Файл: Дипломная работа на тему: Формирование дискурсивной компетенции у учащихся средней школы посредством использования в обучении немецкому языку конструктивистских приемов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка

1.1. Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции

1.2. Особенности порождения и смыслового восприятия дискурса в процессе коммуникации

1.3. Современные подходы в обучении иностранным языкам

1.4. Конструктивизм как педагогическая философия

Выводы по первой главе

Глава II. Использование конструктивистских приёмов при формировании дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка

2.1. Психолого-педагогические условия восприятия и продуцирования учащимися средней школы дискурсов на уроках немецкого языка

2.2. Конструктивистские технологии при работе с текстом как основой для продуцирования дискурсов

2.3. Конструктивистские технологии и приемы, способствующие созданию на уроке аутентичных ситуаций общения

2.4. Опытная проверка предлагаемых конструктивистских технологий и приёмов формирования дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка

Учащиеся средних классов, принимавшие участие в опытном обучении.

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

Результаты оценивания диалогических ответов учащихся по показателям дискурса

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский городской педагогический университет»

Институт иностранных языков

Кафедра немецкого языка и современных технологий обучения

Мухамеджанова Эльвира Шавкэтовна

Формирование дискурсивной компетенции у учащихся средней школы посредством использования в обучении немецкому языку конструктивистских приемов

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность – 050303.65 Иностранный язык

(очная форма обучения)

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Харламова Мария Витальевна _____________

Рецензент:

доктор педагогических наук, профессор

Шамов Александр Николаевич_______________

Зав. кафедрой:

доктор педагогических наук, профессор

Бартош Дана Казимировна ______________

Москва 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………….………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка…………………………………………………..……..7

1.1. Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции…………………………………………………………………………7

1.2. Особенности порождения и смыслового восприятия дискурса в процессе коммуникации………………………………………………………………………16

1.3. Современные подходы в обучении иностранным языкам……………………………………………………………………….......…..24

1.4. Конструктивизм как педагогическая философия……………………..……..28

Выводы по 1 главе……………………………………………………….………....36

Глава 2. Использование конструктивистских приёмов при формировании дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка……………………………….………………………………………………..39

2.1. Психолого-педагогические условия восприятия и продуцирования учащимися средней школы дискурсов на уроках немецкого языка………………………….……………………………………………………..39

2.2. Конструктивистские технологии при работе с текстом как основой для продуцирования дискурсов …………………………………………………….....45


2.3. Конструктивистские технологии и приемы, способствующие созданию на уроке аутентичных ситуаций общения………………………………...…………50

2.4. Опытная проверка предлагаемых конструктивистских технологий и приёмов формирования дискурсивной компетенции у учащихся среднего звена на уроках немецкого языка……………………………………..………………….59

Выводы по 2 главе…………………………………………………………….……71

Заключение……………………………………………..…………………….……..73

Список использованной литературы…………….…………………………...…...77

Введение

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания. В современной педагогике и методике всё чаще внимание уделяется использованию форм обучения, которые направлены на формирование дискурсивной компетенции.

В связи с тем, что в последние годы школа, общество и государство уделяют все большее внимание интересам личности (умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, умению коммуникации в широком социальном плане), появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.

При этом актуальной задачей в обучении иностранному языку является необходимость формирования у учащихся межкультурной коммуникативной компетенции.

Актуальность проблемы формирования дискурсивной компетенции у учащихся средней школы обусловлена, с одной стороны, ее значимостью как одного из компонентов межкультурной коммуникации и, с другой стороны, недостаточной разработанностью методики ее формирования, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка приемов формирования дискурсивной компетенции на иностранном языке у учащихся средней школы на основе конструктивизма.

Объектом исследования является процесс формирования дискурсивной компетенции в обучении иностранному языку в школе.

Предмет исследования - процесс формирования дискурсивной компетенции на немецком языке у учащихся средних классов посредством использования конструктивистских технологий и приемов.


Гипотеза исследования - процесс формирования дискурсивной компетенции у учащихся средних классов на основе конструктивизма будет успешным, если:

- соблюдаются психолого-педагогические условия, учитывающие особенности продуцирования и восприятия дискурса и возрастные характеристики учащихся;

- принципы конструктивизма реализуются на всех этапах организации учебной деятельности учащихся;

- элементы конструктивизма находят свое выражение и в содержании, и в средствах обучения иностранному языку.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

- дискурсивную компетенцию как компонент межкультурной коммуникативной компетенции;

- проанализировать особенности порождения и смыслового восприятия дискурса в процессе коммуникации и выявить психолого-педагогические условия, необходимые для формирования дискурсивной компетенции;

- изучить современные подходы в обучении иностранным языкам и определить место конструктивизма в современном учебном процессе;

- в соответствии с психолого-педагогическими условиями восприятия и продуцирования учащимися средней школы дискурсов обозначить и описать конструктивистские технологии и приемы, способствующие формированию дискурсивной компетенции;

- апробировать разработанные технологии и приёмы;

В процессе теоретического изучения проблемы и проведения экспериментальной работы применялись следующие методы исследования:

1.Теоретический (анализ литературы в области лингвистики, психолингвистики, дидактики и методики преподавания иностранного языка).

2.Педагогический (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ программ по преподаванию иностранного языка в общеобразовательных учреждений).

3.Эмпирические методы (наблюдение над процессом обучения иностранному языку и апробация).

Методологическую основу исследования составили труды таких учёных, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Ш.А. Амонашвили, Н.И Алмазова и др.

Теоретической основой исследования послужили теории речевой коммуникации (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев,Е.С. Кубрякова); психологические теории и концепции, раскрывающие механизмы обучения и усвоения иностранного языка (А. Алхазишвили, Ж.Пиаже, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов,Д. Брунер); работы по теории и методике создания коммуникативных ситуаций на уроке (Е. И. Пассов, Г.В. Елизарова, А.А.Чернобров и др.).


Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрении конструктивизма как концептуальной основы формирования дискурсивной компетенции в обучении иностранному языку;

- выявлении психолого-педагогических условий продуцирования учащимися средних классов дискурсов на иностранном языке;

- разработке и апробации конструктивистских приемов формирования дискурсивной компетенции на немецком языке у учащихся средних классов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

а) определена сущность дискурсивной компетенции и её значение для современного процесса обучения;

б) на основе анализа современных тенденций в обществе и образовании теоретически обоснована целесообразность использования конструктивистских приёмов при формировании дискурсивной компетенции;

в) описаны возможности повышения мотивации школьников к изучению иностранных языков посредством использования в обучении элементов конструктивизма;

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1) Проанализированы технологии и методы конструктивизма с позиции их потенциала для решения различных учебных задач;

2) Апробированы конструктивистские технологии и приемы, направленных на развитие у учащихся навыков и умений порождения и восприятия дискурсов;

3) Выявлены основные навыки и умения, которыми должны обладать учащиеся в процессе развития у них дискурсивной компетенции.

Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы (52 источника).


Глава I. Теоретические основы формирования дискурсивной компетенции на уроках иностранного языка

Согласно современной концепции образования, система обучения и воспитания должна ориентироваться на формирование мыслящего, нацеленного на решение проблем человека, готового к сотрудничеству с другими людьми, обладающего в достаточной мере знаниями, толерантного и социально ответственного человека [Амонашвили, 2009: 288]. Процесс обучения иностранному языку также опирается на концепцию развивающего обучения и направлен на развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в осваиваемой деятельности. В данный момент реформа образования направлена на преодоление консервативности образовательных систем, на преодоление разрыва между уровнем подготовки и потребностями общества. Так, с этой целью было осуществлено уточнение целей и задач обучения иностранным языкам и обозначение доминирующих компетенций в соответствии с современными тенденциями в обществе и образовании, пересмотрено содержание обучения. Остается открытым вопрос о целесообразности применения тех или иных технологий в рамках существующих подходов к обучению.

1.1. Дискурсивная компетенция как компонент коммуникативной компетенции

Конечной целью обучения иностранному языку является потребность формирования у учащихся межкультурной коммуникативной компетенции. Межкультурная коммуникативная компетенция – это способность добиться взаимопонимание с представителями разных культур даже при посредственном владении иностранными языками на основе понимания, знания и соблюдения универсальных правил и норм поведения, которые составляют международный этикет общения. Межкультурная коммуникативная компетенция позволяет личности устанавливать взаимоотношения с представителями других культур – признавать их культурные ценности, толерантно относиться к выявляющимся различиям в манерах общения, стилях поведения, образе жизни, обычаях, традициях. Межкультурная коммуникативная компетентность может быть представлена в виде идеализированной концептуальной модели и представляет собой интегративное образование, состоящее из подмножества компетенций. В основе данной модели лежит коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция является одной из базисных категорий современной теории и практики преподавания иностранных языков и, в частности, немецкого языка, как иностранного. В научной литературе существует множество определений понятия коммуникативной компетенции.