Файл: ответы зарубежка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.

2. Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.

3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.

4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.

5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.

6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».

13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.

14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)

15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.

16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.

17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».

2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").

3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)

18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).

19.Мастерство Мопассана-новеллиста.

20.Романное творчество Мопассана

21. Художественный мир ч. Диккенса

22. Жанр рождественской повести в творчестве ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» ч. Диккенса.

40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.

23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».

24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.

25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).

1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.

2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).

26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».

27.Художественный мир у.Теккерея.

28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.

2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:

36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).

5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.

35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.

34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.

33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.

32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.

31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.

30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.

24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.

Воспитательный роман – жанр романа, содержанием которого является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.

Убежденный реалист, Диккенс не мог отказаться от своих дидактических замыслов. Бороться с тем или другим социальным злом для него всегда означало убеждать, то есть воспитывать. Правильное воспитание человека писатель считал лучшим путем к установлению взаимопонимания между людьми и гуманной организации человеческого общества. Он искренне верил, что большинство людей естественно тянется к добру и в их душах легко может восторжествовать доброе начало. Тема воспитания наряду с темой детства – ведущие в творчестве Диккенса.

Наиболее яркие примеры романов-воспитания: «Приключения Оливера Твиста» (1837-1838) (1); «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1838-1839) (2); «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» (1849) (3).

(1) Роман написан под впечатлением закона о бедных (В работные дома принудительно стали помещать всех тех, кто обращался за общественной помощью).

Жестокость мира порождает жестокость ребенка. Именно это волнует писателя, который сознательно обнажает самые страшные язвы английского дна, желая обратить на них внимание общества. Писатель считает, что проблема воспитания человека — дело всего общества. Одно из заданий романа «Приключения Оливера Твиста» — показать суровую правду ради того, чтобы заставить общество быть справедливее и милосерднее. С иронией автор вставляет замечание по поводу той или другой ситуации, когда респектабельные английские джентльмены брезгливо отворачиваются от бедных отверженных, которые оказались в рабочем доме. Один из таких джентльменов даже не имеет имени, он просто назван господином в белом жилете. Не сделав ничего хорошего для Оливера и других сирот, он пророчил мальчику тюрьму и казнь. Так писатель затрагивает еще один вопрос: что являет собой истинная воспитанность, и возможна ли она без доброты и милосердия. И красивое, и некрасивое в человеке может изменять жизнь, общество людей. И очень важно, какими моральными принципами живут те люди.

(2) Николас Никльби – герой, у которого умер отец. Он должен заботиться о сестре и матери. У него есть богатый дядя Ральф. Он злой, жадный. Николас Никльби устраивается на работу в «Академию» (частная школа Сквирсов). Первоначаль Николас мечтает о том, каким гуманным и добрым преподавателем он будет. Но когда он видит воспитанников «Академии», его переполняет чувство жалости (забитые, голодные дети). В романе "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (1839) особое внимание уделено изображению ужасающих методов школьного воспитания детей. Николас не желает становится пособником Сквирсов – он выбирает светлый путь, не мирится с жестокостью и жадностью содержателей частной школы.


В галерее диккенсовских героев Николас Никкльби - один из первых, кто, познав кричащие контрасты жизни большого города, осознает их несправедливость. Правда, чаще всего его суждения об окружающем выражены в декларативной форме; в уста героя, во многом еще слишком наивного, Диккенс вкладывает свои собственные наблюдения и выводы. Поэтому почти во всех случаях рассуждения об окружающей жизни героя даны в форме косвенной речи. С особой силой звучат слова героя, в которых он противопоставляет честную бедность простых людей бесчестию богатых и власть имущих.

На примере частных школ Диккенс решил продемонстрировать, «сколь чудовищно пренебрегают в Англии воспитанием и как небрежно относится к воспитанию государство-к выращиванию добрых или плохих граждан, несчастных или счастливых людей». Гнусная жестокость, постоянные издевательства, лицемерие наносят непоправимый вред ребенку. Общество не может рассчитывать на благополучие, если ежедневно и ежечасно унижаются дети. Общество должно бережно относиться к каждой детской душе, мудро «воспитывать чувства», гуманно и заботливо развивать все лучшие качества человека, и не в последнюю очередь - чувство собственного достоинства.

Что лежит в основе дурного воспитания, лицемерия, надувательства, скупости, ненависти, подличанья, обмана? Деньги! «Николас Никльби» - первый роман Диккенса о власти денег в обществе: они распоряжаются судьбами людей, определяют их поступки, мысли, надежды, симпатии, антипатии.

Но проблема воспитания отнюдь не исчерпывается в нем школьной темой и сценами педагогической деятельности Сквирса. Это роман о воспитании в самом широком смысле этого слова: его герой проходит суровую школу жизни.

(3)Раскрывая пагубность неправильного воспитания, писатель рисует образы несчастных детей, лишенных заботы и тепла. Показывает, как это отражается на формировании их характеров, целей и стремлений. И мы видим на примерах образов, созданных Диккенсом, что именно система образования, а не среда, из которой вышли герои, влияет на их дальнейшую жизнь и судьбу.

Проблемы воспитания и образования занимают в произведении одно из главных мест, так как отражают процесс формирования личности. Писатель изображает несколько методов воспитания: систему отчима Дэвида мистера Мэрдстона, систему Крикла- бывшего торговца хмелем, ставшего директором школы, и систему Бетси Тротвуд. Сами «воспитатели» предстают перед нами такими, какими их видит ребенок. Так, бело-черно-коричневое лицо и пустые глаза Мэрдстона отражают ту ненависть, которую испытывает Дэвид к жестокому, бессердечному человеку, считающему Ребенка своей обузой. Такое же отвращение и неприязнь вызывает у мальчика Крикл, который сам «ничего не знает, кроме искусства порки, и более невежествен, чем самый последний ученик в школе». Сквозь призму восприятия Дэвида, мы видим, что методы воспитания и Мэрдстона, и Крикла антигуманны и бесчеловечны. В противоположность им Бетси Тротвуд желает сделать мальчика человеком добрым, внушить ему стремление приносить пользу обществу. И, хотя она старается скрыть свои чувства под маской внешней суровости, Дэвид видит в ней воплощение добра и справедливости. Таким же носителем положительных начал является для мальчика семья его няни Пегготи.


В своем романе Диккенс анализирует причины нравственного несовершенства людей, их морального уродства. И приходит к выводу о губительном влиянии испорченной системы образования.

Почти все романы Диккенса имеют счастливый конец, за что автора немало упрекали и при жизни, а особенно после смерти. Но «счастливые концы» — это одна из черт философии писателя. Он считал, что литература имеет сильное воспитательное значение, влияет на сознание и что счастливый конец утверждает оптимизм, радости жизни, гармонию, дает надежду, что человек никогда не будет одинок.

Тема детства (в рождественских рассказах): дети могут изменить этот мир, именно они являются воплощением света и добра (малютка Тим – ребенок инвалид, сын Боба – изменяет Скруджа, будит в нем сострадание и жалость).

Влияние на русскую литературу: В России романы Диккенса переводились почти одновременно с их выходом в свет у него на родине. Его творчество вызывало живой интерес не только читателей, но и современных ему русских критикой и читателей.

Диккенс был одним из любимейших писателей Л.Н.Толстого, который находил в творчестве английского романиста много созвучного собственным идеям, взглядам на искусство, близкие нравственные убеждения. Пафос христианского учения о "добре" и "зле", который Толстой находил у Диккенса, имел для него большую ценность, чем критика действительности. Диккенс был близок ему по характеру своего мировоззрения, он относил его к писателям "христианского духа", "религиозного настроения" и считал, что подобное мировоззрение способствует воздействию на людей в духе братства, любви и добра. Не в меньшей мере, чем нравственный аспект, Толстого привлекало в творчестве Диккенса решение им жанрово-стилевых проблем, связанных с "романом воспитания", и русский писатель черпал у автора "Дэвида Копперфильда" идеи, созвучные его собственным. В 1860-ые и в 1870-ые годы Л.Н.Толстой обращается к творчеству Диккенса в связи с проблематикой "семейного романа".

Диккенс - духовный спутник Достоевского. Достоевский: ". .мы на русском языке понимаем Диккенса, я уверен, почти также, как и англичане, даже, может быть, со всеми оттенками; даже, может быть, любим его не меньше его соотечественников. .". Высоко ценя и любя Диккенса, Достоевский не мог пройти мимо его художественных открытий, благодаря чему его произведения обогащались сложным комплексом литературно-психологических реминисценций. Оригинальность усвоения Достоевским диккенсовских сюжетных мотивов заключалась в преобразовании того, что он воспринимал как всеобщую идею и истину. Опыт восприятия Достоевским творчества Диккенса обнаруживает, с одной стороны, связь обоих художников с процессом развития русской и европейской культур, а с другой стороны, выявляет национальное своеобразие русской культуры.


Схожесть с Диккенсом : Достоевский - Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка.


25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).

Джейн Остин занимает особое место в литературе Англии XIXстолетия: она продолжает традиции реалистической литературыXVIII века и является связующим звеном между реализмом Просвещения и реализмом XIX века. Творческий путь Остин обычно делят на два этапа. Деление это условно. Писательница не стремилась скорее издать свои сочинения, тщательно их дорабатывала. Поэтому романы первого и второго периодов выходили в свет почти одновременно. Романы “Чувство и чувствительность” (1795, опубл. в 1811), “Гордость и предубеждение” (1796. опубл. в 1813), “Нортенгерское аббатство” (“Аббатство Нортэнгер”) (1798, опубл. в 1818) относятся к первому периоду, а “Мэнсфилд-парк” (опубл. 1814), “Эмма” (опубл. 1816), “Доводы рассудка” (опубл. 1818) — ко второму. Последний изданный при жизни роман писательницы — “Эмма”. “Доводы рассудка” — последнее из созданных сочинений и ранний роман “Нортенгерское аббатство” вышли уже после смерти автора в 1818 году. Все прижизненные издания вышли без имени автора. Мастерство автора проявилось в умении ненавязчиво, с присущей ей тонкой иронией подчеркнуть в каждом из героев главное, сорвать с некоторых покров внешней благопристойности, респектабельности и показать их истинное лицо. На фоне современной ей литературы произведения Джейн Остин выделялись изысканной простотой, точностью и глубиной социально-психологических мотивировок поведения персонажей, стилистическим мастерством. Писательница не стремилась наполнить свои произведения дидактизмом, не идеализировала героев, избегала мелодраматизма — всего, что было присуще прозе её времени. В сочинениях Остин отсутствуют подробные описания, развернутые портретные и пейзажные характеристики, авторские комментарии. Герои романов проявляют себя в поступках и речах. В основном все повествование держит мастерски выстроенный диалог, который и раскрывает поведение героев, их психологию, нравственные борения. Активно использовала писательница прием несобственно-прямой речи для характеристики внутреннего мира героев, внешние детали, подтекст. Другая особенность романов Остин — ирония, которая проявляется в несоответствии поступков и речей героев, в характеристиках, которые дает им автор. Писательница не стремилась наполнить свои произведения дидактизмом, не идеализировала героев, избегала мелодраматизма — всего, что было присуще прозе её времени. В сочинениях Остин отсутствуют подробные описания, развернутые портретные и пейзажные характеристики, авторские комментарии. Герои романов проявляют себя в поступках и речах. В основном все повествование держит мастерски выстроенный диалог, который и раскрывает поведение героев, их психологию, нравственные борения. Активно использовала писательница прием несобственно-прямой речи для характеристики внутреннего мира героев, внешние детали, подтекст. Другая особенность романов Остин — ирония, которая проявляется в несоответствии поступков и речей героев, в характеристиках, которые дает им автор.