества простых людей Элиот противопоставляет развращенности богачей.

Программным произведением Элиот является роман «Адам Бид». В XVII главе романа изложены эстетические принципы писательницы. Элиот считает, что романист должен стремиться к предельной точности в описаниях. Призыв Элиот изображать повседневность в ее самых простых проявлениях («цветочный горшок... глиняная кружка... простые дешевые вещи, которые дороги, потому что необходимы») имеет значение: с ним связано понятие «обыденного», или «домашнего реализма» Джордж Элиот. Вслед за Льюисом, критиковавшим Ш. Бронте за склонность к «преувеличениям», а Диккенса за его пристрастие к карикатуре, Элиот выступает против «произвольных картин» и призывает к точному отражению будней жизни.

Элиот определяет круг своих героев и выражает готовность «принимать их такими, какие они есть», любить и жалеть их. Она видит подлинную красоту в фигурах «простых старух, что чистят морковь загрубелыми от работы руками», в скуластых лицах широкоплечих крестьянок. Ей дороги люди с загорелыми, изрытыми морщинами лицами, с согнувшимися от работы спинами, люди, которые всю свою жизнь «исполняли черную работу мира». Изображать их повседневную жизнь она и зовет романистов.

Сильные стороны реализма Элиот проявились в ее лучшем романе «Мельница на Флоссе». Присущее творчеству писательницы драматическое начало достигает здесь трагических высот. Основной конфликт состоит в столкновении яркой, незаурядной натуры Мэгги Талливер с мещанской средой провинциального городка Сент-Оггса, с людьми, которые не способны ее понять. Пытливый ум Мэгги, ее устремления и порывы делают ее непохожей на окружающих. От этого проистекают ее несчастья. Мэгги чувствует себя одинокой, ей приходится скрывать свои чувства и обуздывать желания. Она не может соединить свою жизнь с любящим ее Филипом, так как их семьи разделяет вражда; она отказывается стать женой любимого ею Стивена, так как он обручен с другой. Мэгги поступается своим счастьем ради дорогих ей людей. Для нее борьба между любовью и долгом завершается победой долга. Но поединок между стремлением к самоотречению и живыми началами ее человеческого существа оказывается нелегким. Трагизм положения Мэгги заключается в том, что само существо ее натуры таит в себе обреченность. Такая, как она, неизбежно должна погибнуть, ибо жить по законам окружающего мира она не может. Предопределенность ее гибели воплощена в образе реки Флосс, на берегу которой стоит Дорлкоутская мельница и в водах которой Мэгги тонет во время разлива.