Файл: ответы зарубежка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.

2. Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.

3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.

4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.

5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.

6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».

13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.

14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)

15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.

16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.

17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».

2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").

3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)

18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).

19.Мастерство Мопассана-новеллиста.

20.Романное творчество Мопассана

21. Художественный мир ч. Диккенса

22. Жанр рождественской повести в творчестве ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» ч. Диккенса.

40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.

23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».

24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.

25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).

1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.

2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).

26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».

27.Художественный мир у.Теккерея.

28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.

2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:

36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).

5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.

35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.

34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.

33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.

32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.

31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.

30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.

Социальное и критическое начало становится в творчестве Уитмена 70—80-х годов доминирующим. В 1871 г. он опубликовал книгу публицистики «Демократические дали», в которой открыто говорил о том, что «демократия Нового Света... потерпела банкротство в своем социальном аспекте, в своем религиозном, нравственном и литературном развитии». Уитмена глубоко возмущала политическая коррупция в его стране, экспансионистские устремления американского капитализма вызывали его недвусмысленное осуждение. Он отверг «материализм и вульгарность», ставшие нормой жизни в США тех лет, призывал литературу противодействовать всеобщей продажности, пошлости и бездуховности, воспитывать людей на гармонических идеалах и не допускать духовного оскудения нации.

Уитмен верил, что такие задачи по силам истинной поэзии, горько упрекая тогдашнюю американскую литературу за то, что она отступила от своего долга. Это была еще одна иллюзия создателя «Листьев травы». Но конфликт поэта со своей эпохой оказался неизбежным. Последние его годы прошли в одиночестве и бедности.

Уитменом были заложены основы реалистической поэтики, указан путь, по которому впоследствии шло развитие реалистической поэзии и в США, и во многих других странах. Он вошел в историю литературы как великий новатор и непоколебимый приверженец демократических и революционных идеалов своего времени. Он явился подлинно национальным американским поэтом, крупнейшей творческой индивидуальностью, которую выдвинула литература США XIX столетия.

Глубокое своеобразие поэзии Уитмена было предопределено уникальным синтезом романтического пафоса и элементов реалистического художественного мышления. Этот синтез был порожден эпохой наивысшего подъема демократического движения за всю историю США XIX в.


34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.

Уитман (1819-1892г.) – ищет новые пути в искусстве. Главное произведение «Листья Травы» (сборник). Его учителями были У. Блейк и Э. По. У них он позаимствовал космизм и геперболизм. У.Уитман перестраивает систему романтизма. Отказывается от рифм, привычных образных систем поэзии и вводит «свободный стих», который имитирует библейский стих и отражает движение своей жизни. Прием – каталогов – перечисление некоторых реалий или предметов без комментариев.

У.Уитман был бродягой и его лирический герой таков. Много странствует, он склонен к созерцательности (любил ночное звездное небо) следовательно космизм лирики совпадающим с бурным развитием астрономии.

Замысел «Листьев травы» возник, когда Уитмену не было еще и тридцати, именно тогда он и ощутил в себе дар поэта, точнее, не просто поэта, но провидца и пророка. Он ощутил способность говорить в своих стихах от имени всего, что существует на земле. Само название книги - "Листья травы" - отражало эту уверенность поэта в том, что его голос - голос всего человечества и самой жизни. В центральной части этой книги, в "Песне о себе", есть строки:

"Ребенок сказал: "Что такое трава?"

И принес мне полные горсти травы,

Что мог я ответить ребенку?

Я знаю не больше его, что такое трава.

Может быть, это флаг моих чувств,

Сотканный из зеленой

Материи - цвета надежды..."

Трава, ее зеленые ростки, поднимающиеся из земли, - что это такое? Это сама жизнь, и разве можно исчерпывающе ответить на вопрос: что такое жизнь? Разве можно объяснить жизнь? Нельзя, но возможно другое: восславить вечно поднимающиеся из земли, умирающие зимой и снова каждой весной возрождающиеся к жизни ростки, листья травы - ростки жизни.

+ «Листья травы» - это особый образ, с его помощью человек это личность, индивид, но в тоже время масса, общность. + «Трава» - это зеленый цвет.

Стихотворение «Привет мирозданию» - особый образ смерти; ее нет, есть вечная трансформация.

Итак «Листья травы» - книга, которую автор писал на протяжении почти 40 лет.

Сборник воспринимается как единое цельное проиведение, которое имеет оригинальное строениеи состоит из отдельных циклов. Считается что тема книги - «Это сам Уолт Уитмен», сюжет - «Человек и Вселенная», идея - «вечное и неизбежное торжество человека».


Уитмен писал про мировую демократию, братство всех народов, людей труда, достижения науки и технического прогресса, а также про тело и душу, жизнь и смерть, про природу и человека, человека и космос, про мужчин и женщин, Америку и американцов, про поэтов и поэзию, войну и мир и т.д.

Название сборника «Листья травы» отображает природное единство человека с миром, мощную взаимосвязь всего существующего. В книге Уитмен стремился создать национальный эпос, который бы давал исчерпывающую картину действительности. Его «я» «спроектированное» на других людей, на страны и космос.

Особое место в сборнике занимает обобщенный образ Америки. Поэт пытался воплотить веру в «американскую мечту», в исключительности исторической миссии США. Временами в стихотворениях звучат ноты раздражения нерешительной политикой президента касательно рабовладельцев юга.

Уитман был родственен с поэзией Маяковского. Важными являются урбанистические мотивы.

«Подобно Уитмену, Маяковский отвергает поэтические каноны, язык, тематику, которые веками предписывались поэзии. Но Маяковский избрал более прямой путь к нашему сознанию и сердцу, чем Уитмен. В стихах Уитмена все же есть отвлеченность и многословие, которые отдаляют его от рабочего читателя. Маяковский говорит просто и ясно». Стихи Уолта Уитмена, так широко распространенные в русских изданиях в те годы, когда начал творить Маяковский, в какой-то мере облегчили тогдашним читателям восприятие «Облака в штанах» и других произведений молодого поэта. Новаторство Маяковского менее пугало тех, кто успел привыкнуть к новаторским произведениям автора «Листьев травы». Стихи Уолта Уитмена послужили для многих как бы преддверием к стихам Маяковского.(+35 билет)


33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.

В реалистическом художественном сознании герой утрачивает облик байронической личности в противоборстве с вселенной, с миром и сводит борьбу к прозаической схватке за выживание с конкретным городом (пр. Париж), с конкретной фигурой (пр. Гобсек).

50-60-е годы- другой этап в развитии французского романа, в котором действительность, наступившая на романное пространство, установила свои законы и масштабы. Она враждебна и опасна, будь то природная стихия, будь то общественное сознание, в которое погружается герой с многочисленными друзьями и врагами, и где события не рассказываются, а показываются. Деятельность в «действии пустом» обозначает не только оскудение души, которое рассказывает флобер в многочисленных диалогах, избегая внутреннего монолога: сама действительность, завоевавшая роман, неинтересна и пошла. Задача художника заключается в исследовании причин этой обыденности и прозаичности, где драматические конфликты исключены, отвращение к мысли заменяется «воспитанием чувств».

В художественном сознании 19 века сдвиги происходят в результате огромного успеха естественных наук, которые стали претендовать на доминирующую роль в познании человека, общества, природы. Разрыв с нормативностью и догматизмом все увеличивался. Открывались законы, которые одинаково распространялись на природу и культуру. Позитивизм свёл причины человеческого поведения к природным закономерностям, по аналогии с которыми рассматривались и социальные закономерности. В литературе наблюдалось изображение обнищавшей души.

Обозначенный реалистический тип сознания формировался в сложном контексте общественных катаклизмов и национальных потрясений, требуя адекватных форм выражения. Роман становится доминирующим в литературе жанром, оставив на периферии лирические поэтические жанры (однако в Германии роман не получил такого широкого распространения как во Франции, России и Англии). Действительность, постоянно завоевывающая романное пространство, требовала новых приемов её воссоздания. Художественное сознание медленно привыкало к этим требованиям. Природа не моглапомочь художнику так, как это было в романтическую эпоху. Наука проникла в ее тайны. Литература утрачивала идеалы. Человек, хотя и был образован культурой, подчинялся наравне с ней тем же естественным природным законам. Позитивистский взгляд на человека, природу и культуру, художественную реальность лишал литературу загадочности и потому привлекательности. Порок и добродетель не противопоставлялись категорически, Они рассматривались наряду с естественными закономерностями. Поэтика обыденного, безобразного во 2-й половине 19 века отражает общую тенденцию к демократизации литературы и читателя, но одновременно и сопротивление излишнему упрощению, наступившему в эстетике истинного или наивного реализма.


Наступление века позитивизма было подготовлено Флобером, его открытием в области чистого искусства и безличного искусства. Выдвижение на 1-й план романа приводит не только к его безраздельному господству, но и к наиболее полному выражению национальной специфики литературы, а также романизации остальных жанров.