Файл: ответы зарубежка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.09.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.

2. Эстетико-философское осмысление понятия «реализм». Реализм как литературное направление во второй половине XIX века. Реализм как открытая художественная система.

3. Реализм во Франции второй половины XIX века. «Расин и Шекспир» Стендаля как эстетическая программа реалистической художественной системы.

4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.

5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.

6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».

13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.

14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)

15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.

16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.

17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».

2) Перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают силой внушения: они пробуждают воспоминания. Главным становится аромат (стихотворения "Экзотический аромат", "Волосы").

3) Сам природный психофизический мир (мир вещей, чувств.Впечатлений, эмоц. Переживаний) оказывается знаком, отзвуком, отражением духовной сверхприроды (мир вещей/мир идей)

18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).

19.Мастерство Мопассана-новеллиста.

20.Романное творчество Мопассана

21. Художественный мир ч. Диккенса

22. Жанр рождественской повести в творчестве ч. Диккенса. («Рождественская песнь в прозе»). «Рождественская философия» ч. Диккенса.

40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.

23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».

24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.

25.Английские романистки XIX века. Творчество Дж. Остен, ш. Бронте, э. Бронте, Дж. Элиот (1 роман по выбору).

1) Творчество отражает характерные тенденции в развитии реализма 50-70-х годов XIX в. 2) Вступила в литературу в то время, когда общественный подъем 40-х годов был уже позади.

2) 1862-1880; Романы «Ромола» (Romola, 1863), «Феликс Холт, радикал» (Felix Holt, the Radical, 1866), «Миддл-марч» (Middlemarch, 1872) и «Даниэль Деронда» (Daniel Deronda,1876).

26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».

27.Художественный мир у.Теккерея.

28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.

2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:

36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).

5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.

35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.

34. Символика названия сборника «Листья травы» у. Уитмена. Лирический герой у.Уитмена. Уитмен и Маяковский.

33. Значение жанра романа для развития реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX века.

32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.

31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.

30.Эстетика и творчество поэтов и художников прерафаэлитов.

6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».

Стендаль (1783-1842) «Красное и черное»- псевдоним. классич. реализм. увлекался математикой в юности. был на военной службе. его манифест «Расин и Шекспир»-обозн свою программу. Необх правдивое и точнизобр чел-ка. «Красное и черное» (1830): фабула осн на событиях судебндела.Мелк честолюбец-гувернер потерял место из-за люб связей. В романе героич. и трагич. личность Жюльена Сореля. Документальной основа: судьба двух молодых людей, приговорённых к смертной казни: один, Берте, молодой честолюбец, но личнность крайне ничтожная, стрелял в мать девушки, гувернёром которых он был. Второй, Лаффарг, рабочий-краснодеревщик, увлекающийся философией и литературой, был скромен и горд. Влюбивашаяся в него и отвергнутая девица обвинила его в попытке насилия. “ Красное и чёрное” - социально -политический роман, черты романа-воспитания: в 1 ч. перед нами не знающий жизни юноша, который удивляется всему увиденному и постепенно начинает его оценивать, во 2 ч. –человек с жизненным опытом, решающийся действ самост, но в финале приходящий ко тому, что ему, умному, деятельному, честному в основе своей – нет места в этом мире. Стендаля интересует история самосознания человека, а Бальзак интересуется внешней стороной человека, его взаимодействием с миром;Название носит многозначный характер: *это мода на странные название неистовых романов (типа, «Кукарача» Эжена Сю)*цвета рулетки: двоичный язык судьбы, случая; Однако в романе нет никаких намеков на азартную игру. *революция(кр) и цвет сутаны аббаты(ч); Друг Стендаля Эмиль Форг после его смерти сообщил, будто бы сам Стендаль так объяснял название: «„Красное” означает, что если бы Жюльен родился раньше, он был бы солдатом, но в его время он должен был надеть на себя сутану, отсюда „черное”». *это преступление и наказание (покушение и казнь);* как характеристику двух возможных жизненных путей, открывающихся перед Жюльеном ( такую трактовку рассматривает Анри Жакубе). Красное — это пламя страстей, пролитая кровь, своя и чужая, брызги крови на эшафоте. Черное — цвет отталкивающий и зловещий, все то, что может ввергнуть человека в обыденность, в раболепие, тщеславие, честолюбие, семинария.* Это 2 героини, 2 разных любви: г-жа Де’Реналь (красное- жизнь; настоящая любовь-через 3 дня после казни Жюльена умерла) и Матильда (черное-Этолюбовь смерти; для нее главное –сыграть смерть).



13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.

Гюстав Флобер (1821-1880г) – основоположник новых тенденций ром-ма 18-19вв.Род-ся в Руане в семье врача. Свидетель всех бурных событий 19в (реставрация Бурбонов, июльск и февр рев-ии).

Его фил-я развив под влиянием пантеизма. «Бог во всем», природа – вечная, неизменная субстанция. Человек – это часть природы, а не ее центр, т.е. не обладабсолют свободой воли. Развития не существует, все ост-ся таким как было. Ф. проповедует идею чистого искусства. Искусство – высшая форма познания дейст-ти, т.к. соеднаучн и интуитивное. ХУД-К НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ ВЫВОД.

Знаковым текстом для него является «Дон Кихот» Сервантеса. Во всех его текстах появляется идея жизненный противоречий и трагедии, порожденной действительностью восприятия мира.

Его ранний текст «Искусство и коммерция». Флобер говорит о превосходстве искусства над любой другой деятельностью человека; Искусство – убежище от житейских бедствий;

У Флобера возникает метафора «богиня из слоновой кости». Несовершенному миру он противопоставляет богиню.

Ф. включается в полемику относительно идеала прекрасного. Он полемизировал с поэтами Парнаса (Готье, Ш. де Лиль);Ф. ощущает переходность своей эпохи. Настоящего еще нет; оно не устоялось.

«Мы появляемся на свет рано или слишком поздно. Мы осуществляем самое трудное и наименее слабое - переход».

Ф. пытается создать нового героя, который покажет текучесть эпохи следовательно появляется понятие «среднего героя», человека, который встречается на каждом шагу. Ф. искал сюжет и обыкновенного, и трагического. Ф. открыл новые горизонты творчества: стремился использовать методы близкие к научным. Перо = скальпель, при помощи которого анатомически исследуется характер.

Особенность его текста – безличность письма.

В искусстве не существует запретных тем. Но картины исчерпывающие. Нет непоэтических запретных тем.

Задача: перевоплотиться в другого человека, встать на его место.

Перевоплощение – высшая форма познания.

У Спинозы Флобер заимствует идею о фатальной взаимозависимости всех предметов и явлений. Подтверждение этой идее Флобер находит в трудах итальянского историка XVIII века Вико, который считал, что обществу чуждо прогрессивное развитие - основные события общественной жизни повторяются, и духовная жизнь человечества и научно-технические достижения разных веков рифмуются друг с другом.


  • Мысль о несостоятельности идеи прогрессивного развития общества.

Задача человека - развивать свой духовный мир, единственную ценность, данную от природы. Всякие попытки переустройства существующего мира кажутся ему абсурдными. Также бессмысленна попытка достижения счастья в жизни - человек обречен на страдания, неся в себе противоречия несо-вершенного мира.

  • Хотя главным в искусстве Флобер почитал Красоту, идея "чистого искусства" не принималась им. Задача художественноготворчества - понять и объяснить человека, его место в мире.

Особенное место Флобер отводил автору. Согласно его взглядам, автор в произведении не должен быть заметен. Автор не должен назидать читателя, он должен представлять наглядные примеры из жизни человека и общества, с тем чтобы читатель смог сделать выводы самостоятельно. Дидактизм является недостатком литературы, наглядность - ее достоинством.

Устранение из произведения автора в традиционном понимании должно придать изображению большую объективность. "Писатель искажает действительность, когда хочет подвести ее к заклю-чению. Желание во что бы то ни стало делать выводы - одна из самых пагубных и самых безумных маний человечества".

Нет ни одного указания на отношение автора к героям и их поступкам.


14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)

Роман « Госпожа Бовари» стал новым словом во французском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжет почти невидим. Но одновременно это одна из трагедий, которые постоянно происходят в обыденной действительности. У романа – многозначительный подзаголовок «провинциальные нравы». Однако для Флобера « Нет провинций – есть Франция». В романе, начатом после смерти Бальзака он развивает его принципы: история главной героини, по имени которой назван роман, даёт возможность увидеть зависимость её характера от воззрений и обычаев среды, а так же самую среду, имеющую в романе не меньшее значение.

То, что это роман о нравах, подтверждает и композиция: начавшись с рассказа о Шарле Бовари, он завершается рассказом об аптекаре Оме. Эмма появляется только во второй главе, а после её смерти, следуют ещё три главы, где автор рисует лицемерие церковников, пустоту церковного обряда, самодовольство и карьеризм Оме. Шарль, ничтожный в своей зависимости от внешних факторов, усвоенных от Эммы, после её смерти возвышается над всеми своим умением любить и страдать.

Флобер ставил перед собой труднейшую задачу – « Передавать пошлость точно и в то же время просто», а для этого он меняет тип композиции, сложившийся до него. Особенно большее место он отводил экспозиции – 260 страниц, на основное отводил лишь 120-160, а на заключительную, смерть Эммы, описание похорон и горе мужа – 60. Флобер отказался от «интересного» материала, которым в его время широко пользовались крупные и мелкие романисты, от Дюма и Эжена Сю до Диккенса.

Здесь не было ни буйного колорита исторической эпохи, ни соблазнительной роскоши великосветской жизни, ни семейных тайн, ни страшной экзотики парижских или лондонских трущоб. Все здесь было просто, слишком просто.

Даже событий никаких не было. Флобер повествовал о неподвижном провинциальном существовании, о стоячем болоте ничем не привлекательного быта, без «драмы», без ревности, почти без действия. Идя по следам Бальзака, он создавал новый тип повествования, противоре-чивший традиционным литературным представлениям. «Мадам Бовари», как и все романы Флобера, построена в виде биографии. С точки зрения традиционной композиции, это биография не Эммы, а Шарля.Роман начинается с его поступления в школу, потом подробно рассказывается о его первом браке, вдовстве, затем незаметно в его жизнь входит Эмма. В продолжение всего романа благополучное существование Шарля сопровождает долгую семейную агонию Эммы – словно однообразная нота, составляющая скучный фон основной мелодии. И после смерти Эммы, вопреки правилу эффектного конца, Шарль, уже один, продолжает свою унылую биографическую повесть. Флобер нарушает все литературные традиции. Согласно правилам традиционного повествовательного искусства, автор должен был в ходе изложения подсказать читателю значение тех или иных событий, выдвинув на первый план главное, отодвинув в тень второстепенное. Он должен был расставить в повествовании логические ударения, чтобы читатель не растерялся во множестве фактов и сразу понял, куда его ведут.Композиция Флобера преследует как раз противоположную цель. Не желая запутывать читателя ложной видимостью, как то делали авторы детективных романов, он, однако, не хотел ничего подсказывать и предоставлял читателю самому разбираться в беспристрастной картине жизни. «Логический акцент», не соответствующий естественному течению событий, показался бы ему искажением действительности и недопустимым вторжением автора.=>биографический принцип повествования.