ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.09.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Своеобразие западноевропейского историко-литературного процесса XIX века.
4.Специфика жанра новеллы во французской литературе второй половины XIX века.
5. Этические и эстетические взгляды ф. Стендаля и их отражение в творчестве.
6. Художественное своеобразие социально-психологического романа ф.Стендаля «Красное и черное».
13. Эстетика г.Флобера. Место писателя в литературном процессе Франции XIX века.
14. Художественное своеобразие романа г.Флобера «Мадам Бовари».(1856г.)
15. Французская поэзия 50-60 гг. XIX века.
16. Эстетика «Парнасской школы». Леконт де Лиль, т.Готье и др.
17. «Теория соответствий» ш. Бодлера и ее отражение в сборнике «Цветы зла».
18. Э.Золя как теоретик натурализма. Художественное своеобразие одного из романов (по выбору).
19.Мастерство Мопассана-новеллиста.
20.Романное творчество Мопассана
21. Художественный мир ч. Диккенса
40-Е годы - Диккенса глубоко волнует вопрос о путях усовершенствования общества.
23.Своеобразие поэтики романа ч. Диккенса «Домби и сын».
24.Тема детства и воспитания в творчестве ч. Диккенса и ее влияние на русскую литературу XIX века.
26.Романтические и реалистические тенденции в романе ш. Бронте «Джейн Эйр».
27.Художественный мир у.Теккерея.
35. Своеобразие поэтики у. Уитмена.
32.Синтез романтического и реалистического начал в западноевропейской литературе XIX века.
31.Тема «утраченных иллюзий» в западноевропейской литературе XIX века.
28.Художественное своеобразие романа у. Теккерея «Ярмарка Тщеславия». Символика заглавия и подзаголовка. Образ Кукольника.
(1848 год). В заглавии вынесен образ к ключу для понимания текста. «Базар житейской суеты» этот образ, заимствованный у английского писателя Джона Беньяна из романа «Путь паломника».
Это современная Англия 19 века. Теккерей пытается создать широкую эпическую картину Западной Европы 19 века.
2 Сюжетные линии ведутся параллельно, но пересекаются в определенных точках, изображается жизнь двух семейств:
- Седли
- Озборн
В романе присутствуют черты семейной хроники. Но частная жизнь соотносится с историческими событиями. У Теккерея изображается битва при Ватерлоо. Судьбы героев связаны с событиями эпохи. Битва разорила семью Седли и повышение и падение акций привело к гибели героини.
Появляются многочисленные эпизодические персонажи, которые не играют роли в развитии сюжета. Они присутствуют для полноты изображения мира ярмарки.
Теккерей использует несколько приемов:
- соединяющую функцию выполняет главная героиня Ребекка Шарп. Это тип авантюрного героя. Бекка Шарп без роду, без статуса, ее задача занять место под солнцем, ей нужно обрести социальный статус. С ней связана тема утраченных иллюзий. Но она немного другая. У нее не было иллюзий. В 19 веке ее ум, образованность, таланты мало значат. Нужно найти мужа и всю энергию направить на это.
Роман без героя – это полемика со сложной литературной традицией. Персонажи обычно делятся на «+» и «-»; Теккерей же считает, что это упрощение. Человек не может быть абсолютно добрым или злым. Человек – сложное существо. В финале романа Бекка спускается с последней ступени. Она пыталась держаться, но стала бродягой. Ее жизнь – взлеты и падения, заложенные в ее натуре.
- второй прием для объединения текста – образ кукольника: В 1ом издании романа на обложке был рисунок, который изображал ярмарочную площадь и кукольника в шутовском колпаке. Шуту позволено говорить правду, обнаруживать сущность, скрытую за обманчивой видимостью. За ее образом прячется сам автор и он выводит своих персонажей как кукол на сцену. Вмешивается в повествование. С его образом входит метафора «Мир - театр». У Теккерея жизнь – это грустный фарс, который разыгрывается на подмостках жизненного балагана.
Уильям Доббин – претендует на роль «+» персонажа. Но в фамилии заложена ирония. Возникает образ Дон Кихота, который стремится к добру, к защите, но попадает в комические ситуации.
Он влюблен в Эмилию. Настойчиво добивается ее внимания, но она любит другого. В финале Доббин получает Эмилию в качестве награды, но понимает, что разочарован в ней, в ее кукольной внешности.
36. Проблематика американской литературы (на примере романного творчества г. Бичер-Стоу, м. Твена и др. Авторов).
Аболиционизм( «отмена») — политическое движение (в конце XVIII—XIX веках) за отмену рабства, работорговли и освобождение рабов в Западной Европе и Америке.
В США рабство было запрещено лишь в 1865 г.
Время позднего американского романтизма (1860-е годы) - период кризисных явлений. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность.
В этот период происходит резкое размежевание среди романтиков, вызванное Гражданской войной. С одной стороны выступает литература аболиционизма, в рамках романтической эстетики протестующая против рабства с эстетических, общегуманистических позиций. С другой стороны, литература Юга, романтизируя и идеализируя «южное рыцарство», встает на защиту исторически обреченного неправого дела и реакционного уклада жизни. Аболиционистские мотивы занимают заметное место в творчестве писателей, чье творчество сложилось в предшествующий период, - Лонгфелло, Эмерсона, Торо и др., становятся основными в творчестве Г. Бичер-Стоу, Д.Г. Уитьера, Р. Хилдрета и др.
Как и общественное сознание страны в целом, литература этого периода расколота на два лагеря — сторонников ликвидации или сохранения рабства. 50-е годы — время расцвета аболиционистской литературы, представляющей собой наиболее активное в общественном и политическом смысле течение в американском романтизме. Произведения писателей-аболиционистов всегда имели конкретную пропагандистскую задачу. Элементы публицистичности, нескрываемый проповеднический пафос неизменно отличают произведения аболиционистов. Аболиционизм и созданная им литература критиковали рабство главным образом с моральной.
Литературу Гражданской войны отличают воинствующий демократизм, боевой пафос, подчеркнутая злободневность тематики, не препятствующая романтическому характеру образности и стиля. Это особый этап в развитии американского романтизма.
Ведущая роль принадлежит в это время поэзии и сатире. Создателями этой литературы были фельетонисты нью-йоркских и провинциальных газет. В романтической поэзии этого времени преобладают мотивы героики, воодушевления и надежды на светлое будущее, ожидающее Америку после разгрома конфедератов. Жестокое осмеяние и романтическая патетика переплетаются в литературе эпохи Гражданской войны, и здесь проступает историческая противоречивость самого этого события.
К высшим завоеваниям поэзии Гражданской войны относится народная песня, вошедшая в золотой фонд американского фольклора. Поэзию и народную песню Гражданской войны сближает патриотический пафос. Поэзия американского романтизма переживает в эти годы один из высших своих взлетов. Однако романтики и в своих стихотворениях о воюющей Америке по-прежнему прибегали к архаичному поэтическому словарю и библейской образности, вкладывая обобщенный смысл в излюбленные ими понятия свободы, блага, греха, истины и т. п.
Гарриет Бичер - Стоу(14.06.1811 - 01.07.1896 года, Флорида) - американская писательница, поборница освобождения негров от рабства.
Родилась и выросла в пасторской, аболиционистски настроенной семье. Отец писательницы, Лиман Бичер, неоднократно скрывал у себя в доме беглецов-негров. Муж писательницы, Стоу, был преподавателем богословия. Литературная деятельность Бичер-Стоу протекала в разгар аболиционистского движения в Америке. После ряда повестей для детей, прошедших незамеченными, Бичер-Стоу в 1851-1852 напечатала свой лучший роман «Хижина дяди Тома». В биографии матери Чарлз Стоу рассказывает, что когда она сидела в церкви на службе, «вдруг, словно разворачивающееся полотно, перед ее мысленным взором возникла сцена смерти дяди Тома. Она была так потрясена, что едва сдержала рыданья. Придя домой, она немедленно взяла ручку и бумагу и записала видение.
5 Июня 1851 года в газете «НациональнаяЭрф» в Вашингтоне началось серийное издание еще не законченной книги.
«Хижина дяди Тома» — широкая картина рабовладельческого быта в южных штатах Америки: тяжелое положение невольников, потрясающие сцены торговли живым товаром, страдания матерей, отрываемых от своих детей, геройство черных мучеников, нарастающее движение аболиционистов — все это волнующе ярко изображено Бичер-Стоу. Роман проникнут христианской моралью. Негр Том терпеливо несет бремя рабства и молится за своих врагов. «Хижина дяди Тома» — страстный памфлет против рабства, но наряду с резкой проповедью против него в общественном плане — это попытка примирить рабов с господами в плане религиозном.
Роман Бичер-Стоу наиболее удачно отвечал настроениям и духу времени. «Хижина дяди Тома» оказала колоссальное влияние на культуру и политику того времени: ее публикация дала аболиционистскому движению новый мощный импульс и помогла перестроить общественное мнение в целом, буквально взбудоражив нацию. Персонажи книги — СаймонЛегри, Элиза, маленькая Ева Сент-Клер, забавная негритяночкаТопси и, конечно, дядя Том стали архетипами национального сознания.
Чем же объясняется феноменальный успех «Хижины дяди Тома»? "Хижина дяди Тома" — произведение совершенно романтическое по методу. Автора не занимают экономические, политические, социальные аспекты рабовладельческой системы. Единственный предмет внимания Г. Бичер-Стоу — нравственное сознание рабов, рабовладельцев, работорговцев. Главное здесь — эмоциональный накал.
Характеры героев достаточно одноплановы и четко поляризованы. С одной стороны, здесь выведены злобные негодяи, такие, как «главный злодей» американской литературы, убийца дяди Тома, бессмысленно жестокий рабовладелец СаймонЛегри и работорговец Хейли. С другой же стороны, находятся персонажи, наделенные всевозможными добродетелями, ангельскими, как старый негр Том и Ева Сент-Клер, либо человеческими, как «хорошие» плантаторы Шелби и Сент-Клер или красавица Элиза. «Добрые» персонажи, как правило, оказываются страдающими жертвами негодяев (как все персонажи-рабы) либо несчастных обстоятельств (как Шелби, Сент-Клер и Ева).
Главное зло, — подчеркивает автор, — не в людях, южанах или северянах, а в рабстве. Рабство разъедает души людей, лишая их проблеска человечности, рабству неизбежно сопутствуют такие чудовищные вещи, как распад негритянских семей (дяди Тома, Элизы, Кэсси, Эммелины), наказание беглых рабов, ужас и смерть.