ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.
4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.
5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.
6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».
13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.
14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)
15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.
16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.
17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».
18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).
19.Мастерство Мопассана-новеллиста.
20.Романное творчество Мопассана
21. Художественный мир ч. Диккенса
40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.
23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».
24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.
26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».
27.Художественный мир у.Теккерея.
35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.
32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.
31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.
С многочисленными подробностями рассказывает он о физической деградации обитателей поселка в Монсу. В романе естественная история рода отходит на второй план, так как писатель, несмотря на свою приверженность натурализму, сосредотачивает все свое внимание на конфликте социальном, предвидя, что политическая борьба на многие последующие десятилетия предопределит общественную жизнь не только Франции, но и всей цивилизации. Хотя рабочие терпят поражение, жерминаль - месяц всходов по революционному календарю! - предвещает грядущее торжество социальной справедливости.
В романе «Ж.» действие происх в шахтерском поселке, где семья Маэ влачит жизнь, полную беспросветного изнурительного труда, пост. Бедности, душевного отупения.
Галерея типов синдивид чертами хар-ра. Тема труд-й солидарности. Общий труд и общ страдания сближ шахтеров. Во время обвала все шахтеры готовы пожертвовать жизнью, ради тех, кого завалило.
Автор избраждвиж шахтеров как разбушевавшуюся стихию. Толпа, способная смести все на своем пути. Однако Золя верит в законность и конечную победу этого бунта.
19.Мастерство Мопассана-новеллиста.
Ги де Мопассан – современник многих известных французских писателей второй половины ХIХ века.Исключительно интенсивный и краткий по времени (около 10 лет) творческий путь Мопассана, в основном развернувшийся в 80-е годы, совпал с распространением во Франции натурализма.В ярком и многообразном творческом наследии Мопассана, в его трагической писательской судьбе отразилась вся сложность и противоречивость его эпохи. Мопассан написал свыше 300 новелл, составивших 16 сборников ("Заведение Телье", "Мадемуазель Фифи", "Рассказы вальдшнепа", "Лунный свет", "Мисс Гарриет", "Иветта" и др.). Трудно классифицировать все новеллы Мопассана по принципу художественного жанра, хотя есть среди них и сюжетные, новеллы характера, лирико-психологические и другие.
Некоторые из сборников были составлены самим Мопассаном по тематическому принципу (например, новеллы об охоте – "Рассказы вальдшнепа"), но в большинстве это не выдержано, и тематика новелл в сборниках отличается исключительным разнообразием.
При всем разнообразии новеллистики французского писателя нельзя не выделить главные тематические сферы.
Среди них, в первую очередь, заявляет о себе тема патриотизма французского народа и осуждение захватчиков в новеллах о франко-прусской войне. Только участием в войне, ненавистью к захватчикам и любовью к родине можно объяснить глубину содержания, серьезность и зрелость мастерства Мопассана в его новеллах на эту тему, написанных в первой половине 80-х годов.
На протяжении творческого пути Мопассана пессимистические настроения писателя приобретали все более углубленную и обостренную форму.
Пессимизм Мопассана обусловливался глубоким отвращением писателя-гуманиста к буржуазной действительности и вместе с тем сознанием своего бессилия в борьбе с существующим порядком вещей. Мопассан был убежденным, непримиримым, страстным отрицателем буржуазной цивилизации с ее убожеством, низменностью и бесчеловечностью. "Мы живем в буржуазном обществе, - писал он. - Оно ужасающе посредственно и трусливо. Никогда еще, может быть, взгляды не были столь ограниченны и менее гуманны". Мопассан постоянно показывал, как бесконечно несчастно громадное большинство людей при буржуазном строе, которых угнетают, держат в плену и уродуют "гнусные предрассудки, ложные понятия о чести, более отталкивающие, чем само преступление, целая гора лицемерных чувств, показной благопристойности, возмутительной честности".
Необыкновенная разносторонность художественных средств Мопассана особенно широко проявилась вегоновеллистике. Наряду с сильной комической струей рассказам Мопассана присущи - и в еще большей степени - грустные, элегические настроения. Эти настроения, как и смех Мопассана, также были формой его оценочного, глубоко страстного отношения к действительности, помогшего ему преодолеть влияния натурализма. Мопассан был проникновенным и чутким изобразителем человеческих страданий, полным жалости и сочувствия к своим мучающимся героям.
Центральное место в новеллистике Мопассана занимает любовная тема.Писатель видел в любви драгоценнейший дар природы ("Любовь"), высокое поэтическое чувство, которое пробуждает в человеке его душевную красоту - искренность, бескорыстие, готовность к самопожертвованию, к подвигу ("Лунный свет", "Счастье", "В пути", "Фермер", "Калека" и др.). Стремясь оправдать те физиологические потребности человека, которые лицемерно замалчивала или осуждала мещанская литература, Мопассан смело, увлеченно, с рубенсовской плотоядностью воспевал - особенно в сборнике своих стихотворений - ту чувственную страсть, которая стихийно бросает людей в объятия друг к другу. Жизнерадостно славя пыл этой страсти, он обрисовывал и те смешные или печальные положения, в которые она ставит его персонажи, а порою показывал, как эта страсть, туманя разум человеку, способна привести его к страшной катастрофе, к преступлению ("Маленькая Рок"). Великий изобразитель любви, Мопассан воспроизводил ее в бесконечном разнообразии вариантов. При этом одна из драматичнейших тем его творчества заключается в показе писателем того безобразного, уродливого, извращенного характера, который приняла любовь в буржуазном обществе, где она превратилась в предмет купли-продажи и из величайшей радости человека - в источник жестоких его мучений. Тема любви в творчестве Мопассана стала острейшим оружием писателя-гуманиста в его борьбе с буржуазным варварством.
Блестящее повествовательное мастерство Мопассана можно видеть почти в каждой его новелле. Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие "говорящие" факты, умением обобщать, типизировать, - он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.
Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заинтриговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.
Рассказы явились значительным вкладом Мопассана в мировую литературу. Его новелла стала средством глубокого познания жизни. Необычайно разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по типу повествования и жанровым особенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченная сценка, размышление и т. п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересом их автора к человеку. Отдельные факты и эпизоды, на которых строятся рассказы, отражают социальные закономерности, исполнены нравственно-философского смысла. Характеры и психология персонажей переданы через действие, неповторимый склад речи, выразительную деталь. Отточенное мастерство новелл Мопассана выражено в законченности сюжета, резких поворотах действия и неожиданных развязках, острых характеристиках, смелых портретных зарисовках. Многообразие новеллистики Мопассана определяется и диапазоном настроений, интонаций — от грустных и трагических до всевозможных оттенков юмора, зачастую переходящего в иронию и язвительный сарказм. Воспевая могущество и красоту земной любви ("Лунный свет", "Счастье"), Мопассан много раз с горечью писал о профанации любви, превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции — спутниках брака ("Реванш", "Знак", "Иветта"). Его глубоко волновало одиночество людей в обществе, беззащитность "маленького" человека ("Одиночество", "Верхом", "Прогулка"). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Не идеализируя своих героев, Мопассан показывал, однако, что в их среде можно найти подлинную человечность и чистоту чувств ("Папа Симона", "Буатель"). В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки ("Пышка", "Мадемуазель Фифи", "Дядюшка Милон"). Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников ("Бочонок", "Дьявол"), но и извечную драму крестьянина-бедняка ("Отец Амабль"), и трагические судьбы людей, оказавшихся на "дне" жизни ("Бродяга", "Нищий", "В порту").
Герои новелл Мопассана - люди всех рангов, всех состояний - чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые фермеры и батраки, старики и дети. Читатель словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны и старинные дворянские замки.
Мопассан - великолепный мастер психологического портрета, мастер художественной детали. Писатель мог чётко, сжато отобрать материал, создавая картины действительности. "Для меня, говорил он, - психология в новелле сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его жизни".
Тематика новелл Мопассана:
• Рассказы из жизни чиновников, где место действия - Париж.
"Ожерелье", "Драгоценности", "Прогулка". Под рутинной повседневностью таятся неблагополучие и трагедия.
• Новеллы из светской жизни. Во многих новеллах неприглядная изнанка внешне благопристойной жизни решительно обнажена, и люди "света" осмеяны без пощады.
"Знак", "Окно", "Гарсон, кружку пива!".
• Новеллы о крестьянстве. Крестьянин в изображении Мопассана нередко во власти земли, во власти своей собственности. Писатель хорошо понимает всю тяжесть положения крестьянина, обречённого на темноту и невежество.
"Бочонок", "Признание", "Дочка Мартена", "Возвращение".
• Новеллы о франко - прусской войне. Мопассан с глубоким чувством патриота воспел духовную красоту народных воителей.
"Пленные", "Пышка".
• Тема любви. Тема любви для Мопассана - одно из средств проникновения в мир человеческой психики, в мир страстей, один из путей познания современного читателю общества. Любовь в буржуазном мире изуродована и опошлена.
"Дом Телье", "Поездка за город".
Лучшая новелла о любви - "Лунный свет", настоящий гимн душевной чистоте и искренности, гимн поэзии любви. Форма исповеди, форма монолога придаёт новелле оттенок особой искренности, а позиция автора не остаётся для читателей секретом.
Умение Мопассаном выбора точной детали, точного слова сделало его одним из лучших новеллистов, определило особый ритм его прозы. Лиризм и тонкий психологизм отличают его лучшие произведения с их задушевностью и человечностью.